Презентация, доклад по русскому языку для 5 класса Правописание корней с чередованием гласных е-и

Правописание корней с чередованием гласных Е – И

Слайд 1Пятое мая. Классная работа. Правописание корней с чередованием гласных Е – И.

Пятое мая. Классная работа. Правописание корней  с чередованием гласных  Е – И.

Слайд 2Правописание корней с чередованием гласных Е – И

Правописание корней  с чередованием гласных  Е – И

Слайд 3 Повторим! Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму. Изл…гать содержание, к…снуться вопроса, предл…жить чашку

чая, прик…саться к лицу, предл…гать решение, простое предл…жение, пол…гаться на друзей, отл…жить газету, к…саться стены, распол…житься на отдых, ул…жить куклу, к…снуться горячего металла. В каких случаях пишется чередующаяся гласная -А, а в каких – О?
Повторим! Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму.  Изл…гать содержание, к…снуться вопроса, предл…жить чашку чая, прик…саться

Слайд 4 Посмотрите на эти слова.

Чем они схожи и чем отличаются? замереть – замирать блестеть – блистать натереть – натирать
Посмотрите на эти слова.           Чем

Слайд 5 Правило Если видишь, что за корнем Появился суффикс А, То, без

всякого сомненья, В корне И пиши всегда. Примеры: Блистать, обжигать, убирать, застилать.
Правило   Если видишь, что за корнем  Появился суффикс А,  То, без

Слайд 6 Запомни! -бер- // -бира- -мер- // -мира- -тер- // -тира- -пер- // -пира- -дер- //-

дира- -стел- // -стила- -жег- // -жига- -блест-//-блиста-

















Запомни!   -бер- // -бира- -мер- // -мира- -тер- // -тира- -пер- // -пира- -дер-

Слайд 7 Распределите слова в два столика, выделите в них корень:

- И - - Е - Соб_ру, заб_раю, пост лить, выт_реть, заб_ру, раст_реть, зап_раю, подб_раю, нат_раю, зад_раю, бл_стящий, сд_ру, разб_раю, бл_стающий, бл_стеть, расст_лаю, ум_рать, забл_стать, выд_ру, зам_реть, уб_ру, изб_рать, соб_ратель, выт_раю, выт_рать
Распределите слова в два столика, выделите в них корень:

Слайд 8 Если после корня – А, В корне будет И всегда! Вот пример, запоминай: Ноги

вытер? - Вытирай!
Если после корня – А, В корне будет И всегда! Вот пример, запоминай: Ноги вытер? -

Слайд 9е – и в корне слове легко отличить, если запомнишь одного

из этих героев


Знакомьтесь! Это девочка ИРА










Отпирать(дверь),
прибирать(в комнате),
вытирать(пыль)


А это ослик И-А










Расстилать (скатерть),
блистать(на солнце),
зажигать(свечи)

е – и в корне слове легко отличить, если запомнишь одного из этих героевЗнакомьтесь! Это девочка ИРАОтпирать(дверь),

Слайд 10 Ослик говорит: «И-а!» Так и ты пиши в словах: Соберу, но собирал, Замереть, но

замирал, Затереть, но затирал, Запереть, но запирал, Расстелить, но расстилал, Разжечь, но разжигал, Заблестеть, но заблистал, Выдеру, но выдирал. На приставку не гляди, Крики ослика ищи.
Ослик говорит: «И-а!» Так и ты пиши в словах: Соберу, но собирал, Замереть, но замирал,

Слайд 11 Закрепим! Задание: списать слова, вставить буквы, подчеркнуть, выделить корень и ,если есть,

суффикс - А-. Нап_рать, расст_лить, расст_лать, бл_стеть, прод_раешься, пост_лешь, соб_решься, проб_рает, заж_гает, забл_стел, бл_стать, зам_реть, заст_лать, выт_реть, ум_раешь, нат_реть.
Закрепим! Задание: списать слова, вставить буквы, подчеркнуть, выделить корень и ,если есть, суффикс - А-.

Слайд 12Задание: Списать предложения, выбрать гласную в корнях глаголов, подчеркнуть. Нат(и/е)рать паркет.

Пост(и Пост(и/е)лить ковёр. Взб(и Взб(и/е)раемся на вершину. Река забл(и Река забл(и/е)стела. Выж(и Выж(и/е)гать рисунок. Всё зам(и Всё зам(и/е)рло.
Задание: Списать предложения, выбрать гласную в корнях глаголов, подчеркнуть.   Нат(и/е)рать паркет.

Слайд 13Игра «Верю - не верю» Верю – руки подняли вверх, не верю

– уснули, легли на парту. 1. В слове бирка пишется и, потому что далее идет суффикс -а-. 2. Слово зажигалка не подчиняется «ослиному правилу», потому что это существительное. 3. В слове блестящий надо писать и, потому что я обозначает звук [а] и мягкость предыдущего согласного. 4. Слово примирение надо писать с и, потому что гласная в этом корне проверяемая. 5. Слово собиратель надо писать с и, потому что здесь действует «ослиное правило».
Игра «Верю - не верю» Верю – руки подняли вверх, не верю – уснули, легли на парту.

Слайд 14 Письменная работа. Задание: Выпишите из диалога однокоренные слова и выделите в них

корень и ,если есть, суффикс - А- . - Бабушка, а туда далеко добираться? - Да покуда доберешься, пять пар башмаков стопчешь. - А сундук у него запирается? - Да уж, наверно, он его на семь замков запер.
Письменная работа. Задание: Выпишите из диалога однокоренные слова и выделите в них корень и ,если есть,

Слайд 15Вставьте правильную букву:
Вариант I
Разж..гать костер;
бл..стеть на cолнце;
зап..реть дверь;
зам..рать от восторга;
расст..латься по

лугу;
cт..реть написанное;
бл..стящий лед.

Вариант II
Соб..раться за грибами;
раст..раться полотенцем;
прид..раться к мелочам;
выж..гать рисунок;
заж..гательный снаряд;
зам..реть от неожиданности.

Вставьте правильную букву: Вариант IРазж..гать костер;бл..стеть на cолнце;зап..реть дверь;зам..рать от восторга;расст..латься по лугу;cт..реть написанное;бл..стящий лед.Вариант IIСоб..раться за

Слайд 16 Задание для любознательных Ира и Кира -

неразлучные друзья. Но вчера они поссорились. Ира сказала, что есть такое слово - собирание и нет слова собрание, а Кира утверждала, что есть слово собрание, но нет слова собирание. Кто из них прав? Разрешите спор двух девочек.
Задание для любознательных     Ира и Кира - неразлучные друзья. Но вчера

Слайд 17Спасибо! Урок окончен!

Спасибо!  Урок окончен!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть