Слайд 1 «Знакомьтесь,ДЕЕПРИЧАСТИе!»
Урок-исследование
в 7 классе
Подготовила учитель русского языка и литературы
Богатырева Дарья Михайловна
МБОУ казачья СОШ 16
г.Тимашевска Краснодарского края
Слайд 2
Загадку эту отгадать совсем не
сложно!
Меня с наречием порою спутать можно.
Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл:
Я по значению похожа на глагол! ( _______________________)
Слайд 3Информация к размышлению:
термин деепричастие возник в XVII в., произошёл от
двух слов: дее и причастие. Первую часть мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Таким образом, дее - это делать, делающий. А причастие является родственником слову причастность. Вот и получается, что термин деепричастие может быть истолкован как причастность к действию.
Слайд 4 Деепричастие – особая форма глагола. Не с деепричастиями
К истокам
слова
Прочитай сведения о толковании слова «деепричастие»
В термине «деепричастие» мы хорошо понимаем вторую часть. Но что же означает первая? Её мы тоже можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный.
Из краткого этимологического словаря русского языка под редакцией Н. М. Шанского узнаём, что в XVII веке учёный Мелентий Смотрицкий ввёл в русскую грамматику термин «деепричастие». Он состоит из двух частей: дее + причастие, и объяснить его можно как «причастность к действию». Действительно, эта форма глагола обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, потому что не изменяется. А когда-то деепричастия были краткими причастиями, изменялись по падежам и были определениями. Со временем эти свойства утратились, деепричастия стали походить на наречия и полностью зависят от сказуемого.
(Из книги В. А. Ивановой, З. А. Потихи, Д. Э. Розенталя «Занимательно о русском языке»)
Слайд 5Задание 1
Выразительно прочитайте отрывок из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Прочтите текст
по предложениям .О каких основных действиях говорится в отрывке ?
Какими средствами языка Н.В.Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий?
Слайд 6Отрывок из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
А из города уже выступало неприятельское
войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло все поле, а запорожцы все палили, не переводя дух.
Слайд 7ВЫВОД:
функция деепричастий в речи – описывать, дорисовывать, характеризовать основное действие.
НЕ ЗАБУДЬТЕ ЗАНЕСТИ ВЫВОД В ТАБЛИЦУ.
Слайд 8Задание 2
Используя метод подбора, определите, на какие
вопросы отвечает деепричастие.
Тарас уже
хлопотал и отдавал приказы, выбирая коней и сбрую.
Кони, почуяв рассвет, полегли на траву и перестали есть.
Вопросы: Что делать? Что делает? Что делал? Что делая?
Что сделав?
Слайд 9
ВЫВОД:
ДЕЕПРИЧАСТИЯ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ:
что делая?
что сделав?
как?
каким образом?
и др.
НЕ ЗАБУДЬТЕ ЗАНЕСТИ ВЫВОД
В ТАБЛИЦУ.
Слайд 10ВЫВОД:
Глагольные признаки деепричастия.
Деепричастия образуются только от глаголов: осматривать- осматривая
Деепричастия бывают
совершенного и несовершенного вида:
(что делая?) осматривая – несов. в.,
(что сделав?) осмотрев – сов. в.
Деепричастия бывают возвратными и невозвратными осмотреться - осмотревшись
НЕ ЗАБУДЬТЕ ЗАНЕСТИ ВЫВОД В ТАБЛИЦУ.
Слайд 11
ЗАПОМНИТЕ!
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида:
- в сказав
Н.ф. сов. вид + - ши испекши
- вши взявши
Прост. ф.
буд. вр + - а , - я заметя
Наст. вр.
несов.вид + -а молча
- я говоря
быть -будучи
Слайд 12
Задание 3
Выявите наречные признаки у деепричастия.
Рекомендации:
Выпишите из предложений деепричастия, ставя
к ним смысловые вопросы от глаголов. . Можно ли изменить деепричастия (проспрягать или просклонять)?
1)Старый Бульба спал, положив голову на ладонь.
2)Отец с сыном начали садить друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.
Слайд 13
Выявите наречные признаки у деепричастия.
Рекомендации:
Выпишите из предложений деепричастия, ставя к ним
смысловые вопросы от глаголов. Можно ли изменить деепричастия (проспрягать или просклонять)?
1)Старый Бульба спал, положив голову на ладонь.
2)Отец с сыном начали садить друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.
Спал (как?)положив
Начали садить (как?) отступая, оглядываясь, наступая
Слайд 14ВЫВОД:
Наречные признаки деепричастия
Деепричастия не изменяются (не склоняются и не спрягаются).
Деепричастия
отвечают на вопросы наречия (как? когда? каким образом?)
НЕ ЗАБУДЬТЕ ЗАНЕСТИ ВЫВОД В ТАБЛИЦУ
Слайд 15Задание 3
Используя полученную информацию, определите
синтаксическую функцию деепричастия.
Для этого запишите предложения
и, опираясь на формулировку грамматического значения деепричастия, установленный вопрос к деепричастию, найдите слово, от которого оно зависит, покажите это графически. Подчеркните деепричастие как обстоятельство.
1)Старый Бульба спал, положив голову на ладонь.2)Отец с сыном начали садить друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.
На основе самостоятельных наблюдений постарайтесь ответить на вопрос,
используя аргументы:
Почему синтаксическая функция деепричастия в предложении –
обстоятельство?
Слайд 16Ответ
Используя полученную информацию, определите
синтаксическую функцию деепричастия.
Для этого запишите предложения и,
опираясь на формулировку грамматического значения деепричастия, установленный вопрос к деепричастию, найдите слово, от которого оно зависит, покажите это графически. Подчеркните деепричастие как обстоятельство.
1)Старый Бульба спал, положив голову на ладонь.2)Отец с сыном начали садить друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.
На основе самостоятельных наблюдений постарайтесь ответить на вопрос,
используя аргументы:
Почему синтаксическая функция деепричастия в предложении –
обстоятельство?
Слайд 17ВЫВОД:
ДЕЕПРИЧАСТИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ.
НЕ ЗАБУДЬТЕ ЗАНЕСТИ ВЫВОД В ТАБЛИЦУ.
Слайд 18Задание 6
Составьте предложения по рисункам, используя в каждом деепричастия.
Слайд 19Задание 7
Преобразуйте первое или второе сказуемое в деепричастие. Запишите полученные предложения.
Слуги
услышали полковничий приказ и бросились к возам.
Далече по городам и весям разносился красный звон, созывал всех на святую молитву.
Далеко понеслось громкое хлопанье, сливалось в беспрерывный гул.
Слайд 20Задание 8
Составьте «паспорт» деепричастия
1. ______________________ - это деепричастие, т.к. отвечает на
вопрос ____________________,
2. зависит от __________________________,
3. образовалось от глагола _________________ ______________вида с помощью суффикса ______________,
4. с наречием сходно тем, что ________________________________,
5. в предложении является ________________________________.
Слайд 21Задание 9
Школьный прозвенит ______________,
Наш закончится ______________,
Все трудились, не ленясь,
Не медля и
не _____________.
Говорили, улыбаясь,
Отвечали, _______________,
В работе приняли активное ___________,
Узнали много про _______________.
Слайд 22Ответ
Школьный прозвенит звонок,
Наш закончится урок,
Все трудились, не ленясь,
Не медля и
не торопясь.
Говорили, улыбаясь,
Отвечали, не стесняясь,
В работе приняли активное участие,
Узнали много про деепричастие
Слайд 23Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая,
взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
Лодорский водопад
Слайд 24Обобщение материала
Каково общее грамматическое значение деепричастия?
Какова роль деепричастия в речи?
Каковы признаки
глагола у деепричастия?
Каковы признаки наречия у деепричастия?
Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении?
Слайд 25Домашнее задание.
1)Изучить все встречаемые в Интернете трактовки термина «деепричастие», найти отличия
2)Выписать
из повести Гоголя «Тарас Бульба» 3 предложения с деепричастиями, обозначив в них орфограммы; 3 предложения с причастными оборотами, выполнить их пунктуационный разбор.
3)Собери пословицы, укажи в них деепричастия.
Слайд 26Собери пословицы, укажи в них деепричастия