Слайд 1учитель русского языка
и литературы:
Шеминг Г.Э
Знаки препинания при обособленных членах
предложения
Слайд 2Цель урока:
закрепление сведений об условиях обособления одиночных деепричастий и
деепричастных оборотов
Слайд 3Повторим:
Обстоятельства обособляются:
1.Если выражены деепричастными оборотами или одиночными деепричастиями
Старый дуб, раскинувшись шатром
тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца.
2. если выражены конструкциями с предлогами несмотря на, невзирая на
На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна собралась ехать.
3.Если выражены существительными с предлогами благодаря, ввиду, вопреки, в отличие от, вследствие, за неимением
Несмотря на светскую опытность, Вронский, вследствие своего нового положения, был в странном заблуждении.
Слайд 4
Не обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием:
1.если оно не
обозначает добавочного действия и близко по значению к наречию
До самого рассвета Тогжан плакала не переставая.
2. Если деепричастный оборот- устойчивое словосочетание: не покладая рук, сломя голову, спустя рукава, затаив дыхание и др.
Мальчики на участке работали спустя рукава.
От деепричастий нужно отличать образованные от них наречия молча, лёжа, стоя, сидя, нехотя и др.
Он любил читать лежа.
Слайд 6Работа в группах:
1 группа: составить несколько предложений, используя одиночные деепричастия и
деепричастные обороты
2 группа: составить мини-текст на тему «Лес зимой», используя одиночные деепричастия и деепричастные обороты.
Слайд 7 Работа с текстом.
Теплым вечером ближе к ночи
друзья подходили к Волге. Они уже видели блеск городских окон горящих на закате и дым парохода подымавшийся прямо из-за крыш села. Пылающие облака золотистые розовые целой стаей поднялись над лесом загоревшись ликующими красками жар-птиц. Потом они разделились на десятки огненных птичек и разлетевшись в стороны медленно потухли.
Покрытый черными клубами дыма пароход дал последний гудок хриплый и густой. На корме тихий женский голос затянул песню немного печальную грустную. Несмотря на небольшую скорость парохода правый берег Волги быстро приближался. Уже башни нижегородского кремля стали видны в темном небе над вершиной горы перетянутой тонким пояском огоньков.
Вот и отчий дом старинный русский город раскинувшийся над широким раздольем великой русской реки. Любимый край родная природа они милее всего.
Слайд 8Проверьте себя
Теплым вечером, ближе к ночи, друзья
подходили к Волге. Они уже видели блеск городских окон, горящих на закате, и дым парохода, подымавшийся прямо из-за крыш села. Пылающие облака, золотистые, розовые, целой стаей поднялись над лесом, загоревшись ликующими красками жар-птиц. Потом они разделились на десятки огненных птичек и, разлетевшись в стороны, медленно потухли.
Покрытый черными клубами дыма пароход дал последний гудок, хриплый и густой. На корме тихий женский голос затянул песню, немного печальную, грустную. Несмотря на небольшую скорость парохода, правый берег Волги быстро приближался. Уже башни нижегородского кремля стали видны в темном небе, над вершиной горы, перетянутой тонким пояском огоньков.
Вот и отчий дом - старинный русский город, раскинувшийся над широким раздольем великой русской реки. Любимый край, родная природа, они милее всего.
Слайд 9Записать предложения, выделить деепричастные обороты
Князь Андрей сделав распоряжение
об с отъезде ушел в свою комнату.
Очень высокие ели стояли как две сплошные стены образуя мрачную красивую аллею.
Земля радостно трепетала вдыхая весенний воздух.
Облака покинув ночлег в горах вышли на прогулку над степными просторами.
Андрей, сделав распоряжение об с отъезде, ушел в свою комнату.
Очень высокие ели стояли как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею.
Земля радостно трепетала, вдыхая весенний воздух.
Облака, покинув ночлег в горах, вышли на прогулку над степными просторами.
Слайд 11Запишите предложения:
1) Широко вокруг разлилась весенняя вода, затопив березовую рощу,
поменяв местами основное и добавочное действие.
2) Елочка и старая осина, резко выделяясь на общем фоне березового леса, привлекают внимание, поменяв деепричастный оборот на причастный.
3) Тонко и умело передает художник свое восхищение природой, свою влюбленность в нее, добавив в него деепричастный оборот
4) Легкие светлые облака тихо плывут по небу, придавая пейзажу еще больше прелести, воздушности и поэтичности, оформив как прямую речь
Слайд 12Проверить
Широко разлившись вокруг, весенняя вода затопила березовую рощу.
Елочка и старая осина, резко выделявшиеся на общем фоне березового леса, привлекают внимание.
Тонко и умело изобразив раннюю весну, художник передает свое восхищение природой, свою влюбленность в нее.
«Легкие светлые облака тихо плывут по небу, придавая пейзажу еще больше прелести, воздушности и поэтичности», – разглядывая картину, сказала Ира.
Слайд 13Сделать синтаксический разбор предложения.
Жаворонок, сидя на тонкой
ветке, заливаясь весёлой трелью, радовался солнечному дню.
Слайд 14Записать, вставить подходящие по смыслу устойчивые выражения.
1.Юноша мчался на вокзал…
2.Все слушали
рассказ о его приключении…
3. Он бросился в эту авантюру …
4. Родители дали своё согласие…
5.От смущения девочка сидела…
6.Признаюсь вам…
7. Телохранители президента провели ночь…
Слайд 15Проверить
1.Юноша мчался на вокзал сломя голову.
2.Все слушали рассказ о его приключении
затаив дыхание.
3. Он бросился в эту авантюру очертя голову.
4. Родители дали своё согласие скрепя сердце.
5.От смущения девочка сидела потупив глаза.
6.Признаюсь вам положа руку на сердце.
7. Телохранители президента провели ночь не смыкая глаз.
Слайд 16Устранить ошибки, допущенные в употреблении деепричастных оборотов
1.Набирая номер междугороднего абонента,
в трубке телефона раздались гудки.
2.Выясняя происхождение географических названий, учитывается целый ряд факторов: время, ландшафт, история народа.
3.Читая этот рассказ Платонова, вспоминаются стихи Пушкина.
4.Начиная работу с текстом, мной был неверно определён размер.
5.Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила.
6.Допуская грамматические ошибки в речи, слушателями с трудом воспринимается её содержание.
Слайд 17Домашнее задание:
1.Параграф 39 (повторить правило), упр. 475 (основное)
2.Упр. 477 (дополнительное) написать
сочинение –миниатюру на тему «Зимний вечер» , используя деепричастия и деепричастные обороты