Презентация, доклад по русскому языку для 10 класса Культура речи. Понятие литературной нормы

Содержание

ЦЕЛЬ: повысить уровень знаний в области культуры речи

Слайд 1УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПОНЯТИЕ НОРМЫ В РУССКОМ

ЯЗЫКЕ УЧИТЕЛЬ Г.Е.НАЛИМОВА
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПОНЯТИЕ НОРМЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ  УЧИТЕЛЬ Г.Е.НАЛИМОВА

Слайд 2ЦЕЛЬ:
повысить уровень знаний в области культуры речи

ЦЕЛЬ: повысить уровень знаний в области культуры речи

Слайд 3ЗАДАЧИ:
рассмотреть вариативность литературной нормы;
обрести навыки разграничения понятия нормы от просторечий

и разговорных элементов
ЗАДАЧИ:рассмотреть вариативность литературной нормы; обрести навыки разграничения понятия нормы от просторечий и разговорных элементов

Слайд 4ТЕЗИСЫ ЯЗЫК РЕАЛИЗУЕТСЯ ЧЕРЕЗ РЕЧЬ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА К ЯЗЫКУ НЕ ПРИМЕНИМЫ ПОНЯТИЯ: ПРАВИЛЬНО/НЕПРАВИЛЬНО ВЫСШАЯ

ФОРМА ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА – ОБРАЗЦОВЫЙ ЯЗЫК НИЗШАЯ ФОРМА ЯЗЫКА –ДИАЛЕКТЫ. ИМЕННО ИЗ НИХ ПРИХОДЯТ НОРМАТИВНЫЕ ОШИБКИ ДИАЛЕКТЫ ОГРАНИЧЕНЫ. ПРОСТОРЕЧИЯ НИЧЕМ НЕ ОГРАНИЧЕНЫ И ЯВЛЯЮТСЯ ЭЛЕМЕНТОМ БЕЗГРАМОТНОСТИ СЛЕДУЕТ РАЗЛИЧАТЬ ПРОСТОРЕЧИЯ И РАЗГОВОРНЫЕ СЛОВА. РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ ТОЖЕ ЛИТЕРАТУРНЫЙ, ТОЛЬКО СЛЕГКА СНИЖЕННЫЙ
ТЕЗИСЫ ЯЗЫК РЕАЛИЗУЕТСЯ ЧЕРЕЗ РЕЧЬ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА  К ЯЗЫКУ НЕ ПРИМЕНИМЫ ПОНЯТИЯ: ПРАВИЛЬНО/НЕПРАВИЛЬНО  ВЫСШАЯ ФОРМА

Слайд 5НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА НАЧАЛИ СКЛАДЫВАТЬСЯ В XVII ВЕКЕ, ЗАКРЕПИЛИСЬ В

ТВОРЧЕСТВЕ А.ПУШКИНА НОРМА – ОСНОВА КУЛЬТУРЫ РЕЧИ БОЛЬШОЙ ВКЛАД В ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ВНЕСЛИ УЧЁНЫЕ-ЛИНГВИСТЫ: Л.ЩЕРБА, Д.УШАКОВ, В.ЧЕРНЫШЁВ, В.ВИНОГРАДОВ НОРМЫ БЫВАЮТ ФОНЕТИЧЕСКИМИ, ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ, СИНТАКСИЧЕСКИМИ, ЛЕКСИЧЕСКИМИ… НОРМЫ ИЗМЕНЯЮТСЯ НА НАШИХ ГЛАЗАХ. ОВЛАДЕТЬ КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ЗНАНИЙ НОРМ
НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА НАЧАЛИ СКЛАДЫВАТЬСЯ В XVII ВЕКЕ, ЗАКРЕПИЛИСЬ В ТВОРЧЕСТВЕ А.ПУШКИНА  НОРМА – ОСНОВА

Слайд 6ПРАКТИКУМ ЗАДАНИЕ №1 НАЙДИТЕ ОШИБКИ . СООТНЕСИТЕ НОРМУ И РАЗГОВОРНОЕ СЛОВО

Норма
Óкон (мн.ч.)
Дόговор
Ракýшки


Мелькόм
Мастерскú



Разговорные слова
Окόн (мн.ч.)
Договόр
Рáкушки
Мéльком
Мáстерски

ПРАКТИКУМ	 ЗАДАНИЕ №1 НАЙДИТЕ ОШИБКИ . СООТНЕСИТЕ НОРМУ И РАЗГОВОРНОЕ СЛОВО 	НормаÓкон (мн.ч.) Дόговор Ракýшки Мелькόм МастерскúРазговорные

Слайд 7ОТВЕТ К ЗАДАНИЮ № 1
Норма
Óкон (мн.ч.)
Договόр
Ракýшки
Мéльком
Мастерскú

Разговорные слова
Окόн (мн.ч.)
Дόговор
Рáкушки
Мелькόм
Мáстерски

ОТВЕТ К ЗАДАНИЮ № 1 НормаÓкон (мн.ч.)ДоговόрРакýшкиМéлькомМастерскúРазговорные словаОкόн (мн.ч.)ДόговорРáкушкиМелькόмМáстерски

Слайд 8ЗАДАНИЕ №2 В КАКИХ СЛОВАХ ДОПУСКАЕТСЯ УДАРЕНИЕ НА РАЗНЫЕ ГЛАСНЫЕ
Бáржа – баржá
Каталόг

– катáлог
Кулинáрия – кулинарúя
Гéнезис - генéзис
Симмéтрия - симметрúя
ЗАДАНИЕ №2 В КАКИХ СЛОВАХ ДОПУСКАЕТСЯ УДАРЕНИЕ НА РАЗНЫЕ ГЛАСНЫЕБáржа – баржáКаталόг – катáлогКулинáрия – кулинарúяГéнезис -

Слайд 9ОТВЕТ К ЗАДАНИЮ №2
Бáржа – баржá
Каталόг
Кулинáрия – кулинарúя
Гéнезис
Симмéтрия - симметрúя

ОТВЕТ К ЗАДАНИЮ №2Бáржа – баржáКаталόгКулинáрия – кулинарúяГéнезисСиммéтрия - симметрúя

Слайд 10ЗАДАНИЕ №3 НАЙДИТЕ НОРМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА
Профессиональные
Компáс
Свёкла
Искрá
Рудник
Дόбыча

Норма
Кόмпас
Свеклá
Искра
Рýдник
Добыча

ЗАДАНИЕ №3 НАЙДИТЕ НОРМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА	ПрофессиональныеКомпáсСвёклаИскрáРудникДόбыча	НормаКόмпас СвеклáИскраРýдникДобыча

Слайд 11ОТВЕТ К ЗАДАНИЮ №3
Профессиональные
Компáс
Свеклá
Искрá
Рýдник
Дόбыча

Норма
Кόмпас
Свёкла
Искра
Рудник
Добыча

ОТВЕТ К ЗАДАНИЮ №3ПрофессиональныеКомпáсСвеклáИскрáРýдникДόбыча	НормаКόмпасСвёклаИскраРудникДобыча

Слайд 12 ЗАДАНИЕ № 4 ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ОКОНЧАНИЕМ -У- В РОДИТЕЛЬНОМ

ПАДЕЖЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА В УСТОЙЧИВЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ. ОБРАЗЕЦ: МИР - С МИРУ ПО НИТКЕ 1 В 2 В 3 В 4 В ВОЗ СКЛАД ДУХ СЛУХ ПЫЛ ГЛАЗ ЖАР БРОД ЧАС РОД СПУСК ЛАД
ЗАДАНИЕ № 4 ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ОКОНЧАНИЕМ -У-

Слайд 13ОТВЕТ К ЗАДАНИЮ 4
Баба с возу – кобыле легче
С пылу с

жару
Час от часу нелегче
Ни складу ни ладу
С глазу на глаз
Ни роду ни племени
Как на духу
Не давать спуску
Ни слуху ни духу
Не зная броду не суйся в воду

ОТВЕТ К ЗАДАНИЮ 4Баба с возу – кобыле легчеС пылу с жаруЧас от часу нелегчеНи складу ни

Слайд 14 ЗАДАНИЕ 5 ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО РОДА ОБРАЗУЙТЕ ФОРМЫ ПРЕДЛ.ПАДЕЖА, ЕД. Ч.

С ОКОНЧАНИЕМ -У- И -Е- ОБРАЗЕЦ: О ЖЕЛУДОЧНОМ СОКЕ, НО: ВАРИТЬСЯ В СОБСТВЕННОМ СОКУ


1В 2 В 3В 4В
цвет дом шаг корм
ток корень ветер дух
повод вес счёт глаз
край хмель мир вид

ЗАДАНИЕ 5  ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО РОДА ОБРАЗУЙТЕ ФОРМЫ ПРЕДЛ.ПАДЕЖА, ЕД. Ч. С ОКОНЧАНИЕМ -У-

Слайд 15 ОТВЕТ К ЗАДАНИЮ №5 В СИНЕМ ЦВЕТЕ – ЯБЛОНИ В ЦВЕТУ В ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ

ТОКЕ – РАБОТАЛ НА ТОКУ В КАЖДОМ ПОВОДЕ – ИДТИ НА ПОВОДУ В БОГАТЕЙШЕМ КРАЕ – СТОЯТЬ НА КРАЮ В ДВУХКВАРТИРНОМ ДОМЕ – РАБОТАТЬ НА ДОМУ В КОРНЕ СЛОВА –ЗАСОХ НА КОРНЮ В БОЛЬШОМ ВЕСЕ – ДЕРЖАТЬ НА ВЕСУ В ДУШИСТОМ ХМЕЛЕ – НАСТОЯТЬ НА ХМЕЛЮ В ОДНОМ ШАГЕ ОТ МЕНЯ – НИ ШАГУ НАЗАД В ВЕТРЕ МАРТОВСКОГО ДНЯ – НЕ СТОЙ НА ВЕТРУ ОШИБСЯ ПРИ СЧЁТЕ – НА МОЁМ СЧЕТУ В БОЛЬШОМ МИРЕ – НА МИРУ И СМЕРТЬ КРАСНА В КУРИНОМ КОРМЕ – НА ПОДНОЖНОМ КОРМУ В ДУХЕ ПРЕДАННОСТИ – КАК НА ДУХУ В СТЕКЛЯННОМ ГЛАЗЕ – НИ В ОДНОМ ГЛАЗУ О ВНЕШНЕМ ВИДЕ – ИМЕТЬ В ВИДУ
ОТВЕТ

Слайд 16ЗАДАНИЕ №6. НАЙДИТЕ НЕЙТРАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВА
Сандалия – сандалий
Заусенец – заусеница
Туфля

– туфель
Манжета – манжет
Шпрот – шпрота
ЗАДАНИЕ №6.  НАЙДИТЕ НЕЙТРАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВА Сандалия – сандалийЗаусенец – заусеницаТуфля – туфельМанжета – манжетШпрот

Слайд 17ОТВЕТ К ЗАДАНИЮ № 6
Сандалия – сандалий (разг.)
Заусенец – заусеница
Туфля –

туфель (разг.)
Манжета – манжет (разг.)
Шпрот (разг.) – шпрота

ОТВЕТ К ЗАДАНИЮ № 6Сандалия – сандалий (разг.)Заусенец – заусеницаТуфля – туфель (разг.)Манжета – манжет (разг.)Шпрот (разг.)

Слайд 18 ЗАДАНИЕ №7. К КАЖДОМУ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОДБЕРИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Бандероль
Канифоль
Озимь
Ваниль
Вермишель
Моль
Тюль
Шампунь

Щебень
Студень
Толь
Нашатырь
Лосось
Дирижабль
Дуэль
Отель

ЗАДАНИЕ №7.  К КАЖДОМУ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОДБЕРИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.  БандерольКанифольОзимьВанильВермишельМольТюльШампуньЩебеньСтуденьТольНашатырьЛососьДирижабльДуэльОтель

Слайд 19 ОТВЕТ К ЗАДАНИЮ №7 ЦЕННАЯ БАНДЕРОЛЬ ЕДКАЯ КАНИФОЛЬ ЗЕЛЁНАЯ ОЗИМЬ СЛАДКАЯ ВАНИЛЬ ЯИЧНАЯ ВЕРМИШЕЛЬ ПРОЖОРЛИВАЯ МОЛЬ –

ОДИН МОЛЬ (В ХИМИИ) ЦВЕТНОЙ ТЮЛЬ ХОРОШИЙ ШАМПУНЬ – ХОРОШАЯ ШАМПУНЬ (ПРОСТОРЕЧИЕ) МЕЛКИЙ ЩЕБЕНЬ ВКУСНЫЙ СТУДЕНЬ ЧЁРНЫЙ ТОЛЬ ОТРЕЗВЛЯЮЩИЙ НАШАТЫРЬ КРУПНЫЙ ЛОСОСЬ СТАРЫЙ ДИРИЖАБЛЬ ОЧЕРЕДНАЯ ДУЭЛЬ МНОГОЭТАЖНЫЙ ОТЕЛЬ
ОТВЕТ К ЗАДАНИЮ №7  ЦЕННАЯ БАНДЕРОЛЬ ЕДКАЯ КАНИФОЛЬ ЗЕЛЁНАЯ ОЗИМЬ СЛАДКАЯ ВАНИЛЬ

Слайд 20ВАРИАТИВНОСТЬ НОРМ КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА
Современная норма объединяет варианты:

нейтральные;
эмоциональные;
устаревшие;
разговорные;
равноправные;
допустимые (проф.)

ВАРИАТИВНОСТЬ НОРМ КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ЯЗЫКАСовременная норма объединяет варианты:нейтральные;эмоциональные;устаревшие;разговорные;равноправные;допустимые (проф.)

Слайд 21ВЫВОД
Стадии динамики нормы
I II III
1.тракторы -

тракторы – норма трактора – норма норма трактора – прост. тракторы – устар.

2. в цехе в цехе – норма в цехе - норма
норма в цеху – разг. в цеху – доп.

ВЫВОДСтадии динамики нормы	I			   II				 III 1.тракторы - 	   тракторы – норма

Слайд 22В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ УРОКА ИСПОЛЬЗОВАН МАТЕРИАЛ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «КУЛЬТУРА РЕЧИ» (АВТОР:

ПРОФЕССОР О.ЛЮБИМОВА, АКИПКРО, Г. БАРНАУЛ)
В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ УРОКА ИСПОЛЬЗОВАН МАТЕРИАЛ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «КУЛЬТУРА РЕЧИ» (АВТОР: ПРОФЕССОР О.ЛЮБИМОВА, АКИПКРО, Г. БАРНАУЛ)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть