Слайд 1Презентация
«БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ»
Первые памятники письменности
Слайд 3ЦЕЛЬ презентации:
Познакомиться с первыми произведениями древнерусской письменности XI –XV веков, помогающими
изучать историю русского общества и повседневную жизнь Древней Руси.
Слайд 4Понятие
Берестяны́е гра́моты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности
Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. Берестяная письменность известна также ряду других культур народов мира.
Слайд 5Открытие берестяных грамот
Существование берестяной письменности на Руси было известно и до
обнаружения грамот археологами. В обители св. Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех». Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород.
Слайд 6Первая найденная берестяная грамота
26 июля 1951 на Неревском раскопе была обнаружена
берестяная грамота № 1: она содержала перечень феодальных повинностей («позёма» и «дара») в пользу некоего Фомы. Грамоту эту нашла новгородка Нина Акулова, которая пришла на раскоп подработать во время отпуска по беременности (на её могиле установлен памятник в честь данной находки). Заметив на грязном свитке бересты буквы, она позвала начальника участка Гайду Авдусину; поняв, в чём дело, та потеряла дар речи. Подбежавший Арциховский также в течение нескольких минут ничего не мог произнести, а потом воскликнул: «Премия — сто рублей! Я этой находки ждал двадцать лет!»
Слайд 8Содержание берестяных грамот
Большинство берестяных грамот — частные письма, носящие деловой характер
(взыскание долгов, торговля, бытовые указания). К этой категории тесно примыкают долговые списки (которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого-то столько-то») и коллективные челобитные крестьян феодалу (XIV—XV века).
Кроме того, имеются черновики официальных актов на берёсте: завещания, расписки, купчие, судебные протоколы и т. п.
Слайд 9Грамоты как исторический источник
Как важнейший исторический источник берестяные грамоты были оценены
уже их первооткрывателем А. В. Арциховским. Основные монографические работы на эту тему принадлежат Л. В. Черепнину и В. Л. Янину.
Берестяные грамоты являются одновременно вещественными (археологическими) и письменными источниками; место их нахождения — столь же важный для истории параметр, как и их содержание. Грамоты «дают имена» безмолвным находкам археологов: вместо безликой «усадьбы знатного новгородца» или «следов деревянного навеса» мы можем говорить об «усадьбе священника-художника Олисея Петровича по прозвищу Гречин» и о «следах навеса над помещением сместного суда князя и посадника»
Слайд 10Язык берестяных грамот
Большинство берестяных документов с территории Новгородской феодальной республики (из
Новгорода, Старой Руссы и Торжка) написано на древненовгородском диалекте, отличающемся от известного по традиционным памятникам древнерусского языка на различных уровнях: в фонетике, морфологии, отчасти также лексике. В широком смысле к древненовгородскому диалекту можно относить также и диалект древнего Пскова (имеющий ряд собственных фонетических особенностей).
Слайд 12В силу указанных обстоятельств в 1950—1970-х годах, несмотря на то, что
уже в этот период был накоплен значительный фонд ценных наблюдений за лексикой, грамматикой, орфографией, палеографией берестяных грамот (Н. А. Мещерский, Р. О. Якобсон, В. И. Борковский, Л. П. Жуковская), исследователи берестяных грамот нередко трактовали непонятные места как произвольные ошибки малограмотных писцов (или даже иностранцев) против «правильного» древнерусского языка: это позволяло истолковывать спорные отрезки текста практически как угодно.
Слайд 15Публикации
Берестяные грамоты из Новгорода публикуются начиная с 1953 года в особой
серии с общим названием «Новгородские грамоты на берёсте из раскопок… годов». К настоящему времени вышло 11 томов. Здесь опубликованы новгородские берестяные грамоты до № 915 включительно, грамоты из Старой Руссы и Торжка, а также некоторые другие новгородские надписи (на деревянных бирках, цилиндрах, церах-восковых табличках).
Слайд 17Аналогичная письменность в других культурах
Кора деревьев, вероятнее всего, использовалась многие тысячелетия
у разных народов в качестве писчего материала, на котором первоначально оставлялись какие-то важные для людей знаки ещё в мезолите и неолите[нет в источнике 204 дня]. Употребление древесной коры как удобного и дешёвого писчего материала было распространено в античности.