Слайд 1Текст.
Определение темы и основной мысли текста. Типы текстов:
описание, повествование,
рассуждение
Составитель
учитель русского языка
и литературы
высшей категории
КГУ «Гимназия №21»
г. Алматы
Емельянова О.В.
Слайд 2…звуки, буквы, слоги, слова, предложения, текст.
Единицы языка – это…
Слайд 3
ТЕКСТ – это…
…всякая записанная речь (литератур-ное произведение,
сочинение, доку-мент, а также часть, отрывок из них).
предложения, связанные между собой по смыслу и грамматически.
Слайд 4 Наступила красавица
зима. Деревья стоят в
праздничном убранстве.
Особенно красива берёзка.
Её убранство
похоже на
свадебное платье.
Подул морозный ветер, и
снежинки, как белые
бабочки закружились в
воздухе и мягким ковром
легли на землю.
По небу плывут белые
облака. Дети идут в
школу. Заяц и белка
живут в лесу. У нас
перед окном растёт
стройная берёзка.
Узкая тропинка
ведёт к избушке
лесника.
Определите, где дан текст?
Слайд 5 Наступила красавица
зима. Деревья стоят в
праздничном убранстве.
Особенно красива берёзка.
Её убранство похоже
на
свадебное платье.
Подул морозный ветер, и
снежинки, как белые
бабочки закружились в
воздухе и мягким ковром
легли на землю.
Слайд 7
ТЕМА текста – это…
… предмет, основное содержание рассуждения,
изложения, творчества.
Слайд 8 Наступила красавица
зима. Деревья стоят в
праздничном убранстве.
Особенно красива берёзка.
Её убранство похоже
на
свадебное платье.
Подул морозный ветер, и
снежинки, как белые
бабочки закружились в
воздухе и мягким ковром
легли на землю.
Слайд 10
ЗАГОЛОВОК – это…
…название небольшого произведения, статьи.
Слайд 11 Прекрасен зимний лес рано
утром. Первые лучи солнца
пробиваются сквозь пушистые ветки
в серебристом инее.
Белое покрывало снегов
блестит на солнце. Гуляет
морозный ветер по лесным заснеженным дорожкам.
Слайд 12 Чёрная туча закрыла небо. Стало совсем темно. Под-нялся сильный ветер.
Первые крупные капли дождя упали на землю. Дождь всё усиливался.
Сверкнула молния, ударил гром. Началась гроза.
Слайд 13 За садом дети нашли
журавля. У него было сломано крыло.
Ребята
принесли его в школу. За
зиму птица окрепла и стала
ручной. Мы назвали его
Журкой. Весной над нашим
селом летели журавли. С
ними улетел и наш Журка.
Слайд 14Тест
Текст состоит из предложений .
К тексту нельзя придумать заглавие.
Все предложения в
тексте имеют границы.
Предложения в тексте не имеют определённой последовательности.
В тексте о чём – то или о ком – то говорится.
Текст можно разделить на части.
Каждая часть текста записывается с красной строки.
Слайд 15Тест
Текст состоит из предложений .
К тексту нельзя придумать заглавие.
Все предложения в
тексте имеют границы.
Предложения в тексте не имеют определённой последовательности.
В тексте о чём – то или о ком – то говорится.
Текст можно разделить на части.
Каждая часть текста записывается с красной строки.
Слайд 16Тест
Текст состоит из предложений .
К тексту нельзя придумать заглавие.
Все предложения в
тексте имеют границы.
Предложения в тексте не имеют определённой последовательности.
В тексте о чём – то или о ком – то говорится.
Текст можно разделить на части.
Каждая часть текста записывается с красной строки.
Слайд 17Тест
Текст состоит из предложений .
К тексту нельзя придумать заглавие.
Все предложения в
тексте имеют границы.
Предложения в тексте не имеют определённой последовательности.
В тексте о чём – то или о ком – то говорится.
Текст можно разделить на части.
Каждая часть текста записывается с красной строки.
Слайд 18Тест
Текст состоит из предложений .
К тексту нельзя придумать заглавие.
Все предложения в
тексте имеют границы.
Предложения в тексте не имеют определённой последовательности.
В тексте о чём – то или о ком – то говорится.
Текст можно разделить на части.
Каждая часть текста записывается с красной строки.
Слайд 19Тест
Текст состоит из предложений .
К тексту нельзя придумать заглавие.
Все предложения в
тексте имеют границы.
Предложения в тексте не имеют определённой последовательности.
В тексте о чём – то или о ком – то говорится.
Текст можно разделить на части.
Каждая часть текста записывается с красной строки.
Слайд 20Тест
Текст состоит из предложений .
К тексту нельзя придумать заглавие.
Все предложения в
тексте имеют границы.
Предложения в тексте не имеют определённой последовательности.
В тексте о чём – то или о ком – то говорится.
Текст можно разделить на части.
Каждая часть текста записывается с красной строки.
Слайд 21Тест
Текст состоит из предложений .
К тексту нельзя придумать заглавие.
Все предложения в
тексте имеют границы.
Предложения в тексте не имеют определённой последовательности.
В тексте о чём – то или о ком – то говорится.
Текст можно разделить на части.
Каждая часть текста записывается с красной строки.
Слайд 22Описание
Типы текста
Повествование
Рассуждение
Слайд 23Хищник сильный он, зубатый, Полосатый и усатый.
И клыки большие есть.
Мясо любит
он поесть.
У него с когтями лапа,
Может сильно поцарапать,
А издалека на кошку этот зверь похож немножко.
Отгадайте загадку и вы узнаете, о ком пойдёт речь в тексте:
Тигр
Слайд 24Текст 1 группы
Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего
они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.
Слайд 25Текст 2 группы
Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие
они сильные и красивые! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки.
Слайд 26Текст 3 группы
Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему
такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится?
Слайд 27Совместная работа групп. Анализ текста
Тигр – это большое и сильное животное,
самый крупный представитель семейства кошачьих.
Рисунок, расположенный на теле характерен только ему, на планете нет животных с таким окрасом. Красивые зелёные глаза, широкий нос, округлые ушки и, конечно же, острые зубы. У него отличное зрение, хороший слух и обоняние.
Красавец, да и только!
Слайд 28Тест
1. Текст-это:
А) отдельные предложения не связанные по смыслу и грамматически
Б) несколько
предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически
В) словосочетания
2. К какому типу текста можно задать вопрос « Почему?»
А)текст- рассуждение
Б) текст- повествование
В) текст – описание
3. Как называется текст, в котором описаны предметы?
А) текст- рассуждении
Б) текст- описание
В) текст- повествование
4.Какая часть речи помогает описать предмет?
А) глагол
Б) имя прилагательное
В )имя существительное
5. Как называется текст, в котором говорится, повествуется о каких- либо событиях, действиях?
А) текст- описание
Б) текст- рассуждение
В)текст- повествование
Слайд 29Ключ
Б
А
Б
Б
В
Критерии оценки
без ошибок - «5»
1 ошибки - «4»
2-3
ошибки - «3».