Слайд 1Орфоэпическая разминка
Досуг, жалюзи, километр, статуя, торты, цемент, приданое, кухонный, оптовый, сливовый,
прозорлива, значимый, осведомиться, баловать, кормящий, кровоточащий
Слайд 2Какая часть речи?
Кровоточащий
Кормящий
Слайд 3Читаем название параграфа
«Морфология.
Орфография.
Причастие»
Слайд 4Определите цель нашего сегодняшнего урока
Слайд 5упражнение 139 на странице 103
Скоро осень! – восклицаем мы, когда замечаем
на деревьях желтеющие, а кое-где и уже пожелтевшие листья.
Первыми, как правило, желтеют осинки. Вот и в этом году они пожелтели раньше всех. Стоят, словно облитые золотом, и трепетно колышутся при малейшем дуновении ветерка. Глядя на их дрожащие желтые листики, понимаешь, почему говорят: дрожит, как осиновый лист.
Слайд 6Желтеющие, пожелтевшие, желтеют, пожелтели, желтые
Слайд 7Причастие -
это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета
по действию и отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? Какое? Что делающий? Что сделавший? И другие
Слайд 8распределить слова в три столбика: глаголы, прилагательные, причастия
читать, читающий, смотреть, написать,
осенний, посаженный, дуть, дующий, свекольный, бессуффиксный, собачий, ветряной, поспевающий, зарастать, забытый, деревянный, бегущий, бегать, спортивный
Слайд 9Упражнение 141
Изменяются ли причастия по родам, числам, падежам? Приведите примеры
Причастия при
склонении имеют такие же падежные окончания, как и прилагательные?
Как причастие согласуется с существительным, от которого оно зависит?
Бывают ли краткие причастия?
Какую синтаксическую функцию выполняет полное причастие, а какую – краткое?
Слайд 10Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Что у вас получилось?
Что не
получилось?
О чем бы вы хотели спросить меня, но не смогли?
Каков ваш личный итог урока? Чего вы добились сегодня?
Вы чувствовали себя комфортно на уроке?
Слайд 11Домашнее задание
Первый вариант: из произведений художественной литературы выписать несколько предложений (не
менее 5), в которых есть причастие.
Второй вариант: составить 10 словосочетаний причастие + существительное, обозначить главное и зависимое слово.
Третий вариант: упражнение 144. Списать текст, вставляя пропущенные буквы и дописывая окончания прилагательных и причастий.