Слайд 1Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
обобщение и систематизация изученного
Слайд 2Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого
в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу.
Улыбнитесь друг другу, себе.
Окажите такую услугу,
Улыбнитесь, пожалуйста, мне.
Приятного вам учебного дня!
Слайд 3Цели урока:
Повторить классификацию основных групп сложноподчиненных предложений.
Повторить классификацию СПП с несколькими
придаточными.
Повторить правила постановки знаков препинания в СПП.
Повторить синтаксический разбор СПП.
Слайд 4 Верны ли утверждения?
1. Союзы что, если, где
– подчинительные
2. Придаточные определительные отвечают на вопрос когда?
3. Предложение – это синтаксическая единица.
4. Слово который – это относительное местоимение.
5. Союз однако – подчинительный.
6. Придаточные изъяснительные отвечают на вопрос какой?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей.
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение
9. [ … ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
Слайд 6Повторим:
Какие типы сложных предложений знаете?
Как определить, что это сложное предложение?
Как определить тип сложного предложения?
Слайд 7Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Однородное подчинение
Последователь-ное подчинение
Параллельное подчинение
Комбинирован-ное подчинение
Слайд 8Укажите сложноподчинённое предложение
1. О матерях можно рассказывать бесконечно.
2. Мама первая заглянула
в наши глаза, она первая услышала наш голос.
3. В её чутком сердце никогда не гаснет любовь, и она ни к чему не останется равнодушной.
4. Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь.
Слайд 9Расставьте запятые
1. Когда я стараюсь вспомнить матушку
такою какой она была мне представляются только её карие глаза.
2. Пишут мне что ты тая тревогу
Загрустила шибко обо мне
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Слайд 10Проверим!
1.(Когда я стараюсь вспомнить матушку такою), (какой она была),[ мне
представляются только её карие глаза]
2.[Пишут мне], (что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне),
(Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне).
С.Есенин «Письмо к матери»
Слайд 11Послушайте письмо писателя Л.Андреева (автора рассказа «Кусака») к матери.
«Милая
моя мамочка! Ты всё думаешь, что это шутки, а я серьёзнейшим образом говорю, что очень люблю твои письма и что ты чрезвычайно близка мне в письмах и по духу, и по уму…
Всегда я знаю и чувствую, что никто так не поймёт меня, как ты. Если я огорчаю тебя, то знай, что сам я от этого мучаюсь и стыжусь. Просто я недостаточно хороший человек, чтобы полностью отплатить тебе за всё твоё добро, и я это сознаю».
Слайд 12Составьте предложения (устно)
Начало предложений:
При солнце тепло,… Птица
радуется весне,… Без отца – полсироты,… У детины заболит пальчик,… Живы родители – почитай,… Мать кормит детей…
Продолжение предложений:
…а младенец – матери; а при матери добро; а у матери – сердце; а без матери – и вся сирота; умерли – поминай; как земля людей.
Слайд 13Составьте предложения
по схемам
1.[Я знаю…], (как… ), (как… ).
2.(Чтобы... ), [ ], (как… ).
3.[Я уверен в том], ( что… ),
(потому что …).
Слайд 141.[Я знаю], (как вам хочется успешно закончить этот учебный год), (как
не терпится встретиться с летом).
2.(Чтобы вы были всегда уверены в своих силах),[сегодня мы должны закрепить знания о том], (как правильно ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными).
3.[Я уверена в том], ( что эти знания вам пригодятся),(потому что вижу всех вас в будущем образованными и успешными).
Слайд 15Задание №5
Подберите к главному предложению Летом я много читал… придаточные
1. причины
2.
уступки
3. следствия
4. цели
Слайд 16Задание №6
Определите виды придаточных в следующих предложениях:
1. Не видели они, как
время пролетело.
2. Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве.
3. Свою Москву в обиду мы не дали, как нас в обиду не дала она.
4. Звезды дрожали в глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.
Слайд 18
Обозначь свое участие в уроке.
1.Как еж в тумане к мишке
шел, так я плутал по закоулкам темы.
2.Я был слепцом и вдруг прозрел, всё стало ясно и понятно.
3.Я в теме плавал (а), как рыба в воде, мне всё понятно и комфортно.
Урока время истекло…
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно!