Презентация, доклад по русскому языку Части речи

Содержание

Что изучает Морфология?Изучает слово как часть речиЛексическое значение слова

Слайд 1Части речи 6 класс

Части речи 6 класс

Слайд 2Что изучает Морфология?
Изучает слово как часть речи
Лексическое значение слова

Что изучает Морфология?Изучает слово как часть речиЛексическое значение слова

Слайд 3Части речи
Самостоятельные
Междометие
Служебные
Имена
Наречие
Глагол
Предлог
Союз
Частица
Местоимение
Имя числительное
Имя прилагательное
Имя существительное

Части речиСамостоятельныеМеждометиеСлужебныеИменаНаречиеГлаголПредлогСоюзЧастицаМестоимениеИмя числительноеИмя прилагательноеИмя существительное

Слайд 4Имя существительное


Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и

отвечает на вопросы: Кто? Что?

Делится на:
Собственные и нарицательные,
Одушевлённые и неодушевлённые

Имя существительноеИмя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: Кто? Что? Делится

Слайд 5Имя существительное

Имя существительное
- самостоятельная (знаменательная) часть речи,
отвечает на вопрос

кто ? что?
Обозначает предмет, лицо, явление
Имя существительное Имя существительное - самостоятельная (знаменательная) часть речи,отвечает на вопрос кто ? что? Обозначает предмет, лицо,

Слайд 7Непостоянные признаки:

Непостоянные признаки:

Слайд 8ПАДЕЖ
Именительный (кто? что?)
Родительный (кого? чего?)
Дательный (кому? чему?)
Винительный

(кого? что?)
Творительный (кем? чем ?)
Предложный (о ком? о чём?)
ПАДЕЖИменительный (кто? что?)Родительный  (кого? чего?)Дательный    (кому? чему?)Винительный  (кого? что?)Творительный  (кем? чем

Слайд 9Синтаксическая роль
Подлежащее:
Белеет (что?) парус одинокий…
Дополнение:
Буря (чем?) мглою (что?) небо кроет.
Обстоятельство:
Ветер

(где?) по морю гуляет…
Сказуемое:
Школа – (есть что?) наш родной дом.
Определение:
Над ним луч (какой?) солнца золотой…
Синтаксическая роль Подлежащее:Белеет (что?) парус одинокий…Дополнение:Буря (чем?) мглою (что?) небо кроет.Обстоятельство:Ветер (где?) по морю гуляет…Сказуемое: Школа –

Слайд 10Н.ф. – инфинитив (неопределённая форма глагола).
- с.ч.р. ,обозначает действие предмета

и отвечает на вопросы:

Что делать? Что сделать?

Что делает? Что сделает?

Что делал? Что сделал?

Глагол

Н.ф. – инфинитив (неопределённая форма глагола). - с.ч.р. ,обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать?

Слайд 11
- н. ф. (неизменяемая) глагола

- ?: Что делать? Что сделать?
- ть,

- ти : бежать, ползти,


Но!: жечь, печь, лечь – суффикса нет

Основа инфинитива част слова без – ть,- ти:
бежа - ть, ид - ти

В предложении инфинитив чаще он бывает подлежащим и сказуемым: Учить – ум точить.

инфинитив

^

^

^

^




- н. ф. (неизменяемая) глагола- ?: Что делать? Что сделать?- ть, - ти : бежать, ползти, Но!:

Слайд 12Что делать? (что делает?
что делал? что будет делать?)
продолжительность и

повторяемость действия – прыгает;


Виды глаголов

Указывают
на

Несовершенный

?

Что делать? (что делает? что делал? что будет делать?) продолжительность и повторяемость действия – прыгает;Виды глаголовУказывают

Слайд 13Совершенный
Виды глаголов

Что сделать? (что сделал? Что сделает?)
Указывают

на

результат действия – прыгнул,
однократность, начало, окончание
действия – выучил, запел, спел.

СовершенныйВиды глаголов Что сделать? (что сделал? Что сделает?)Указывают    на результат действия – прыгнул,однократность, начало,

Слайд 14 Три наклонения глагола:

- Изъявительное
- условное (сослагательное)
- повелительное


Например: решили (изъяв.), решили бы (условное), решайте (повелит.).

Наклонение глаголов

Три наклонения глагола: - Изъявительное-  условное (сослагательное)

Слайд 15
происходившее до момента речи
(до того, как о нём стали говорить):

Отцвела черёмуха.
Происходящее

в
момент речи

(сейчас):

Иду и пою.

Три формы времени

прошедшее

настоящее

будущее

Обозначают действие:

Произойдёт после момента речи (после того, как о нём скажут):

Приеду весной.

Времена глаголов

происходившее до момента речи(до того, как о нём стали говорить):Отцвела черёмуха.Происходящее вмомент речи    (сейчас):

Слайд 16
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Спрягаются глаголы только в изъяв. накл. в наст. и буд. времени.
В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.





1-е спр.

-ешь
- ет
- ем
- ете
- ут
- ют

2-е спр.

- ишь
- ит
- им
- ите
- ат
- ят

Спряжение глаголов

Пиш - ет

Черт - ит

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.    Спрягаются глаголы только в изъяв. накл.

Слайд 17Спряжение глаголов
Особо спрягаются глаголы

есть, дать
и образованные от них
съесть, поесть, отдать,
передать, создать и др.
Спряжение глаголов    Особо спрягаются глаголы

Слайд 18Безличные глаголы

обозначают
действие,
которое совершается
без действующего лица.
В предложении всегда – сказуемые,
при них не бывает подлежащего.
Смеркалось. Вечереет.
Безличные глаголы           обозначают

Слайд 19Не изменяются по лицам и числам
В значении безличных
употребляются личные глаголы:

Сено

хорошо пахнет – Пахнет сеном.

Гл. 3 л. + ся безличный гл.:

Ребёнок не спит. – Ребёнку не спится.

Безличные глаголы


Не изменяются по лицам и числамВ значении безличных употребляются личные глаголы:Сено хорошо пахнет – Пахнет сеном.Гл. 3

Слайд 20Имя прилагательное
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета

и отвечает на вопросы: Какой? Чей?
Разряды имён прилагательных
1.Качественные
- по величине
- по цвету
- по внутренним качествам
- по возрасту
- по весу
2.Относительные
- по материалу
- по месту
- по времени
- по назначению предмета
3.Притяжательные
- по принадлежности
- человеку или животному
Имя прилагательноеИмя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Чей?

Слайд 21Обратите внимание
Образуют степени сравнения
Образуют степени сравнения
Образуют степени сравнения
Очень+кач.пр
Указывают на материал, время,

место

Образуют степени сравнения

Отвечают на вопрос -чей?

Обратите вниманиеОбразуют степени сравненияОбразуют степени сравненияОбразуют степени сравненияОчень+кач.прУказывают на материал, время, местоОбразуют степени сравненияОтвечают на вопрос -чей?

Слайд 22Простая
(ее,ей, ше..)
Составная
(самый+ Н.Ф.)
Простая
(айш,ейш)
Составная
Более+Н.Ф.

легче
более легкий
легчайший
самый легкий
Образуйте все степени сравнения от прилагательного «тяжёлый»

Простая(ее,ей, ше..)Составная(самый+ Н.Ф.)Простая(айш,ейш)СоставнаяБолее+Н.Ф.легчеболее легкийлегчайшийсамый легкийОбразуйте все степени сравнения от прилагательного «тяжёлый»

Слайд 23Имя числительное
Имя числительное – это часть речи, которая обозначает отвлечённое число,

количество предметов и их порядок при счёте
Имя числительноеИмя числительное – это часть речи, которая обозначает отвлечённое число, количество предметов и их порядок при

Слайд 24Все числительные делятся :
Количественные (указывают на количество предметов)
Сколько?
Один, восемь.
Порядковые (обозначают порядок

предметов при счёте)
Который? Какой?
Первый, восьмой.


Все числительные делятся :Количественные (указывают на количество предметов)Сколько?Один, восемь.Порядковые (обозначают порядок предметов при счёте)Который? Какой?Первый, восьмой.

Слайд 26Числительные (количественные и порядковые) по строению делятся на
Простые
(состоят из одного слова)
Пятнадцать,

девяносто

Составные (состоят из двух и более слов)
Двадцать три, триста сорок пять

Числительные  (количественные и порядковые)  по строению делятся наПростые(состоят из одного слова)Пятнадцать, девяностоСоставные (состоят из двух

Слайд 27Местоимение – это часть речи, которая указывает на:
-Предметы, признаки, количество
-Предметы,

количество, действия
-Предметы, признаки, условия
но не называет их
Местоимение – это часть речи, которая указывает на: -Предметы, признаки, количество-Предметы, количество, действия-Предметы, признаки, условия но не

Слайд 28Разряды местоимений
Личные (я, ты, мы, вы, он(она, оно), они)
Возвратное (себя)
Притяжательные (мой,

твой, наш, ваш, свой)
Вопросительные (кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков?)
Относительные (кто, что, какой, чей, который, сколько, каков)
Неопределенные (некоторый, несколько, некто, нечто, кто-то, что-то, кто-нибудь, кое-кто, какой-то)
Отрицательные (никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей)
Определительные (сам, весь, всякий, каждый, иной, другой)
Указательные (тот, этот, такой)
Разряды местоименийЛичные (я, ты, мы, вы, он(она, оно), они)Возвратное (себя)Притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой)Вопросительные (кто?, что?,

Слайд 29 Наречие- это …


Самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы: где?, когда?, куда?, откуда?, почему?, зачем?, как?, с какой целью?, сколько?, в какой степени?, в какой мере?, каким образом?, с каких пор?, до каких пор?

Наречие- это …  Самостоятельная часть речи, которая обычно

Слайд 30Смысловые группы наречий
По значению наречия можно разделить на два

разряда: обстоятельственные и определительные.
Обстоятельственные наречия обозначают образ действия, время, место, причина, цель (идти пешком, идти вечером, идти туда и т.д.). Определительные наречия обозначают меру и степень, качество, способ действия (увеличить вдвое, увеличить слегка, увеличить едва и т. д.).
Смысловые группы наречий  По значению наречия можно разделить на два разряда: обстоятельственные и определительные.  Обстоятельственные

Слайд 31Смысловые группы наречий
Образ действия: как? каким образом?
Время: когда? с каких пор?

до каких пор?
Место: где? куда? откуда?
Причина: почему?
Цель: зачем?
Мера: сколько? во сколько? на сколько? в какой степени? в какой мере?
Смысловые группы наречийОбраз действия: как? каким образом?Время: когда? с каких пор? до каких пор?Место: где? куда? откуда?Причина:

Слайд 32Степень сравнения наречий
У наречий имеются две степени сравнения: превосходная и

сравнительная
Степень сравнения наречий У наречий имеются две степени сравнения: превосходная и сравнительная

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть