Презентация, доклад по русскому языку для 7 класса на тему: Знакомьтесь, деепричастие.

Содержание

Загадку эту отгадать совсем не сложно! Меня с наречием порою спутать можно. Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл:

Слайд 1 «Знакомьтесь,ДЕЕПРИЧАСТИе!»
Урок-исследование

в 7 классе

Подготовила учитель русского языка и литературы
Богатырева Дарья Михайловна
МБОУ казачья СОШ 16
г.Тимашевска Краснодарского края

«Знакомьтесь,ДЕЕПРИЧАСТИе!»     Урок-исследование         в

Слайд 2


Загадку эту отгадать совсем не

сложно!
Меня с наречием порою спутать можно.
Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл:
Я по значению похожа на глагол! ( _______________________)
 
Загадку эту отгадать совсем не сложно!

Слайд 3Информация к размышлению:
термин деепричастие возник в XVII в., произошёл от

двух слов: дее и причастие. Первую часть мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Таким образом, дее - это делать, делающий. А причастие является родственником слову причастность. Вот и получается, что термин деепричастие может быть истолкован как причастность к действию.
Информация к размышлению: термин деепричастие возник в XVII в., произошёл от двух слов: дее и причастие. Первую

Слайд 4 Деепричастие – особая форма глагола. Не с деепричастиями
К истокам

слова
Прочитай сведения о толковании слова «деепричастие»
В термине «деепричастие» мы хорошо понимаем вторую часть. Но что же означает первая? Её мы тоже можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный.
Из краткого этимологического словаря русского языка под редакцией Н. М. Шанского узнаём, что в XVII веке учёный Мелентий Смотрицкий ввёл в русскую грамматику термин «деепричастие». Он состоит из двух частей: дее + причастие, и объяснить его можно как «причастность к действию». Действительно, эта форма глагола обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, потому что не изменяется. А когда-то деепричастия были краткими причастиями, изменялись по падежам и были определениями. Со временем эти свойства утратились, деепричастия стали походить на наречия и полностью зависят от сказуемого.
(Из книги В. А. Ивановой, З. А. Потихи, Д. Э. Розенталя «Занимательно о русском языке»)
Деепричастие – особая форма глагола. Не с деепричастиями К истокам словаПрочитай сведения о толковании слова «деепричастие»В

Слайд 5Задание 1
Выразительно прочитайте отрывок из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Прочтите текст

по предложениям .О каких основных действиях говорится в отрывке ?
Какими средствами языка Н.В.Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий?
Задание 1 Выразительно прочитайте отрывок из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».Прочтите текст по предложениям .О каких основных действиях

Слайд 6Отрывок из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
А из города уже выступало неприятельское

войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло все поле, а запорожцы все палили, не переводя дух.
Отрывок из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы.

Слайд 7ВЫВОД:
функция деепричастий в речи – описывать, дорисовывать, характеризовать основное действие.

НЕ ЗАБУДЬТЕ ЗАНЕСТИ ВЫВОД В ТАБЛИЦУ.
ВЫВОД:функция деепричастий в речи – описывать, дорисовывать, характеризовать основное действие.   НЕ ЗАБУДЬТЕ ЗАНЕСТИ ВЫВОД В

Слайд 8Задание 2
Используя метод подбора, определите, на какие
вопросы отвечает деепричастие.
Тарас уже

хлопотал и отдавал приказы, выбирая коней и сбрую.
Кони, почуяв рассвет, полегли на траву и перестали есть.

Вопросы: Что делать? Что делает? Что делал? Что делая?
Что сделав?
Задание 2Используя метод подбора, определите, на какие вопросы отвечает деепричастие.Тарас уже хлопотал и отдавал приказы, выбирая коней

Слайд 9 ВЫВОД: ДЕЕПРИЧАСТИЯ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ: что делая? что сделав? как? каким образом? и др.
НЕ ЗАБУДЬТЕ ЗАНЕСТИ ВЫВОД

В ТАБЛИЦУ.
ВЫВОД: ДЕЕПРИЧАСТИЯ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ: что делая? что сделав? как?

Слайд 10ВЫВОД: Глагольные признаки деепричастия.
Деепричастия образуются только от глаголов: осматривать- осматривая
Деепричастия бывают

совершенного и несовершенного вида:
(что делая?) осматривая – несов. в.,
(что сделав?) осмотрев – сов. в.
Деепричастия бывают возвратными и невозвратными осмотреться - осмотревшись

НЕ ЗАБУДЬТЕ ЗАНЕСТИ ВЫВОД В ТАБЛИЦУ.

ВЫВОД:  Глагольные признаки деепричастия.Деепричастия образуются только от глаголов: осматривать- осматриваяДеепричастия бывают совершенного и несовершенного вида:

Слайд 11 ЗАПОМНИТЕ! Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида:

- в сказав
Н.ф. сов. вид + - ши испекши
- вши взявши
Прост. ф.
буд. вр + - а , - я заметя


Наст. вр.
несов.вид + -а молча
- я говоря
быть -будучи
ЗАПОМНИТЕ! Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида:

Слайд 12 Задание 3 Выявите наречные признаки у деепричастия. Рекомендации: Выпишите из предложений деепричастия, ставя

к ним смысловые вопросы от глаголов. . Можно ли изменить деепричастия (проспрягать или просклонять)? 1)Старый Бульба спал, положив голову на ладонь. 2)Отец с сыном начали садить друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.
Задание 3  Выявите наречные признаки у деепричастия. Рекомендации:

Слайд 13 Выявите наречные признаки у деепричастия. Рекомендации: Выпишите из предложений деепричастия, ставя к ним

смысловые вопросы от глаголов. Можно ли изменить деепричастия (проспрягать или просклонять)? 1)Старый Бульба спал, положив голову на ладонь. 2)Отец с сыном начали садить друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая. Спал (как?)положив Начали садить (как?) отступая, оглядываясь, наступая
Выявите наречные признаки у деепричастия. Рекомендации: Выпишите

Слайд 14ВЫВОД: Наречные признаки деепричастия
Деепричастия не изменяются (не склоняются и не спрягаются).
Деепричастия

отвечают на вопросы наречия (как? когда? каким образом?)

НЕ ЗАБУДЬТЕ ЗАНЕСТИ ВЫВОД В ТАБЛИЦУ

ВЫВОД:  Наречные признаки деепричастияДеепричастия не изменяются (не склоняются и не спрягаются).Деепричастия отвечают на вопросы наречия (как?

Слайд 15Задание 3
Используя полученную информацию, определите
синтаксическую функцию деепричастия.
Для этого запишите предложения

и, опираясь на формулировку грамматического значения деепричастия, установленный вопрос к деепричастию, найдите слово, от которого оно зависит, покажите это графически. Подчеркните деепричастие как обстоятельство.

1)Старый Бульба спал, положив голову на ладонь.2)Отец с сыном начали садить друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.
На основе самостоятельных наблюдений постарайтесь ответить на вопрос,
используя аргументы:
Почему синтаксическая функция деепричастия в предложении –
обстоятельство?


Задание 3 Используя полученную информацию, определитесинтаксическую функцию деепричастия.Для этого запишите предложения и, опираясь на формулировку грамматического значения

Слайд 16Ответ
Используя полученную информацию, определите
синтаксическую функцию деепричастия.
Для этого запишите предложения и,

опираясь на формулировку грамматического значения деепричастия, установленный вопрос к деепричастию, найдите слово, от которого оно зависит, покажите это графически. Подчеркните деепричастие как обстоятельство.

1)Старый Бульба спал, положив голову на ладонь.2)Отец с сыном начали садить друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.
На основе самостоятельных наблюдений постарайтесь ответить на вопрос,
используя аргументы:
Почему синтаксическая функция деепричастия в предложении –
обстоятельство?


Ответ Используя полученную информацию, определитесинтаксическую функцию деепричастия.Для этого запишите предложения и, опираясь на формулировку грамматического значения деепричастия,

Слайд 17ВЫВОД:
ДЕЕПРИЧАСТИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ.
НЕ ЗАБУДЬТЕ ЗАНЕСТИ ВЫВОД В ТАБЛИЦУ.

ВЫВОД:ДЕЕПРИЧАСТИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ.НЕ ЗАБУДЬТЕ ЗАНЕСТИ ВЫВОД В ТАБЛИЦУ.

Слайд 18Задание 6
Составьте предложения по рисункам, используя в каждом деепричастия.

Задание 6Составьте предложения по рисункам, используя в каждом деепричастия.

Слайд 19Задание 7 Преобразуйте первое или второе сказуемое в деепричастие. Запишите полученные предложения.
Слуги

услышали полковничий приказ и бросились к возам.
Далече по городам и весям разносился красный звон, созывал всех на святую молитву.
Далеко понеслось громкое хлопанье, сливалось в беспрерывный гул.
Задание 7 Преобразуйте первое или второе сказуемое в деепричастие. Запишите полученные предложения.Слуги услышали полковничий приказ и бросились

Слайд 20Задание 8 Составьте «паспорт» деепричастия
1. ______________________ - это деепричастие, т.к. отвечает на

вопрос ____________________,
2. зависит от __________________________,
3. образовалось от глагола _________________ ______________вида с помощью суффикса ______________,
4. с наречием сходно тем, что ________________________________,
5. в предложении является ________________________________.

Задание 8 Составьте «паспорт» деепричастия1. ______________________ - это деепричастие, т.к. отвечает на вопрос ____________________,2. зависит от __________________________,3.

Слайд 21Задание 9
Школьный прозвенит ______________,
Наш закончится ______________,
Все трудились, не ленясь,
Не медля и

не _____________.
Говорили, улыбаясь,
Отвечали, _______________,
В работе приняли активное ___________,
Узнали много про _______________.
Задание 9Школьный прозвенит ______________,Наш закончится ______________,Все трудились, не ленясь,Не медля и не _____________.Говорили, улыбаясь,Отвечали, _______________,В работе приняли

Слайд 22Ответ
Школьный прозвенит звонок,
Наш закончится урок,
Все трудились, не ленясь,
Не медля и

не торопясь.
Говорили, улыбаясь,
Отвечали, не стесняясь,
В работе приняли активное участие,
Узнали много про деепричастие
Ответ Школьный прозвенит звонок,Наш закончится урок,Все трудились, не ленясь,Не медля и не торопясь.Говорили, улыбаясь,Отвечали, не стесняясь,В работе

Слайд 23Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая,

взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Лодорский водопад

Кипя,Шипя,Журча,Ворча,Струясь,Крутясь,Сливаясь,Вздымаясь,Мелькая, шурша,Резвясь и спеша,Скользя, обнимаясь,Делясь и встречаясь,Ласкаясь, бунтуя, летя,Играя, дробясь, шелестя,Блистая, взлетая, шатаясь,Сплетаясь, звеня, клокоча,Морщинясь, волнуясь, катаясь,Бросаясь,

Слайд 24Обобщение материала
Каково общее грамматическое значение деепричастия?
Какова роль деепричастия в речи?
Каковы признаки

глагола у деепричастия?
Каковы признаки наречия у деепричастия?
Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении?
Обобщение материалаКаково общее грамматическое значение деепричастия?Какова роль деепричастия в речи?Каковы признаки глагола у деепричастия?Каковы признаки наречия у

Слайд 25Домашнее задание.
1)Изучить все встречаемые в Интернете трактовки термина «деепричастие», найти отличия
2)Выписать

из повести Гоголя «Тарас Бульба» 3 предложения с деепричастиями, обозначив в них орфограммы; 3 предложения с причастными оборотами, выполнить их пунктуационный разбор.
3)Собери пословицы, укажи в них деепричастия.
Домашнее задание.1)Изучить все встречаемые в Интернете трактовки термина «деепричастие», найти отличия2)Выписать из повести Гоголя «Тарас Бульба» 3

Слайд 26Собери пословицы, укажи в них деепричастия

Собери пословицы, укажи в них деепричастия

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть