Презентация, доклад по русскому языку Частицы

Содержание

Люблю я Пушкина творенье.  И это вовсе не секрет.  Его поэм, стихотворений  Прекрасней не было и нет!  С мальства его читаем сказки,  В них жар души, природы краски.  Добро цветёт в них, злоба чахнет.  В них

Слайд 1ЧАСТИЦЫ

ЧАСТИЦЫ

Слайд 2
Люблю я Пушкина творенье.  И это вовсе не секрет.  Его поэм, стихотворений  Прекрасней не

было и нет!  С мальства его читаем сказки,  В них жар души, природы краски.  Добро цветёт в них, злоба чахнет.  В них русский дух, в них Русью пахнет!

Выпишите служебные части речи

Люблю я Пушкина творенье.  И это вовсе не секрет.  Его поэм, стихотворений  Прекрасней не было и нет! 

Слайд 4 Лучшими друзьями А.С. Пушкина с лицея стали А. Дельвиг, И. Пущин

, В. Кюхельбекер


Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.

Лучшими друзьями А.С. Пушкина с лицея стали А. Дельвиг, И. Пущин , В. Кюхельбекер Куда бы

Слайд 5 Познакомиться с частицей как служебной частью речи;
Учиться находить частицы;

Знать разряды частиц.

Цели урока:

Познакомиться с частицей как служебной частью речи; Учиться находить частицы; Знать разряды частиц.Цели урока:

Слайд 6 С.Я. Маршак писал: «Слушая сказки А.С. Пушкина, мы с малых лет

учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово…».
С.Я. Маршак писал: «Слушая сказки А.С. Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое

Слайд 7«Что за прелесть эти сказки!...» (А.С. Пушкин)
Свет мой, зеркальце! Скажи  Да всю

правду доложи:  «Я ль на свете всех милее,  Всех румяней и белее?»

(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
«Что за прелесть эти сказки!...» (А.С. Пушкин)Свет мой, зеркальце! Скажи  Да всю правду доложи:  «Я ль на

Слайд 8
БЫ – мечтает.
ЛИ – сомневается (и спрашивает).
ЖЕ – утверждает.
Частицы бы,

ли, же…
БЫ – мечтает.ЛИ – сомневается (и спрашивает).ЖЕ – утверждает.  Частицы бы, ли, же…

Слайд 9Общее грамматическое значение.
Частица –это служебная часть речи, которая 1)служит или

для образования наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного и наречия;
2) вносит различные оттенки в предложение.
II. Морфологические признаки:
не изменяется;
разряд по значению.
III. Синтаксическая роль: не является членом предложения.

Морфологический разбор частиц План

Общее грамматическое значение. Частица –это служебная часть речи, которая 1)служит или для образования наклонений глагола, или сравнительных

Слайд 10Смысловые (модальные)
выражают:
Восклицание: Что за, ну и, вишь ты
Вопрос: Ли, разве, неужели,

что ли
Усиление: Даже, ведь, -то, всё-таки, же, ну, и
Уточнение: Именно, как раз, точно, прямо
Выделение, ограничение: Только, почти, лишь, исключительно
Указание: Вон, вот, это
Сомнение: вряд ли, едва ли Смягчение требования: -ка
Смысловые (модальные)выражают:Восклицание: Что за, ну и, вишь тыВопрос: Ли, разве, неужели, что лиУсиление: Даже, ведь, -то, всё-таки,

Слайд 11Разряды частиц

Разряды частиц

Слайд 121) Чтоб концы своих владений Охранять от нападений, Должен был он содержать Многочисленную рать. Воеводы

не дремали, Но никак не успевали: Ждут, бывало, с юга, глядь, — Ан с востока лезет рать. Справят здесь, — лихие гости Идут от моря. Со злости Инда (даже) плакал царь Дадон, Инда (даже) забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге! Вот он с просьбой о помоге Обратился к мудрецу, Звездочету и скопцу. Шлет за ним гонца с поклоном.
Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка.

2) Войска идут день и ночь; Им становится невмочь. Ни побоища, ни стана, Ни надгробного кургана Не встречает царь Дадон. «Что за чудо?» — мыслит он. Вот осьмой уж день проходит, Войско в горы царь приводит И промеж высоких гор Видит шелковый шатёр.

1) Чтоб концы своих владений Охранять от нападений, Должен был он содержать Многочисленную рать. Воеводы не дремали,

Слайд 13Проверка:
Отрицательная частица: не (1 в. и 2 в.)
Восклицательная:

что и (1в.), что за (2в.)
Усилительная: инда (даже), и (1в.), уж (2в.)
Указательная: вот (1 в. и 2 в.)

Частицы

Проверка: Отрицательная частица: не (1 в. и 2 в.)	 Восклицательная: что и (1в.), что за (2в.) Усилительная:

Слайд 14 «Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло. Как тягаться

ей со мною? Я в ней дурь-то успокою. Вишь какая подросла! И не диво, что бела:  Мать брюхатая сидела Да на снег лишь и глядела! Но скажи: как можно ей Быть во всем меня милей? Признавайся: всех я краше. Обойди всё царство наше, Хоть весь мир; мне ровной нет. Так ли?» Зеркальце в ответ: «А царевна всё ж милее, Всё ж румяней и белее». Делать нечего… 

«Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло. Как тягаться ей со мною? Я

Слайд 15Вопросительные: как, ли
Усилительные: -то, и, ж (же), вишь, всё ж
Выделительные: лишь
Отрицательные:

не

Частицы

Вопросительные: как, лиУсилительные: -то, и, ж (же), вишь, всё жВыделительные: лишьОтрицательные: не Частицы

Слайд 161. Слово не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно,

это служебная часть речи.
2. Оно не связывает слова и предложения. Значит, это не предлог и не союз.
3. Оно вносит дополнительный оттенок в высказывание. Следовательно, это частица.
4. Оно служит для образования или наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного и наречия. Значит, это частица.

Доказательство (как отличить частицу от других частей речи):

1. Слово не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи.2. Оно не

Слайд 17
1. Что такое частица?
2. С какой целью употребляется частица в предложении,

в тексте?
3. Что общего у частиц с другими служебными частями речи?
4. Чем отличаются частицы от предлогов и союзов?

Выводы:

1. Что такое частица?2. С какой целью употребляется частица в предложении, в тексте?3. Что общего у частиц

Слайд 181. Параграф 62, таблица разрядов
2. Найти частицы в сказке А.С. Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (со слов «…Чёрт ли сладит с бабой гневной… до слов …И оставили одну, отходящую ко сну…»

Домашнее задание

1. Параграф 62, таблица разрядов2. Найти частицы в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи

Слайд 19Читайте Пушкина, читайте,  И не живите днём одним.  С ним и любите, и

мечтайте.  И размышляйте вместе с ним.  И светлой дружбой дорожите  Её, как свет звезды неся,  Как Пушкин, пламенно живите,-  Жить нам без Пушкина нельзя.
Читайте Пушкина, читайте,  И не живите днём одним.  С ним и любите, и мечтайте.  И размышляйте вместе

Слайд 20«Сегодня на уроке я узнал…»
«Сегодня на уроке я научился…»
«Сегодня на уроке

мне было сложно…»
«Сегодня на уроке мне было легко…»
«Сегодня на уроке мне понравилось…»

«Сегодня на уроке я узнал…»«Сегодня на уроке я научился…»«Сегодня на уроке мне было сложно…»«Сегодня на уроке мне

Слайд 21Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова

и др.), М.: Просвещение, 2007
Идеи Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Русский язык в школе, Журнал №2, 1995
Материалы сайта http://www.licey.net/russian/phonetics/3_10_3

Список используемой литературы

Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), М.: Просвещение, 2007Идеи Единой

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть