Презентация, доклад по русскому языку Буквы -е, -и в корнях с чередованием (5 класс)

Содержание

Шестое апреля.Классная работа.

Слайд 1Проверим домашнее задание

Проверим домашнее задание

Слайд 2
Шестое апреля.
Классная работа.

Шестое апреля.Классная работа.

Слайд 3Готовимся к
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания

внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1)Паруса раздувались от ветра и ускоряли стремительный бег судна.
2)Мальчик с детства мечтал о дальних плаваньях на старинном фрегате.
3)В морской дали показался и сразу исчез в сумерках долгожданный корабль.
4)Мальчик доделал макет парусника приклеил к нему мачты и вёсла.
Готовимся к Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на

Слайд 4 Я утверждаю,

что ... 1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета. 2. Слово «пение» - это глагол. 3. В слове «не(?)навидеть» не пишется отдельно. 4. Глаголы неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. 5. В слове «создать» - нулевое окончание. 6. В неопр. форме глагола после Ч пишется Ь. 7. Брат учит(?)ся. Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь 8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю? 9. В предложении «Я поклал ручку на парту» есть грамматическая ошибка. 10. Глагол «положить» совершенного вида.
Я утверждаю, что ...  1. Глагол –

Слайд 5Проверь себя!
1. + 2. - 3. - 4. + 5. - 6. + 7. - 8. + 9. + 10.

+
Проверь себя!1. + 2. - 3. - 4. + 5. - 6. + 7. - 8. +

Слайд 6Вспомним!!!
На какие три группы делятся безударные гласные в корне слова?
Поработайте в

паре. Распределите слова в три колонки, вставляя в них пропущенные буквы :
Ф…нарь, р…стение, прил…гательное, в…стибюль, насл….ждение, зап…реть (дверь), д…лекий, пол…жение, п…хучий, п…ртрет, выр…щенный, зап…рать (дверь), подр…сли, р…сток.


Вспомним!!!На какие три группы делятся безударные гласные в корне слова?Поработайте в паре. Распределите слова в три колонки,

Слайд 7Проверь себя!

Проверь себя!

Слайд 8Какие два слова вызвали трудность?
Запишите их через тире.
Определите вид этих

глаголов.

Запереть – запирать.
Выделите корень в словах. Какое фонетическое явление вы наблюдаете?
Что такое чередование звуков?
замена одних звуков другими в одной и той же части слова
В какою колонку мы должны были записать эти два слова? Запишите их.
Можете ли вы объяснить условие выбора Е – И в этих глаголах? Почему?

Несов. вид

Сов. вид

Какие два слова вызвали трудность?Запишите их через тире. Определите вид этих глаголов.Запереть – запирать.Выделите корень в словах.

Слайд 9Так что же мы будем сегодня изучать на уроке?
Какова наша цель?

Задача?
Сформулируйте тему урока.


Так что же мы будем сегодня изучать на уроке?Какова наша цель? Задача?Сформулируйте тему урока.

Слайд 10Тема: Буквы Е-И в корнях с чередованием
Цели урока:
выяснить условия выбора

букв Е-И в корнях с чередованием;
Задача урока:
научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.

Тема:  Буквы Е-И в корнях с чередованиемЦели урока: выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с

Слайд 11А у нас проблема!
Решите проблему.

А у нас проблема!Решите проблему.

Слайд 12Решаем проблему
Подберет
Натереть
Замереть
Постелить
Выжег
Удерем
Блестеть
Подпереть

Замирать
Выжигает
Блистать
Удирать
Подпирать
Подбирать
Натирать
Постилать

Слова какой части речи записаны на карточках?
К

каждому глаголу подберите видовую пару?
Определите их вид. Как вы будете это делать?
Выявите закономерность в написании букв Е-И в корнях этих глаголов.
Решаем проблемуПодберетНатеретьЗамеретьПостелитьВыжегУдеремБлестеть Подпереть ЗамиратьВыжигаетБлистатьУдиратьПодпиратьПодбиратьНатиратьПостилать Слова какой части речи записаны на карточках?К каждому глаголу подберите видовую пару? Определите

Слайд 13Назовите корни в записанных глаголов
БЕР - БИР
ТЕР - ТИР
МЕР -

МИР
СТЕЛ - СТИЛ
ЖЕГ - ЖИГ
ДЕР - ДИР
БЛЕСТ -БЛИСТ
ПЕР - ПИР



Посмотрите на записанные слова. Какая закономерность в написании букв Е – И в корнях этих слов? Сформулируйте правило.
Прочитаем правилом в учебнике (стр.112), совпадают ли наши выводы?

Назовите корни  в записанных глаголов БЕР - БИРТЕР - ТИРМЕР - МИРСТЕЛ - СТИЛЖЕГ - ЖИГДЕР

Слайд 14В корнях с чередованием Е – И буква И пишется, если

после корня стоит суффикс А.

В корнях с чередованием Е – И буква И пишется, если после корня стоит суффикс А.

Слайд 15Упражнение 647
Выполняя в тетради это упражнение, работайте в паре, старайтесь объяснять

друг другу свои действия.
У доски выполняют упражнение два человека.

Упражнение 647Выполняя в тетради это упражнение, работайте в паре, старайтесь объяснять друг другу свои действия. У доски

Слайд 16Зайка серенький сидит И ушами шевелит. 
Вот так, вот так Он ушами шевелит! Зайке холодно

сидеть, Надо лапочки погреть. 
Вот так, вот так Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. 
Вот так, вот так Надо зайке поскакать. Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал. 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки

Слайд 17 Самостоятельная работа. Распределите словосочетания в два столбика: Е

- И

выб..ри книгу, выб..рать книгу,
выд..рать сорняки; выд..ру сорняки,
выт..рать пыль, выт..реть пыль,
зап..реться в комнате, зап..рать дом,
ут..реть нос, ут..рать слезы.

Самостоятельная работа. Распределите словосочетания в два столбика: Е    -

Слайд 18Проверяем! Е

И

выбери (нет а) книгу
выдеру (нет а) сорняки
запереться (нет а) в комнате
утереть нос (нет а)

выбирать книгу
выдирать сорняки
запирать дом
утирать слезы

Проверяем! Е

Слайд 19Вставь нужные слова.
 Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу слова с чередующимися

гласными е – и, а – о в корне, объясните их правописание.
Чужой талант скоро ..., а наш ни лезет, ни ползет. За спрос, что за показ, денег не ... . Жить плохо, да ведь и ... не находка. Все мы ... под красным солнышком, на Божией росе. 8. Живи, живи, да и помирать ...! Когда на море камень всплывет, да камень травой ..., а на траве цветы расцветут. Чужие собаки ..., а свои не зевай! Доброго солдата ..., а не покупают. Дерево на дерево ..., человек на человека. Пролитую воду не ... . Нужда научит горшки ... .

Слова для справок: прор..стет, р…стет, обж…гать, р…стем, соб…райся, б…рут, выб…рают, д…рутся, оп…рается, соб…решь, ум…реть,

Вставь нужные слова. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными е – и, а – о в

Слайд 20Сигнальные карточки. Поднимаю зелёный – пишу Е , красный – пишу И.
Послушайте

пословицы внимательно. Подумайте об их значении. Услышав слово с чередованием, поднимите сигнальную карточку. Подумайте об их значении.
Сигнальные карточки. Поднимаю зелёный – пишу Е , красный – пишу И.Послушайте пословицы внимательно. Подумайте об их

Слайд 21
Добрые ум…рают, да дела их живут. 
Соб…рай по ягодке – наб…решь

кузовок.
Не боги же и горшки обж…гают. 
Скупые ум…рают, а дети сундуки отп…рают.

Добрые ум…рают, да дела их живут.  Соб…рай по ягодке – наб…решь кузовок.Не боги же и горшки обж…гают. Скупые

Слайд 22
Рукою погоняет, а другою слезы ут…рает.
Ржавое железо не бл…стит.
Дитя падает – Бог

перинку подст…лает; стар падает – черт борону подставляет.
Ранняя птичка носик
прочищает, а поздняя
глаза прод…рает.

Рукою погоняет, а другою слезы ут…рает.Ржавое железо не бл…стит.Дитя падает – Бог перинку подст…лает; стар падает – черт

Слайд 23Опрос.
С какой орфограммой сегодня познакомились?
Перечислите известные вам корни, в которых есть

чередование гласных.
От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
Достигли ли мы цели урока?

Опрос.С какой орфограммой сегодня познакомились?Перечислите известные вам корни, в которых есть чередование гласных.От чего же зависит правописание

Слайд 24Тест
В корнях с чередованием е-и пишется буква и:
если она

находится под ударением
 если она находится в безударном положении
если после корня стоит суффикс а
Тест В корнях с чередованием е-и пишется буква и: если она находится под ударением если она находится в

Слайд 25Тест
2. В каком слове на месте пропуска нужно писать букву

е?
зам...рать
 зап...рать
зат...рать
зам...реть
Тест 2. В каком слове на месте пропуска нужно писать букву е?зам...рать зап...ратьзат...ратьзам...реть

Слайд 26Тест
3. В каком слове на месте пропуска не нужно писать

букву е?
зам...реть
зат...реть
зап...реть
соб...рать
Тест 3. В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву е?зам...ретьзат...ретьзап...ретьсоб...рать

Слайд 27Тест
4. В каком слове на месте пропуска нужно писать букву

и?
 перет...рпеть
раст...рать
заст...лить
выт...реть
Тест 4. В каком слове на месте пропуска нужно писать букву и? перет...рпетьраст...ратьзаст...литьвыт...реть

Слайд 28Тест
5. В каком слове на месте пропуска не нужно писать

букву и?
заб...рать
расст...лать
расст...лить
доб...раться
Тест 5. В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву и?заб...ратьрасст...латьрасст...литьдоб...раться

Слайд 29Тест
6. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно

писать букву и:
 забл...стать, изб...рать
 заб...раю,выт...реть
пост...лить, проб...раться
приб...рёт, оп...раться
Тест 6. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву и: забл...стать, изб...рать заб...раю,выт...ретьпост...лить, проб...ратьсяприб...рёт, оп...раться

Слайд 30Тест
7. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно

писать букву е:
 уп...раться, зам...рло
зам...рало, заст...лить
разд...ру, забл...стел
бл...стательный, заж...гательный
Тест 7. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву е: уп...раться, зам...рлозам...рало, заст...литьразд...ру, забл...стелбл...стательный,

Слайд 31Тест
8. Укажите лишнее слово:
Выт…рать
Соб…рать
Заж…гать
Выт…реть

Тест 8. Укажите лишнее слово:Выт…ратьСоб…ратьЗаж…гатьВыт…реть

Слайд 32Тест
9. Укажите лишнее слово:
Прот…реть
Зап…реть
Зап…рать
Нат…реть

Тест9. Укажите лишнее слово:Прот…ретьЗап…ретьЗап…ратьНат…реть

Слайд 33Проверь себя!
- c
- d
- d
- b
- c
- a
- c
- d
- c

Проверь себя!- c- d- d- b- c- a- c- d- c

Слайд 34Рефлексия.
Сегодня я узнал________
Было трудно_________
Теперь я могу_________
Я понял, что__________
У меня получилось________
Я научился___________
Я

выполнял задания________
Меня удивило_________
Я попробую___________
Мне захотелось____________


Рефлексия.Сегодня я узнал________Было трудно_________Теперь я могу_________Я понял, что__________У меня получилось________Я научился___________Я выполнял задания________Меня удивило_________Я попробую___________Мне захотелось____________

Слайд 35Домашнее задание
П. 112, упр. 649.
Напишите рассказ о том, как вы убираете

свою комнату.
Домашнее заданиеП. 112, упр. 649.Напишите рассказ о том, как вы убираете свою комнату.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть