Слайд 1
Обособленные члены предложения
Слайд 2
Бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №106» г.Омска
Презентация
Обособленные члены предложения
Выполнил:
Ученик 8-2 класса
Осташенко Денис
Руководитель:
Учитель русского языка и литературы
Муглинец С.Г.
Омск-2019
Слайд 3Введение
Приближаются экзамены по русскому языку и многие учащиеся плохо понимают
эту тему. Для того , чтобы им помочь в изучении была создана презентация. В процессе просмотра презентации много теоретического материала , а также задания по данной теме для закрепления. Я думаю, что моя презентация поможет подготовиться к ОГЭ.
Слайд 4Цели и задачи
Цель: Я хочу выполнить этот проект для того, чтобы
ученики 8 классов поняли эту тему ,а также подготовить к ОГЭ учащихся.
Задачи:
1) Изучить теоретический материал по этой теме , выделить самое главное и полезное .
2) Представить полученную информацию в виде доклада и презентации.
3) Помочь учащимся в изучении и применении данной темы.
4) Предоставить готовый продукт.
Слайд 5
Знаки препинания
служат нотами при чтении.
А.П.Чехов
Слайд 6Заглянем в словарь
обособить
1.Выделить из общего,
создать особое
положение.
2. Сделать
самостоятельным
(по интонации)
членом
предложения.
обособленный
1.Стоящий
особняком,
отдельно.
2.Выделенный путём обособления.
Слайд 7
Обособленные
Второстепенные члены предложения
Уточняющие члены предложения
Слайд 8Второстепенные члены предложения
Дополнение
(Отвечает на вопросы косвенных падежей)
Обстоятельство
(Где? Куда? Откуда? Как?)
Приложение
(особый вид
определения, выраженный существительным)
Определение
(какой? Чей?)
Слайд 9
1. Возобновилась тишина морозная и светлая.
2. Трава сгибаемая ударами ветра
и дождя ложилась на землю.
3. Сосна как дерево смолистое с трудом поддаётся гниению.
4. Журавли друг друга окликая осторожно тянутся гурьбой.
5. Несмотря на непогоду мы отправились в поход.
6. Грозой оторванный листок я вырос в сумрачных стенах.
Определите вид обособления, расставьте знаки препинания
,
,
,
,
,
,
,
,
,
Слайд 10
Условия обособления определений и приложений
Относится к личному местоимению.
Стоит после определяемого слова.
Имеет
добавочное обстоятельственное значение.
Стоит после имени собственного и уточняет его (приложение)
Приложение с союзом как имеет значение причины; имеет при себе слова: по имени, по причине и т. д.
Слайд 111. Укажите номер предложения с обособленным определением, относящимся к личному местоимению.
Море,
освещённое лучами восходящего солнца, лежало неподвижно.
Весёлый, прохладой лугов освещённый, я красного солнышка жду.
Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
Нас встретил молодой парень, лет двадцати , высокий и красивый.
Слайд 122.Укажите номер предложения с обособленным приложением, стоящим после определяемого существительного.
Подавленный тоской,
подгоняемый ветром, я бессильно брёл по улицам.
На небе стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег.
Звонок колокола, чистый и нежный, доносился до нас.
Его спутник, молодой человек, по-прежнему полулежит, и едва пиликает на гармонике.
Слайд 133. Укажите номер предложения с обособленным определением, имеющим добавочное обстоятельственное значение.
Зачарованное
, завороженное звёздным небом, человечество стало изучать космос.
Лес, молчаливый и тёмный, тянулся на много вёрст вокруг.
Какая-то полная женщина, с засученными рукавами и с поднятым фартуком, стояла среди двора.
Тем временем море, обведённое по горизонту золотой нитью, ещё спало.
Слайд 14Укажите номер предложения с обособленным несогласованным определением
Испуганные внезапным появлением охотника, утки
с шумом поднялись и медленно полетели прочь.
Берёза, принаряженная зелёными клейкими листочками, стояла посреди поляны.
Чудесные бабочки, и в ситцевых пёстреньких платьицах, и в японских нарядах, и в чёрно-лиловых бархатных шалях, залетали в гостиную.
Она, маленькая и худенькая, несла в руке огромную птицу.
Слайд 15Определение
Распространённое
Выраженное
причастным
оборотом
Нераспространённое
Выраженное
прилагательным
с зависимыми
словами
Выраженное
одиночным
прилагательным
Выраженное
одиночным
причастием
Слайд 16Приложение
Распространённое
Нераспространённое
Выражено
существительными с
зависимыми словами
Выражено
существительным
Слайд 17Вставьте подходящее по смыслу обособленное определение или приложение
Деревья …… были совсем
молодые.
Ветер …. и …. шевелил молодые листочки.
….. и …. мы вяло тянулись по раскисшей дороге.
Доктор ….. был вечно занятый и молчаливый человек.
Корзина ….. стояла на столе.
Моя сестра … учится в Медицинской академии.
Слайд 18Полминутки шутки
Летом на улице я встретила странного человека, ОДЕТОГО В ПАЛЬТО,
ВЫВЕРНУТОЕ НАИЗНАНКУ МЕХОМ, ТОРЧАЩИМ КЛОЧЬЯМИ, ПОХОЖИМИ НА ПРИЧЁСКУ КЛОУНА, ПРОГУЛИВАЮЩЕГОСЯ С ТИГРАМИ, ПРИЕХАВШИМИ В КОМАНДИРОВКУ ИЗ УССУРИЙСКОЙ ТАЙГИ…
Слайд 19Условия обособления обстоятельств
Выражены деепричастными оборотами.
Выражены одиночными деепричастиями.
Выражены существительными с производными предлогами
несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, при наличии, при отсутствии, по причине, ввиду, вследствие.
Слайд 20Классифицирующий диктант
Чёрная речка вследствие таяния снега и ледников вышла из берегов
и затопила низкие пастбища.
Волнуется южное море склоняясь шумят кипарисы.
Дробясь о мрачные скалы шумят и пенятся валы.
В комнате Елены благодаря плотным занавескам было почти темно.
Поднявшись на горную вершину мы увидели вдали море.
В трудные дни он работал с нами рук не покладая.
Меж тем померкнув степь уснула.
2,7
3,5
1,4
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
Слайд 21Исправь ошибки в употреблении обособленных обстоятельств.
Взобравшись на крышу сарая, мальчику хорошо
виден сад, заросший травой.
Увидев приближающегося противника, у него дух захватило.
Подъезжая к лесу, на дорогу выскочил заяц.
Прыгая с ветки на ветку, мы поймали белку.
Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.
На катке всем весело, но, покатавшись, болят ноги.
Слайд 22Найдите схему каждого предложения.
Звери остановились замерев на месте.
Дорожки сада усыпаны хрустевшим
под ногами гравием.
Листья облетевшие с деревьев шуршали под ногами.
Настроив гитару дядюшка заиграл русскую плясовую.
Мы работали сегодня спустя рукава.
Дом маленький и уютный манил меня к себе.
1
2
3
4
5
6
,
,
,
,
,
,
Слайд 23 Самостоятельная работа
1)Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные.2)Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым. 3)Очень портил её этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. 4)Она нюхала табак из чёрной табакерки, украшенной серебром. 5)Вся она – тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, весёлым и тёплым светом. 6)Она сутулая, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.
Слайд 24 7)До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась
она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.
М.Горький
Слайд 25Задания №1
Задание
Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным приложением.
Напишите номер этого предложения.
(1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок — маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь.
Слайд 26Задание №2
Задание
Среди предложений 17–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Напишите номер этого предложения.
(17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг — о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21)Через минуту уже весь вагон помогал нам.
Слайд 27Задание №3
Задание
Среди предложений 10–14 найдите предложение с обособленным приложением.
Напишите номер этого предложения.
(10)Вошла учительница — все кинулись по местам, и начался урок. (11)Лисапета Вторая нацарапала записочку Вере, своей соседке по парте: «Жеку теперь засмеют!».
(12)Вера незаметно обернулась к Жеке. (13)Тот сидел сгорбясь — локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, — взглядом упирался в одну точку — от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок. (14)Просто дикарь, да и только.
Слайд 28Вывод
В данном проекте мы узнали:
1)Что такое обособленные члены предложения.
2)
Что обособленные члены предложения выделяются на письме запятыми с двух сторон — обособляются. Как правило, их можно исключить или переставить в другое место предложения, а запятые помогают понять структуру предложения, выделяя графически его часть.
3)Обособляться могут любые второстепенные члены. Их основная функция – уточнить мысль, придать тексту большую выразительность.
4)В отличие от вводных слов и других слов, не связанных грамматически с предложением, к обособленным членам можно поставить вопрос.
5)Знаки препинания в предложениях с обособленными членами – это чаще всего запятые
Слайд 29Список литературы.
1) сайт в интернете https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/obosoblennye-chleny-pred1) сайт в интернете https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/obosoblennye-chleny-pred 1)
сайт в интернете https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/obosoblennye-chleny-pred lozheniya-znaki-prepinaniya.html
2) сайт в интернете https://www.kakprosto.ru/kak-825113-chto-takoe-obosoblennye-chleny-predlozheniya-#ixzz5n6W8vAmM
3) учебник по русскому языку за 8 класс
Учебное издание Тростенцова Лидия Александровна, Ладыженская Тайса Алексеевна, Дейкина Алевтина Дмитриевна, Александрова Ольга Макаровна РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс Учебник для общеобразовательных организаций Зав. редакцией Л. М. Рыбченкова Редактор Л. В. Шубукина Дизайн обложки О. В. Попович Художники О. В. Попович, Я. И. Малякина, Н. А. Селезенева, А. Б. Четверикова, А. С. Побезинский Художественный редактор А. П. Присекина Источники изображений РИА Новости, «Фотобанк Лори» Технические редакторы и верстальщики Е. А. Васильева, Н. В. Лукина Корректор Т. А. Лебедева . Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение». 127521, Москва, 3-й прое.зд Марьиной рощи, 41. Отпечатано по заказу ОАО «ПолиграфТрейд» в филиале «Тверской полиграфический комбинат детской литературы» ОАО «Издательство «Высшая школа» 170040, Тверь, проспект 50 лет Октября, д. 46. Тел.: +7 (4822) 44-85-98. Факс: +7 (4822) 44-61-51
4) сайт в интернете https://rus-oge.sdamgia.ru/