Презентация, доклад по русскому языку для 6 класса по теме Знает ли медведь,где мед?

Содержание

Содержание:   ВВЕДЕНИЕ Часть 1. ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ НАЗВАНИЙ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ1.1. Тайны названий домашних животных.Часть 2. ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ НАЗВАНИЙ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ2.1. Секреты названий диких животных.Часть 3. Экспериментальный опрос.ЗАКЛЮЧЕНИЕНаучная литература, раскрывающая тайны словЛИТЕРАТУРА

Слайд 1Научно-практическая конференция школьников

«ЗНАЕТ ЛИ МЕДВЕДЬ, ГДЕ МЕД?»
или
«Этимология названий животных
в

русском языке»


Автор: Маевская Катерина,
учащаяся 6 класса
Научный руководитель: Корянова Лариса Константиновна,
учитель русского языка и литературы

П. Дукат 2015 год

Научно-практическая конференция школьников «ЗНАЕТ ЛИ МЕДВЕДЬ, ГДЕ МЕД?»или«Этимология названий животных в русском языке»Автор: Маевская Катерина,учащаяся 6 классаНаучный

Слайд 2Содержание:
 
ВВЕДЕНИЕ
Часть 1. ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ НАЗВАНИЙ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
1.1. Тайны названий

домашних животных.
Часть 2. ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ НАЗВАНИЙ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ
2.1. Секреты названий диких животных.
Часть 3. Экспериментальный опрос.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научная литература, раскрывающая тайны слов
ЛИТЕРАТУРА

Содержание:   ВВЕДЕНИЕ Часть 1. ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ НАЗВАНИЙ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ1.1. Тайны названий домашних животных.Часть 2. ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 3Введение
Изучает названия особая наука.
Этимология (от греч. «etymon» — истинное значение

слова и «logos» — учение) — это раздел языкознания, который занимается изучением происхождения слова, а также исторических изменений в структуре слова и его значениях.
Этимологический анализ слова обращен в прошлое языка. При помощи такого анализа устанавливается происхождение слова, его структура, значение, прежние словообразовательные связи, устанавливаются фонетические изменения.
ВведениеИзучает названия особая наука. Этимология (от греч. «etymon» — истинное значение слова и «logos» — учение) —

Слайд 4Введение
Мы познакомились с разделом русского языка «Этимология» и заинтересовались вопросом,

каково происхождение самых известных названий животных, обитающих не только в лесах, но и находящихся в домашнем хозяйстве.
Изучение названий животных позволяет полнее представить историческое развитие языка.

Введение Мы познакомились с разделом русского языка «Этимология» и заинтересовались вопросом, каково происхождение самых известных названий животных,

Слайд 5Объект исследования: процессы образования названий животных.
Предмет исследования: названия животных как

единицы современного русского языка.
Цель исследования: изучение названий животных по способу их образования и определение их исторических основ.

Объект исследования: процессы образования названий животных. Предмет исследования: названия животных как единицы современного русского языка.Цель исследования: изучение

Слайд 6Задачи исследования:
1) рассмотреть исторические основы возникновения и формирования названий животных;
2) познакомиться

с существующими наиболее значимыми этимологическими словарями названий животных;
3) проанализировать и систематизировать этимологические знания учащихся 5-7классов по теме исследования.

Задачи исследования: 1) рассмотреть исторические основы возникновения и формирования названий животных;2) познакомиться с существующими наиболее значимыми этимологическими

Слайд 7Гипотеза исследования:
знание и использование этимологического анализа названий животных способствует формированию

познавательного интереса к истории языка, помогает усвоить правописание многих слов славянского происхождения.

Гипотеза исследования: знание и использование этимологического анализа названий животных способствует формированию познавательного интереса к истории языка, помогает

Слайд 8Используемые методы:
Анализ научной литературы (этимологического словаря) по теме исследования:
М. Фасмер.

Этимологический словарь русского языка. Под ред.проф. Б.А. Ларина. М., Прогресс, 1986.

Экспериментальный опрос учащихся 5-7 классов.

Используемые методы: Анализ научной литературы (этимологического словаря) по теме исследования:М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Под ред.проф.

Слайд 9Практическая значимость
заключается в возможности использования материала на уроках русского языка, природоведения,

биологии, краеведения, экологии, на занятиях кружка, а также при проведении праздников, посвящённых Дню славянской письменности и культуры. 

Практическая значимостьзаключается в возможности использования материала на уроках русского языка, природоведения, биологии, краеведения, экологии, на занятиях кружка,

Слайд 10Тайны названий домашних животных
Слово «кот», как предполагают ученые, заимствовано из латинского

языка, где cattus, catta — название домашних (не диких) кота и кошки. Древнерусское слово «кошка», образованное от слова «кот», очевидно, сначала выглядело как kotjьka.




«Кот»- «кошка»

Тайны названий  домашних животныхСлово «кот», как предполагают ученые, заимствовано из латинского языка, где cattus, catta —

Слайд 11 «Собака»
«Собака», как считают ученые, заимствовано из иранских языков — например, из

языка скифов, у которых это слово выглядит как «spaka».
«Собака» «Собака», как считают ученые, заимствовано из иранских языков — например, из языка скифов, у которых

Слайд 12«Корова»
«Корова» — общеславянское слово, у него много родственников в других индоевропейских

языках, например, латинское cornu — рог. Слово «корова» можно истолковать как «рогатое».

«Корова»«Корова» — общеславянское слово, у него много родственников в других индоевропейских языках, например, латинское cornu — рог.

Слайд 13 «Бык»
«Бык» — родственник «букашки». Оба этих слова основаны на

звукоподражательном сочетании «бы», «бу», которыми древние индоевропейцы передавали гудение.
«Бык»  «Бык» — родственник «букашки». Оба этих слова основаны на звукоподражательном сочетании «бы», «бу», которыми

Слайд 14«Лошадь»

Считается, что это слово пришло к нам из тюркского языка:

«алаша» означало «конь, мерин», но раньше животное называлось «конь». Тот же корень коб-, что и в слове caballus, выделяется в древнем общеславянском слове «кобыла».
«Лошадь»  Считается, что это слово пришло к нам из тюркского языка: «алаша» означало «конь, мерин», но

Слайд 15«Баран»
Слово «баран» в древнерусском языке писалось как «боранъ». Некоторые учёные

считают, что это слово связано с древним индоевропейским корнем bher- «резать»
«Баран» Слово «баран» в древнерусском языке писалось как «боранъ». Некоторые учёные считают, что это слово связано с

Слайд 16 «Свинья»
Свинью назвали свиньей за ее плодовитость; древняя индоевропейская основа

suin- восходит к корню su-, который может быть связан с древним sunus – «сын» (тогда корень su- имеет значение «рожать, плодить»).
«Свинья» Свинью назвали свиньей за ее плодовитость; древняя индоевропейская основа suin- восходит к корню su-, который

Слайд 17«Кролик»
Слово “кролик” было заимствовано в XVI-XVII веках из польского языка.

Польское krolik — уменьшительное от krol – «король»; это буквальный перевод немецкого слова kuniklin, дословно означающего «королек».
«Кролик» Слово “кролик” было заимствовано в XVI-XVII веках из польского языка. Польское krolik — уменьшительное от krol

Слайд 18Секреты названий диких животных
Слово «дикий», как считают ученые, того же корня,

что и «диво», «удивляться»;
в древнерусском языке даже было слово «дивий» в значении «дикий».

Секреты названий  диких животныхСлово «дикий», как считают ученые, того же корня, что и «диво», «удивляться»; в

Слайд 19«Волк»
Древнее слово «волк» некоторые исследователи переводят как «разрывающий, терзающий» (близкие

слова – «валить», «валять», «волна»; слово «волна» означает не только водяной вал, но и шерсть, оно сближается с древним индоевропейским корнем uel-, означающим «дергать, щипать, рвать».
«Волк» Древнее слово «волк» некоторые исследователи переводят как «разрывающий, терзающий» (близкие слова – «валить», «валять», «волна»; слово

Слайд 20«Медведь»
Медведя в древности опасались называть его настоящим именем, чтобы он

не появился, и поэтому придумывали для него иносказательные названия, одно из которых – «медведь» — значило «тот, кто ест мед».
«Медведь» Медведя в древности опасались называть его настоящим именем, чтобы он не появился, и поэтому придумывали для

Слайд 21 «Сохатый» (лось)
«Сохатый» (лось) назван так за свои рога; его

имя — однокоренное со словом «соха». Издавна соха представляла собой дерево с острым суком, вспарывающим землю, но первичное значение слова корня «сох» было «рог».

«Сохатый» (лось) «Сохатый» (лось) назван так за свои рога; его имя — однокоренное со словом «соха».

Слайд 22 «Рысь»
«Рысь» — «рыжее» животное. Первоначальная форма этого слова —

rydsъ, с тем же корнем, что и «руда», «рдеть»; -с- — древний суффикс.
«Рысь» «Рысь» — «рыжее» животное. Первоначальная форма этого слова — rydsъ, с тем же корнем, что

Слайд 23«Лиса»
Слово «лиса» образовано от «лис». До сих пор кое-где у

нас бытуют слова «лессый» – желтоватый, «залисеть» – пожелтеть.
 

«Лиса» Слово «лиса» образовано от «лис». До сих пор кое-где у нас бытуют слова «лессый» – желтоватый,

Слайд 24 «Заяц»
«Заяц» — уменьшительная форма от древнего «зай»; это слово

восходит к несохранившемуся глаголу со значением «прыгать».
«Заяц» «Заяц» — уменьшительная форма от древнего «зай»; это слово восходит к несохранившемуся глаголу со значением

Слайд 25«Белка»
Осенью, когда белка линяет, ее мех становится светлым. Таких зверьков

называли бъла въверица. Поскольку охотились именно на такую «бълу въверицу», от частого упоминания этого названия оно сократилось до «бъла», а потом дополнилось суффиксом -к-.

«Белка» Осенью, когда белка линяет, ее мех становится светлым. Таких зверьков называли бъла въверица. Поскольку охотились именно

Слайд 26«Бобр»
Очень древнее слово «бобр» родственно слову «бурый». Как и немецкое

Bar («медведь»), оно называет зверя по цвету его шерсти. Удвоение «б» в слове «бобр» произошло еще в индоевропейском языке.
«Бобр» Очень древнее слово «бобр» родственно слову «бурый». Как и немецкое Bar («медведь»), оно называет зверя по

Слайд 27«Хорек»
«Хорек» — уменьшительная форма от «хорь», в древнерусском это слово

выглядело как «дъхорь» — корень «дъх» тот же, что и в словах «дух», «дохнуть», «сдохнуть».
«Хорек» «Хорек» — уменьшительная форма от «хорь», в древнерусском это слово выглядело как «дъхорь» — корень «дъх»

Слайд 28 «Песец»
«Песец» — древнерусское производное от слова «пес» — «собака»;

первоначально это слово значило «подобный собаке».
«Песец» «Песец» — древнерусское производное от слова «пес» — «собака»; первоначально это слово значило «подобный собаке».

Слайд 29«Олень»
«Олень» - родственно др.- лит. elenis, alnis «олень, лось»,

лтш. Alnis «лось».
«Олень» «Олень» - родственно др.- лит. elenis, alnis  «олень, лось», лтш. Alnis «лось».

Слайд 30Способы образования названий животных
1. Слова-названия пришли в современный язык из

древнерусского и иностранных языков (заимствованы).
2. Произошли с помощью
- звукоподражания;
- морфем (чаще суффиксов);
 - чередования букв в корне;
 - сходства с предметами, другими животными;
 - сходства цвета шерсти, окраса шерсти.

Способы образования названий животных 1. Слова-названия пришли в современный язык из древнерусского и иностранных языков (заимствованы).2. Произошли

Слайд 31Экспериментальный опрос
Названий животных- 20
Приняли участие в опросе- 18 чел. -

100%
Из них:
А)не знают значения названий животных-11чел.-61%
Б)знают значения названий отдельных животных- 7 чел. – 39%:
Медведь- 6 чел. - 33%
Кролик- 3 чел. - 16%
Волк- 1 чел. - 5%

Экспериментальный опросНазваний животных- 20 Приняли участие в опросе- 18 чел. - 100%Из них:А)не знают значения названий животных-11чел.-61%Б)знают

Слайд 32ЗАКЛЮЧЕНИЕ
знание и использование этимологического анализа названий животных будет способствовать формированию познавательного

интереса к истории языка, поможет усвоить правописание многих слов славянского происхождения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ знание и использование этимологического анализа названий животных будет способствовать формированию познавательного интереса к истории языка, поможет

Слайд 33Научная литература, раскрывающая тайны слов
«Этимологический словарь русского языка»
А.

Преображенского, изданный в 1910-1914 гг.
Более фундаментальный — четырехтомный «Этимологический словарь русского языка»
М. Фасмера (М., 1964-1973; повторное издание-1986-1987).

Научная литература, раскрывающая тайны слов«Этимологический словарь русского языка»   А. Преображенского, изданный в 1910-1914 гг. Более

Слайд 34Научная литература
Краткий этимологический словарь русского языка», составленный Н.М. Шанским, В.В. Ивановым

и др., под ред. С.Г. Бархударова (М., 1961; 3-е изд. – М., 1975);
«Этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой (М., 1994);
«Этимологический словарь русского языка для школьников», составленный Карантировым С.И.(М, 1998).
Научная литератураКраткий этимологический словарь русского языка», составленный Н.М. Шанским, В.В. Ивановым и др., под ред. С.Г. Бархударова

Слайд 35Научная литература
С.И.Львова «Этимология на службе орфографии», М., 2003.
Т.А.Максимова «Животные в мифах

и легендах античного мира», Абакан, 2001.

Научная литератураС.И.Львова «Этимология на службе орфографии», М., 2003.Т.А.Максимова «Животные в мифах и легендах античного мира», Абакан, 2001.

Слайд 36ЛИТЕРАТУРА

1. Большая школьная энциклопедия. — М.: Олма-пресс, 2001.
2. Грушко Е.А., Медведев

Ю.М. Русские легенды и предания. – М.: Эскмо, 2005.
3. Карантиров С.И. Этимологический словарь русского языка для школьников. – М., 1998.
4. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. – М.: Русское слово, 2001.
5. Львова С.И. Русский язык. За страницами учебника. – М.: Дрофа, 2002.
6. Максимова Т.А. Животные в мифах и легендах античного мира. – Абакан: ХГУ, 2001.
7. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., 1994.

ЛИТЕРАТУРА 1. Большая школьная энциклопедия. — М.: Олма-пресс, 2001.2. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания.

Слайд 37интернет
- www.book.sgg.ru/cgi-bin/nfrob.pl?1713825
 
- www.philol.msu.ru/rus/galya-1/bibl/vinog.htm
 
- www.magister.msk.ru/library/history

интернет- www.book.sgg.ru/cgi-bin/nfrob.pl?1713825 - www.philol.msu.ru/rus/galya-1/bibl/vinog.htm - www.magister.msk.ru/library/history

Слайд 38
СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть