Слайд 1Пятое мая.
Классная работа.
Правописание корней
с чередованием гласных
Е – И.
Слайд 2Правописание корней
с чередованием гласных
Е – И
Слайд 3
Повторим!
Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму.
Изл…гать содержание, к…снуться вопроса, предл…жить чашку
чая, прик…саться к лицу, предл…гать решение, простое предл…жение, пол…гаться на друзей, отл…жить газету, к…саться стены, распол…житься на отдых, ул…жить куклу,
к…снуться горячего металла.
В каких случаях пишется чередующаяся гласная -А, а в каких – О?
Слайд 4
Посмотрите на эти слова.
Чем они схожи и чем отличаются?
замереть – замирать
блестеть – блистать
натереть – натирать
Слайд 5
Правило
Если видишь, что за корнем
Появился суффикс А,
То, без
всякого сомненья,
В корне И пиши всегда.
Примеры: Блистать, обжигать, убирать, застилать.
Слайд 6
Запомни!
-бер- // -бира-
-мер- // -мира-
-тер- // -тира-
-пер- // -пира-
-дер- //-
дира-
-стел- // -стила-
-жег- // -жига-
-блест-//-блиста-
Слайд 7
Распределите слова в два столика, выделите в них корень:
- И - - Е -
Соб_ру, заб_раю, пост лить, выт_реть, заб_ру, раст_реть, зап_раю, подб_раю, нат_раю, зад_раю, бл_стящий, сд_ру, разб_раю, бл_стающий, бл_стеть, расст_лаю, ум_рать, забл_стать, выд_ру, зам_реть, уб_ру, изб_рать, соб_ратель, выт_раю, выт_рать
Слайд 8
Если после корня – А,
В корне будет И всегда!
Вот пример, запоминай:
Ноги
вытер? - Вытирай!
Слайд 9е – и в корне слове легко отличить, если запомнишь одного
из этих героев
Знакомьтесь! Это девочка ИРА
Отпирать(дверь),
прибирать(в комнате),
вытирать(пыль)
А это ослик И-А
Расстилать (скатерть),
блистать(на солнце),
зажигать(свечи)
Слайд 10
Ослик говорит: «И-а!»
Так и ты пиши в словах:
Соберу, но собирал,
Замереть, но
замирал,
Затереть, но затирал, Запереть, но запирал, Расстелить, но расстилал, Разжечь, но разжигал, Заблестеть, но заблистал, Выдеру, но выдирал.
На приставку не гляди,
Крики ослика ищи.
Слайд 11
Закрепим!
Задание: списать слова, вставить буквы, подчеркнуть, выделить корень и ,если есть,
суффикс - А-.
Нап_рать, расст_лить, расст_лать, бл_стеть, прод_раешься, пост_лешь, соб_решься, проб_рает, заж_гает, забл_стел, бл_стать, зам_реть, заст_лать, выт_реть, ум_раешь, нат_реть.
Слайд 12Задание: Списать предложения, выбрать гласную в корнях глаголов, подчеркнуть.
Нат(и/е)рать паркет.
Пост(и Пост(и/е)лить ковёр.
Взб(и Взб(и/е)раемся на вершину.
Река забл(и Река забл(и/е)стела.
Выж(и Выж(и/е)гать рисунок.
Всё зам(и Всё зам(и/е)рло.
Слайд 13Игра «Верю - не верю»
Верю – руки подняли вверх, не верю
– уснули, легли на парту.
1. В слове бирка пишется и, потому что далее идет суффикс -а-.
2. Слово зажигалка не подчиняется «ослиному правилу», потому что это существительное.
3. В слове блестящий надо писать и, потому что я обозначает звук [а] и мягкость предыдущего согласного.
4. Слово примирение надо писать с и, потому что гласная в этом корне проверяемая.
5. Слово собиратель надо писать с и, потому что здесь действует «ослиное правило».
Слайд 14
Письменная работа.
Задание: Выпишите из диалога однокоренные слова и выделите в них
корень и ,если есть, суффикс - А- .
- Бабушка, а туда далеко добираться?
- Да покуда доберешься, пять пар башмаков стопчешь.
- А сундук у него запирается?
- Да уж, наверно, он его на семь замков запер.
Слайд 15Вставьте правильную букву:
Вариант I
Разж..гать костер;
бл..стеть на cолнце;
зап..реть дверь;
зам..рать от восторга;
расст..латься по
лугу;
cт..реть написанное;
бл..стящий лед.
Вариант II
Соб..раться за грибами;
раст..раться полотенцем;
прид..раться к мелочам;
выж..гать рисунок;
заж..гательный снаряд;
зам..реть от неожиданности.
Слайд 16 Задание для любознательных
Ира и Кира -
неразлучные друзья. Но вчера они поссорились. Ира сказала, что есть такое слово - собирание и нет слова собрание, а Кира утверждала, что есть слово собрание, но нет слова собирание. Кто из них прав? Разрешите спор двух девочек.