Презентация, доклад по русскому языку Антонимы

Содержание

Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется…

Слайд 1«Поделись улыбкою своей…»
Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя

- результат.
«Поделись улыбкою своей…»Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

Слайд 2
Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется…

Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется…

Слайд 3
лексикология

лексикология

Слайд 4
Лексическое значение слова можно узнать по…

Лексическое значение слова можно узнать по…

Слайд 5
Толковому словарю

Толковому словарю

Слайд 6
Однозначными называются слова…

Однозначными называются слова…

Слайд 7
Имеющие одно лексическое значение

Имеющие одно лексическое значение

Слайд 8
Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…

Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…

Слайд 9
многозначными

многозначными

Слайд 10
Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение.

Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение.

Слайд 11
переносное

переносное

Слайд 12
Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся

одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются…

Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение,

Слайд 13
омонимы

омонимы

Слайд 14
Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению,

называются…

Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…

Слайд 15
синонимы

синонимы

Слайд 16Проблемная ситуация
Крошка сын           к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое            хорошо и что

такое            плохо?- 
…. В.В.Маяковский
Проблемная ситуация Крошка сын           к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое            хорошо и что

Слайд 17Крошка сын           к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое            хорошо и что такое            плохо?-  У

меня       секретов нет,- слушайте, детишки,- папы этого           ответ помещаю        в книжке.            

- Если ветер             крыши рвет, если     град загрохал,- каждый знает -               это вот для прогулок             плохо. Дождь покапал              и прошел. Солнце       в целом свете. Это -      очень хорошо и большим          и детям.

Крошка сын           к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое            хорошо и что такое            плохо?- 

Слайд 19

Пятнадцатое

декабря Классная работа.

Антонимы

Пятнадцатое декабря

Слайд 20Цель:
познакомить с понятием «Антонимы»;
формировать умение находить антонимы и использовать

их в речи;
развивать словарный запас учащихся.
Цель: познакомить с понятием «Антонимы»;формировать умение находить антонимы и использовать их в речи; развивать словарный запас учащихся.

Слайд 21старый
молодой
зима
лето

старыймолодойзималето

Слайд 22закат
рассвет
ночь
день

закатрассветночьдень

Слайд 23море
суша
маленький
большой

моресушамаленькийбольшой

Слайд 24

Антонимы ( от греч.anti – «против»,onyma – «имя»)

Антонимы ( от греч.anti – «против»,onyma – «имя»)

Слайд 25Антонимы – это слова
с противоположным значением
одной и той же

части речи
Антонимы – это слова с противоположным  значениемодной и той же части речи

Слайд 26Устно подберите антонимы
к приведённым словам
Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий,

высокий.
С каким словом возникли сложности? Почему?
(Со словом «высокий», потому что оно многозначное).

Высокая душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле).
Высокая скамья – низкая.

Устно подберите антонимы к приведённым словамТихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий, высокий.	С каким словом возникли сложности? 	Почему?(Со

Слайд 28 Прочитать стихотворение Д.Чиарди «Наоборот», сформулировать к нему задание.

Нам с тобой
Пришел черед
Сыграть игру
«Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь
Низко.
Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь …
(близко)


Скажу я слово потолок,
А ты ответишь …
(пол)

Скажу я слово потерял,
И скажешь ты…
( нашел)

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты…
(храбрец)



Теперь
Начало я скажу.
Ну, отвечай …!
(конец)

Прочитать стихотворение Д.Чиарди «Наоборот», сформулировать к нему задание.

Слайд 29Дописать пословицы и поговорки. Подчеркнуть антонимы.
Доброе слово дом построит,
а

злое дом разрушит.

Ученье - свет,

а неученье – тьма.

Труд человека кормит,

а лень портит.

Корень ученья горек,

а плод его сладок.

Человек от лени болеет,

а от труда здоровеет.

Дописать пословицы и поговорки. Подчеркнуть антонимы. Доброе слово дом построит, а злое дом разрушит.Ученье - свет, а

Слайд 30ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.

Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать
 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКАБуратино потянулся, Раз - нагнулся, Два - нагнулся, Три - нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно,

Слайд 31 Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха,

для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь…

Отгадать загадки

Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я…

зима

Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой.
Я в бутылке лимонада.
А зовут меня…

прохлада

Я антоним к слову смех,
Не от радости,утех –
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач,
Догадались? Это…

плач

тишина

Я антоним шума, стука,Без меня вам ночью мука,Я для отдыха, для сна,Да и в школе я

Слайд 32т
р
у
д
о
л
ю
б
и
е
м
о
л
о
о
с
т
ь
о
ж
ь
м
е
х
с
и
л
а
г
о
р
е
ж
з
н
о
л
д
в
р
г
л
у
п
о
с
т
ь
м
р
д
н
ь
н
а
г
р
а
д
а
с
ш
н
е
б
о
а
ч
а
л
о
о
р
о
т
а
Подобрать антонимы к словам
По горизонтали: 2.Старость.7.Смерть.8.Жара.9.Друг.
11.Война.12.Ночь.14.Море.15.Земля.
По вертикали:1.Лень.
3.Правда.4.Плач.5.Слабость
6.Счастье.10 .Ум.12.Злость.
13.Наказание.15.Конец.

трудолюбиемолоостьожьмехси лагорежз нолдврглупостьмрдньнаградасшнебоачалооротаПодобрать антонимы к словамПо горизонтали: 2.Старость.7.Смерть.8.Жара.9.Друг.11.Война.12.Ночь.14.Море.15.Земля.По вертикали:1.Лень.3.Правда.4.Плач.5.Слабость6.Счастье.10 .Ум.12.Злость.13.Наказание.15.Конец.

Слайд 33Работа в парах
Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они

есть

Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки.

Получился ли у вас текст, не лишённый смысла?

Работа в парахПерепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть	Жил – был кролик. Рано утром

Слайд 34Работа в группах

Работа в группах

Слайд 35Задание: К каждому слову подберите сначала синоним, затем антоним.
жара
здоровье
счастье
друг
воля
правда

Задание: К каждому слову подберите сначала синоним, затем антоним.жараздоровьесчастьедругволяправда

Слайд 36






Прочитайте и укажите антонимы.

И днем и ночью кот ученый все ходит

по цепи кругом; идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит.
Печально младость улетит, услышу старости угрозы.
Но не хочу, о други, умирать; я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт.

/ Из произведений А.С.Пушкина/




Прочитайте и укажите антонимы.И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом; идет направо –

Слайд 37
Подберите к выделенным словам антонимы.

Веселая история. В первую очередь. Сказать правду.

Большой оптимист.
Интересный репертуар. Встретить карлика. Сильно любить. Заканчивать избирательную кампанию. Уехать на Кавказ. Исчезать в волнах.


Подберите к выделенным словам антонимы.Веселая история. В первую очередь. Сказать правду. Большой оптимист.Интересный репертуар. Встретить карлика. Сильно

Слайд 38Шестнадцатое декабря Классная работа
Урок – повторение по теме
«Омонимы, Синонимы,

Антонимы»
Шестнадцатое декабря Классная работа Урок – повторение по теме «Омонимы, Синонимы,    Антонимы»

Слайд 39ЦЕЛЬ УРОКА:
Обобщить и углубить знания детей о лексическом значении слов, о

синонимах, омонимах, антонимах.
ЦЕЛЬ УРОКА: Обобщить и углубить знания детей о лексическом значении слов, о синонимах, омонимах, антонимах.

Слайд 40Актуализация знаний
Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо

состояние, отвечает на вопросы: кто? что?
 Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что такое предмет?
 Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения?
Самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их?
Разговор двух или нескольких лиц называется…?
Раздел науки о языке, изучающий правильную постановку знаков препинания?
Знак препинания, который ставится между однородными членами или между частями сложного предложения?
Актуализация знанийГлавный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, отвечает на вопросы: кто? что? Главный

Слайд 41Выпишите совпадающие по звучанию и написанию слова и определите, к какой

части речи они принадлежат. Разберите их по составу.
 
Ты белых лебедей кормила, Откинув тяжесть черных кос… Я рядом плыл; сошлись кормила; Закатный луч был странно кос.
Вдруг лебедей метнулась пара… Не знаю, чья была вина… Закат замлел за дымкой пара, Алея, как поток вина.
Мгновенья двигались и стали, Лишь ты паришь, свой свет струя… Меж тем в реке – из сизой стали Влачится за струей струя.

Выпишите совпадающие по звучанию и написанию слова и определите, к какой части речи они принадлежат. Разберите их

Слайд 42В каких предложениях употреблены
антонимы, а в каких синонимы?
Эта задача несложная,

простая.
Он сделал это не случайно, а намеренно.
Он сделал это неслучайно, намеренно.
Эта задача не сложная, а простая.
Составьте и запишите предложения со словами увлекательно – скучно; радостный – грустный, используя данные выше предложения в качестве образца. Обратите внимание на правописание не.
В каких предложениях употреблены антонимы, а в каких синонимы?Эта задача несложная, простая.Он сделал это не случайно, а

Слайд 434) Практическое упражнение.

1) Партизаны отразили все ... противника. Вся природа ждала

... весны (атака, наступление).

2) Учитель регулярно проводил ... с родителями, он оплатил на почте ... по телефону (беседа, разговор).

3) Из окна открывался красивый ... на море. ... в романах Тургенева играет важную роль (вид, пейзаж).

Задание. Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

4) Практическое упражнение.1) Партизаны отразили все ... противника. Вся природа ждала ... весны (атака, наступление). 2) Учитель

Слайд 44Д/З
Упражнение 345
(Сочинение-рассуждение «Какой я бы хотел оставить след на Земле»)

Д/ЗУпражнение 345(Сочинение-рассуждение «Какой я бы хотел оставить след на Земле»)

Слайд 45
Я узнал…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Рефлексия

Я узнал…Было интересно…Особенно понравилось…Вызвало затруднение…     Рефлексия

Слайд 46

Подведём итоги
Что такое антонимы?
Какие части речи могут выступать в роли антонимов?
Что

нужно учитывать при подборе антонимов?
Какова роль
антонимов в речи?
Подведём итогиЧто такое антонимы?Какие части речи могут выступать в роли антонимов?Что нужно учитывать при подборе антонимов?Какова роль

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть