Слайд 1Обучение написанию сочинения (части С) в рамках подготовки к ЕГЭ
Слайд 2 «Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что
хочу написать, как написать и для чего написать», - говорил Максим Горький. Если мы научимся отвечать на эти вопросы, успех придет.
Слайд 3 План сочинения
1. Вступление. Проблема.
2. Комментарий проблемы.
3. Авторская позиция.
4.
Собственное мнение.
5. Аргумент 1.
6. Аргумент 2.
7. Заключение.
Слайд 4Оценивание работы
1) Формулировка проблемы(1 балл).
2)Комментарий проблемы (2
балла).
3)Авторская позиция (1 балл).
4)Собственное мнение и аргументация (3 балла).
5)Отсутствие логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (2 балла).
6)Точность и выразительность речи (2 балла).
7)Соблюдение орфографических норм (3 балла).
8)Соблюдение пунктуационных норм (3 балла).
9)Соблюдение языковых норм (2 балла).
10)Соблюдение речевых норм (2 балла).
11)Соблюдение этических норм (1 балл).
12) Соблюдение фактологических норм в фоновом материале (1 балл)
Итого: 23 балла
Слайд 5Вступление не должно быть очень большим ( 3-4 предложения);
Вступление должно
быть органически связано с основным текстом сочинения не только по содержанию, но и по эмоциональному настрою ;
Во вступлении недопустим пересказ содержания текста;
Во вступлении должна прослеживаться связь с темой текста.
Слайд 6Вступление
Главная цель вступления – подвести к формулировке проблемы.
Виды вступления:
Проблемный вопрос
Общие сведения
о проблеме
Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме
Создание определенного эмоционального настроя.
Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после прочтения текста.
Цитата из исходного текста ( или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой.
Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.
Слайд 7Вступление может быть написано в форме
1. Именительного темы
2. Формулировки основных проблем
3. Изложения собственной позиции
4. Краткой справки об авторе текста
5. Вопросно – ответного единства или
6. Риторического вопроса
7. Цитаты в качестве зачина
8. Обращения к исторической характеристике
Слайд 8Именительный темы
(назывное предложение)
1) Запишите ключевое слово, определяющее тему в И. п.
ед. ч. .
2) Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово.
3) Сделайте переход к теме исходного текста.
Достоевский… Творчество этого великого писателя навсегда вошло в золотой фонд русской литературы. Сегодня невозможно представить отечественную словесность без его произведений. (Переход к исходному тексту.) Именно этому выдающемуся художнику посвящает свою статью…
Слайд 9Вступление может быть написано в форме
ВОПРОСОВ
1) Задайте два-три вопроса, которые созвучны
теме исходного текста.
2) Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора.
Почему человек перестает понимать другого человека? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед безразличия сковал людские сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти известный писатель Даниил Гранин.
Слайд 10Почему …..
Зачем…
Важно ли….
Какое значение…
Нужно ли…
Кто виноват в том, что…
Актуальным ли в
наше время является….
(переход)Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти известный писатель…
Вступление может быть написано в форме
Слайд 11ВАЖНО:
Беритесь за вступление только тогда, когда вы прочитали предложенный текст минимум
три раза, проанализировали проблемно-идейное содержание текста автора.
Основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы;
Вступление – это приглашение к разговору
Слайд 12Проблема текста
Проблема – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.
Слайд 13Типы проблем
Философские
Социальные
Политические
Нравственные
Психологические
Экологические
Эстетические
Слайд 14Способы формулирования проблемы
1.Сформулировать самостоятельно (своими словами).
2.Процитировать.
3.Указать номера предложений из текста.
Слайд 15
Два способа формулирования проблемы своими словами
Проблема чего? –
Одним
словом или
словосочетанием:
Одиночества
Милосердия
Экологии
Взаимоотношений
«отцов и детей» и т.д.
В форме вопроса:
Что важнее – закон или совесть?
Может ли прогресс быть человечным?
Необходимо ли милосердие в нашей жизни?
Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? и др.
Слайд 16Типовые конструкции(клише) для формулирования проблемы
Проблема (какая?)
сложная
важная
серьезная
глубокая
актуальная
нерешенная
острая
мучительная
неразрешенная
Слайд 17Типовые конструкции(клише) для формулирования проблемы
Проблема (чего?)
воспитания
смысла жизни
образования отцов и детей
патриотизма формирования личности
героизма сохранения родного языка
благородства влияния красоты и природы на
интеллигентности человека
Вопрос (о чем?)
о воспитании о смысле жизни
об образовании об отцах и детях
о патриотизме о формировании личности
о героизме о сохранении родного языка
о благородстве о влиянии красоты и природы на
об интеллигентности человека
Слайд 18Типовые конструкции(клише)
Автор размышляет над проблемой…
Автор текста затрагивает проблему…
В центре внимания
автора стоит проблема…
В тексте (имя и фамилия автора в Р.п.) поднимается проблема…
Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в Р.п.) посвящен проблеме…
Текст (имя и фамилия автора в Р.п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…
(Имя и фамилия автора в И.п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…
Как (зачем, почему и т.д. )..? Именно эта проблема привлекла автора.
Слайд 19Комментарий к проблеме
Комментарий – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо
(Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова)
Комментарий показывает, насколько глубоко и полно понимается выделенная проблема.
Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
Слайд 20Комментарий
Текстуальный
«от текста к
действительности»
Объяснение текста, следование за автором в раскрытии темы.
Ученик связывает мысли автора со своими знаниями о жизни
Концептуальный
«от действительности к тексту»
Ученик, опираясь на понимание проблемы, дает различного родя интерпретации.
Слайд 21Создаем текстовый комментарий
На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими
фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?
Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?
На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему?
Слайд 22Создаем концептуальный комментарий
К какому типу проблем принадлежит эта проблема?
Актуальна ли эта
проблема в наши дни?
Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
Почему эта проблема привлекла внимание автора?
Какой аспект этой проблемы рассматривает автор?
Слайд 23Типы информации в тексте
Фактуальная – сообщение о фактах, событиях и процессах
действительности.
Концептуальная – субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями.
Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается.
Слайд 24Введение цитат в текст
Прямая речь
Вольтер однажды метко сказал: «Словарь – это
Вселенная в алфавитном порядке».
Косвенная речь
Вольтер однажды сказал, что словарь – это Вселенная в алфавитном порядке.
Предложение с вводной конструкцией
По словам Вольтера, «словарь - это Вселенная в алфавитном порядке».
Цитата как часть предложения
Не случайно Вольтер считал, что «словарь - это Вселенная в алфавитном порядке.
Слайд 25Клише текстового комментария художественного текста
Автор раскрывает проблему на примере случая из
жизни…(взаимоотношений кого с кем)
Не случайно автор изображает (кого, что)…
Поступок героя свидетельствует о том, что…
Слова (мысли) героя показывают, что…
Автор осуждает/одобряет поступок (поступки)героя (героев)…
Автор сочувствует своему герою (своим героям)…
Симпатии автора на стороне (кого)…
Слайд 26
Клише комментариев (текстовый комментарий публицистического текста)
Проблема раскрывается автором на примере…
В качестве
примера автор рассматривает…
Автор заставляет читателя задуматься (над чем)
Автор текста обращает внимание на…
В размышлениях автора звучит мысль о том, что…
Автор доказывает, что…
Автор убежден в том, что…
Автор разделяет мнение (кого)…
Автор искренне восхищен, огорчен (чем)…
Автор приводит нас к выводу о том, что…
Слайд 27Клише комментариев (концептуальный комментарий)
Проблема (чего) – одна из актуальных проблем нашего
времени.
Данная социальная (нравственная и т.д.) проблема имеет многовековую историю.
Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где и когда)
Как и большинство из нас, автор считает, что…
Автор полемизирует (с кем)…
Автор подробно рассматривает …
Автор обращает наше внимание на…
Таким образом, автор убеждает нас в том, что…
Слайд 28Автор… (что делает?)
…отмечает; описывает; подчеркивает; останавливается на…; приводит пример того, как…;
отмечает важность; считает; цитирует; подтверждает свои мысли цитатами; опирается на мнение; анализирует; рассматривает; сопоставляет; противопоставляет; доказывает; убеждает; приходит к выводу .
Слайд 29Позиция автора
Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит
автор текста.
Иными словами, если проблем – вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, то, в видит автор решение проблемы.
Слайд 30Как выявить позицию автора?
Авторская позиция проявляется:
в подборе фактов, отборе жизненного материала
и его осмыслении;
в соотношении персонажей;
в языковом оформлении текста.
Слайд 31Языковые средства выражения позиции автора
Слова- маркеры: главное, самое важное, надо, нужно,
необходимо и др.
Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости!
Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности.
Например: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный – положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный – отрицательная оценка.
Любящий человек – это великое благо.
Слайд 32Языковые средства выражения позиции автора
Средства выразительности
Как много во всем
этом ума и чувства красоты! (риторическое восклицание)
Вводные слова: к сожалению, к несчастью, к счастью, ко всеобщей радости и др.
К несчастью, не все люди понимают это.
Побудительные предложения
Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.
Слайд 33Клише для выражения позиции автора
Автор считает, что…
Автор подводит читателя к тому,
что…
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
Позиция автора такова…
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…
Автор призывает нас (к чему)…
Автор убеждает нас в том, что…
Автор осуждает (кого/что, за что)…
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
Основная цель автора заключается в том, что…
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что…
Слайд 34Аргументация собственной позиции
Рассуждение
Тезис
(положение, которое надо доказать)
Аргументация
(доказательство, выводы)
Вывод
(общий итог)
Слайд 35Пример аргументации
Тезис Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного
развития.
Аргумент 1. Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое.
Иллюстрации к аргументу 1. Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несет в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо оскорбляющее слух?
Аргумент 2. Моя позиция подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ его характеристики.
Иллюстрации к аргументу 2 Вспомним хотя бы Порфирия Головлева – героя романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Иудушка (таково его прозвище!) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами («капустка», «лампадка», «маслице», «маменька»). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности.
Вывод. Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь.
Слайд 37Виды аргументов
«аргументы к обещанию»
«аргументы к угрозе»
содержат указание указывают на негативные
на положительные последствия принятия
последствия принятия (или игнорирования)
тезиса тезиса
Слайд 38Способы аргументации
1.Поддерживающая – ученик, соглашаясь с мением автора, приводит доводы, подтверждающие
авторский тезис.
2.Опровергающая – учащийся не соглашается с автором и, формулируя собственную позицию по проблеме, выдвигает контртезис (тезис, противоположный авторскому), истинность которого доказывает двумя аргументами.
Аргуме
Слайд 39Оценивание аргументов
Аргументы, оцениваемые 2 баллами:
1.примеры из художественной литературы;
2.примеры из публицистической литературы;
3.примеры
из научной (научно-популярной) литературы.
Аргументы, оцениваемые 1 баллом:
1.примеры из жизни;
2.собственные наблюдения и выводы;
3.предположительные примеры;
4.ссылки на авторитет;
5.пословицы, поговорки, афоризмы (без объяснения);
6.Примеры из кинофильмов.