Презентация, доклад по русскому языку Безличное предложение 8 класс

Содержание

Начнём с систематизации полученных знаний.Какие предложения называются односоставными?В односоставном предложении ( в отличие от двусоставного) общее значение выражено одним главным членом предложения- подлежащими или сказуемым.Сравните, определите, какое из предложений

Слайд 1ЭТИ НЕОБЫЧНЫЕ
ОДНОСОСТАВНЫЕ
БЕЗЛИЧНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПОДГОТОВИЛА:
МАЛЬЧЕНКО ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА,
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
МБОУ «Толмачёвская средняя школа

№60 г. Обь Новосибирской области»
ЭТИ НЕОБЫЧНЫЕОДНОСОСТАВНЫЕБЕЗЛИЧНЫЕПРЕДЛОЖЕНИЯПОДГОТОВИЛА:МАЛЬЧЕНКО ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА,УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.МБОУ «Толмачёвская средняя школа №60 г. Обь Новосибирской области»

Слайд 2Начнём с систематизации полученных знаний.

Какие предложения называются односоставными?
В односоставном предложении (

в отличие от двусоставного) общее значение выражено одним главным членом предложения- подлежащими или сказуемым.

Сравните, определите, какое из предложений
– односоставное?
Вот бегает дворовый мальчик. (дворовый?)
За дверью громко разговаривали.

Начнём с систематизации полученных знаний.Какие предложения называются односоставными?В односоставном предложении ( в отличие от двусоставного) общее значение

Слайд 3
2. На какие группы делятся односоставные предложения?




Односоставные с главным членом

– подлежащим –

Н А З Ы В Н Ы Е


Односоставные с главным членом – сказуемым

ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ (сказуемое-глагол в форме 1, 2 лица ед. или мн. числа).
НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ (сказуемое –глагол в форме 3 лица) и л и со значением обобщённого лица (пословицы, поговорки)
БЕЗЛИЧНЫЕ ( отсутствие, невозможность указания на исполнителя действия)

2.  На какие группы делятся односоставные предложения?Односоставные с главным членом – подлежащим –Н А З Ы

Слайд 4Прежде чем знакомиться с БЕЗЛИЧНЫМИ предложениями,
покажите, как вы умеете узнавать другие

односоставные
предложения. Из предложенных укажите (письменно):

А) односоставные назывные
Б) односоставные определённо-личные
В) односоставные неопределённо-личные (или обобщённо-личные)


Поговори со мною, мама.
Сижу у моря, смотрю на пучину. (пучину?)
Шум, возня, беготня беспрестанная.
Хлеб-соль ешь, а правду режь.
Слышишь что-нибудь?
Не обижайся на меня.
Великолепный зимний день!
На вокзале тебя встретят.

Прежде чем знакомиться с БЕЗЛИЧНЫМИ предложениями,покажите, как вы умеете узнавать другие односоставные предложения. Из предложенных укажите (письменно):А)

Слайд 5Проверим правильность:

А) 3, 7

Б) 1, 2, 5, 6

В)

4, 8
Проверим правильность:А)  3, 7Б)  1, 2, 5, 6В)  4, 8

Слайд 6ОДНОСОСТАВНЫЕ БЕЗЛИЧНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
…Мне и доныне
Хочется грызть (тип сказуемого?)
Жаркой рябины
Горькую кисть.

(М. Цветаева)

…С вечера всё спится,
На дворе темно.
(А. Фет)

Самостоятельно:
Найдите грамматические основы в этих предложениях.
Определите, простое или сложное предложение из стихотворения А.Фета. Докажите своё мнение.
Можно ли в этих предложениях «додумать» подлежащее?

ОДНОСОСТАВНЫЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ…Мне и донынеХочется грызть (тип сказуемого?)Жаркой рябиныГорькую кисть.

Слайд 7…Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

(М. Цветаева)

СПИТСЯ – КОМУ? Дополнение возможно, НАПРИМЕР, мне спится
СПИТСЯ - КТО? Подлежащее невозможно, действие происходит само по себе

СЛОЖНОЕ: ДВЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ,
ОБА ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - БЕЗЛИЧНЫЕ



…С вечера всё спится,
На дворе темно.

(А. Фет)

Проверим правильность результатов ваших поисков.


…Мне и донынеХочется грызтьЖаркой рябиныГорькую кисть.        (М. Цветаева)СПИТСЯ – КОМУ?

Слайд 8 Пахнет снегом, высушенной травой и запоздалыми

цветами. Запах густ, сладко-приторен и нежен. Сквозь мглу видно всё. Но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Всходит луна, ночь становится бледной и тёмной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен и свеж. Можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна.
(А. Чехов).



Делимся на исследовательские группы

Перед вами несколько предложений.
Ваша задача: выделяя грамматическую основу, найти безличные предложения, исследовать, какой частью речи, в какой форме могут выступать сказуемые в безличных предложениях.
В результате: представляете схему: «Способы выражения сказуемого в безличных предложениях».



Пахнет снегом, высушенной травой и запоздалыми цветами. Запах густ, сладко-приторен и нежен.

Слайд 9Представление и защита схемы

«Способы выражения сказуемого в безличных односоставных предложениях»

Представление и защита схемы «Способы выражения сказуемого в безличных односоставных предложениях»

Слайд 10Различить – глагол в неопределённой форме.
Не бывало – глагол в

прошедшем времени, в среднем роде.

Разобрать – глагол в неопределённой форме.

Пахнет – глагол в 3-м лице настоящего времени.



Различить – глагол в неопределённой форме. Не бывало – глагол в прошедшем времени, в среднем роде.Разобрать –

Слайд 11Бытие:

Случалось.
Долженствование, волеизъявление:

Необходимо запомнить.
Мне ехать.
Состояние человека:

Мне думается. Тебе нездоровится?
Нам хорошо.
Стихийные явления,
состояние природы:

Морозит.

Вюжит. Смеркалось.
К вечеру похолодало.





По значению безличные предложения делятся на подгруппы

Бытие:Случалось.Долженствование, волеизъявление:Необходимо запомнить.Мне ехать.Состояние человека:Мне думается. Тебе нездоровится?Нам хорошо.Стихийные явления,состояние природы:Морозит. Вюжит. Смеркалось.К вечеру похолодало.По значению безличные

Слайд 12Найдите в объяснении материала несовпадения с тем, о чём было сказано

на уроке (что есть в учебнике из прозвучавшего на уроке, а что отсутствует и наоборот).

Работа с учебником.

Самостоятельно прочитайте содержание
параграфа «Безличные предложения»

Найдите в объяснении материала несовпадения с тем, о чём было сказано на уроке (что есть в учебнике

Слайд 13Назовите тему повторения на сегодняшнем уроке.
Как называются односоставные предложения, с которыми

мы сегодня познакомились? Чем они отличаются от других односоставных?
Как может быть выражено сказуемое в безличных предложениях?
На какие подгруппы делятся безличные предложения?
Домашнее задание: на выбор.
п. 23, готовиться по опоре и таблице, составить текст (мини-сочинение) с использованием безличных (3-4) предложений.
2) п. 23, готовиться по опоре и таблице, письменно упр. 226, 227.
Назовите тему повторения на сегодняшнем уроке.Как называются односоставные предложения, с которыми мы сегодня познакомились? Чем они отличаются

Слайд 14
благодарю за сотрудничество
Уважаемые восьмиклассники,

благодарю за сотрудничествоУважаемые восьмиклассники,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть