Слайд 1Имя числительное
Хорева Светлана Николаевна
МБОУ СОШ № 23
Новосибирск
Слайд 2Разряды числительных
1. Количественные
а) собственно-количественные
б) дробные
2. Собирательные
3. Порядковые
Слайд 3Количественные числительные
обозначают количество предметов или отвлечённое число
отвечают на вопрос сколько?
Слайд 4Правописание числительных:
удвоенные согласные
одиннадцать
миллион
миллиард
Слайд 5Собирательные числительные
обозначают количество предметов как одно целое: двое, пятеро, семеро,
оба
отвечают на вопрос сколько?
Слайд 6Порядковые числительные
обозначают порядок предметов при счёте
отвечают на вопрос который?
(какой?)
пятый, девятнадцатый, сто десятый,
две тысячи семнадцатый
Слайд 7Правописание порядковых числительных
Порядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный пишутся слитно:
двадцатисемитысячный, стосорокавосьмимиллионный, пятидесятидвухмиллиардный.
Если элементам -тысячный, -миллионный, -миллиардный предшествует сочетание с половиной, то обычно используется цифровое обозначение с дефисным написанием, например: 5 ½ -тысячный, 10 ½ -миллионный.
Слова двухсполовинный, трёхсполовинный, четырёхсполовинный пишутся слитно.
Слайд 8Количественные числительные отвечают на вопрос сколько?
И.п. сколько уроков?
Р.п. скольких уроков?
Д.п.
скольким урокам?
В.п. сколько уроков?
Т.п. сколькими уроками?
П.п. о скольких уроках?
Слайд 9Склонение количественных числительных
Числительное один склоняется как прилагательное, согласуясь с
существительным в роде и падеже:
м.р. – один год, одного года, одному году, одним годом, об одном годе;
ж.р. – одна зима, одной зимы, к одной зиме, одной зимою, об одной зиме;
с.р. – одно лето, одного лета, к одному лету, одним летом, об одном лете.
Слайд 10Склонение количественных числительных
Числительные два, три, четыре имеют особые формы:
р.п. – двух,
трёх, четырёх
д.п. – двум, трём, четырём
в.п. – два (двух), три (трёх), четыре (четырёх)
т.п. – двумя, тремя, четырьмя
п.п. – о двух, о трёх, о четырёх
Слайд 11Склонение количественных числительных
Числительные от пяти до двадцати и тридцать
склоняются как существительное 3-го склонения кость
Слайд 12Склонение количественных числительных
Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют две
падежные формы: им.п., в.п. – сорок, девяносто, сто.
остальные падежи – сорока, девяноста, ста.
Слайд 13Склонение сложных числительных, обозначающих круглые десятки и сотни
Слайд 15Выполните задание
Вставьте пропущенные буквы:
к оди…надцати часам
на восем…надцать дней
семь…десятью тоннами
около тысяч…
рублей
не хватает ста тысяч…
четырё…стам ученикам
на вос…мистах гектарах
с девят…стами сотрудниками
около трё…сот мил…онов рублей
к пят…десят… пят.. абонентам
Слайд 16Проверьте себя
к одиннадцати часам
на восемнадцать дней
семьюдесятью тоннами
около тысячи рублей
не хватает
ста тысяч
четырёмстам ученикам
на восимистах гектарах
с девятьюстами сотрудниками
около трёхсот миллонов рублей
к пятидесяти пяти абонентам
Слайд 17Дробные числительные
Количественное числительное в им.п.
Порядковое числительное в род.п.
две пятых, семь десятых
Слайд 18Полтора и полтораста
Числительные полтора (полторы) и полтораста при склонении имеют
две формы одну для именительного и винительного, вторую – для остальных падежей: полтора килограмма апельсинов – (нет, без, о) полутора килограммов апельсинов, полтораста участников слёта – (у) полутораста участников слёта.
Слайд 19Выполните задание
Просклоняйте словосочетания
полтора месяца
полтораста участников
Слайд 20Проверьте себя
Им.п. полтора месяца, полтораста участников
Р.п. полутора месяцев, полутораста участников
Д.п.
полутора месяцам, полутораста участникам
В.п. полтора месяца, полтораста участников
Т.п. полутора месяцами, полутораста участниками
П.п. о полутора месяцах, о полутораста участниках
Слайд 22Выполните задание
Раскройте скобки. Слитно или через дефис?
Я пришёл из школы:
Мамы дома
нет.
На столе оставлен
Для меня обед:
(Пол)батона хлеба,
(Пол)судка борща,
И на сковородке
Ровно (пол)леща.
Если мамы дома нету,
(Пол)минуты не теряй
И варенье из буфета
Поскорее доставай!
У меня сегодня
Был такой обед:
(Пол)кило варенья,
(Пол)мешка конфет,
(Пол)арбуза с тортом,
Апельсин с халвой –
Я ещё не мёртвый,
Но (полу)живой.
Я не ем уж (пол)недели,
Я не сплю уж пять ночей,
У моей стоят постели
Ровно (пол)Москвы врачей.
Слайд 23Проверьте себя
Я пришёл из школы:
Мамы дома нет.
На столе оставлен
Для меня обед:
Полбатона
хлеба,
Полсудка борща,
И на сковородке
Ровно пол-леща.
Если мамы дома нету,
Полминуты не теряй
И варенье из буфета
Поскорее доставай!
У меня сегодня
Был такой обед:
Полкило варенья,
Полмешка конфет,
Пол-арбуза с тортом,
Апельсин с халвой
(Я ещё не мёртвый,
Но полуживой).
Я не ем уж полнедели,
Я не сплю уж пять ночей,
У моей стоят постели
Ровно пол-Москвы врачей.
Слайд 24Римские цифры
основные знаки I – 1, V – 5, X –
10, L – 50, C – 100, D – 500, M – 1000
мнемонические правила:
Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх.
Mы Dаем Cоветы Lишь Xорошо Vоспитанным Iндивидуумам