Презентация, доклад по русскому языку 7 класс Русский язык как развивающиеся явление. Разделы науки об языке.

Содержание

Виссарион Григорьевич Белинский«Язык живет вместе с жизнью народа».

Слайд 1ТЕМА УРОКА:
Введение. Русский язык как развивающееся явление.

ТЕМА УРОКА:Введение. Русский язык как развивающееся явление.

Слайд 2Виссарион Григорьевич Белинский
«Язык живет вместе с жизнью народа».

Виссарион Григорьевич Белинский«Язык живет вместе с жизнью народа».

Слайд 3Константин Дмитриевич Ушинский
Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли

и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа.
Константин Дмитриевич УшинскийКаждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась

Слайд 4До середины 1-го тысячелетия до н.э. все славяне говорили на едином

языке, который теперь называется праславянским. Позже начинают накапливаться различия в языках восточных, западных и южных славян.

До середины 1-го тысячелетия до н.э. все славяне говорили на едином языке, который теперь называется праславянским. Позже

Слайд 5Выполним упражнение №1
К какой группе языков относится русский язык?
На какие

три группы делятся славянские языки?
Перечислите восточнославянские языки.
Выполним упражнение №1К какой группе языков относится русский язык? На какие три группы делятся славянские языки?Перечислите восточнославянские

Слайд 6СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ



СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ

Слайд 7Древнерусский язык
Язык восточных славян называют древнерусским. Он был очень звучен и

мелодичен. В нем велика роль гласных, их было одиннадцать, а сейчас шесть.
В древнерусском языке было шесть типов склонений существительных, три формы числа - единственное, множественное и двойственное, шесть падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, местный и звательный). Звательный употреблялся при обращении. С ним мы иногда встречаемся в произведениях литературы: отче, старче и пр.
Древнерусский язык существовал примерно до 14 - 15 веков, а потом распался на три отдельных языка: русский, украинский и белорусский.

Древнерусский языкЯзык восточных славян называют древнерусским. Он был очень звучен и мелодичен. В нем велика роль гласных,

Слайд 8Выполним упражнение №2
Что общего между славянскими языками?

Выполним упражнение №2Что общего между славянскими языками?

Слайд 9Русский язык как развивающееся явление.
Любой язык развивается в

процессе развития общества.
- обогащается словарный запас,
- изменяются морфологические нормы языка,
- появляются новые синтаксические конструкции,
- закрепляются новые нормы произношения и написания слов.

Русский язык как развивающееся явление.   Любой язык развивается в процессе развития общества.- обогащается словарный запас,

Слайд 10Факторы, влияющие на изменение словарного состава языка.
Социально-политические изменения в жизни общества;
Заимствования

из иностранных языков;
Развитие культуры, науки и техники;
Расширение экономических и политических связей с другими народами.
Факторы, влияющие на изменение словарного состава языка.Социально-политические изменения в жизни общества;Заимствования из иностранных языков;Развитие культуры, науки и

Слайд 11Внимание, вопрос!
Какая наука занимается изучением словарного состава языка?

Внимание, вопрос!Какая наука занимается изучением словарного состава языка?

Слайд 12Правильно! ЛЕКСИКА.
Слова, вышедшие из употребления:

бричка, камзол и др.
Слова, недавно вошедшие в словарный состав русского языка: рейтинг, программист и др.
Правильно! ЛЕКСИКА.  Слова, вышедшие из употребления:     бричка, камзол и др.  Слова,

Слайд 13Расширение лексического состава языка за счет употребления в речи переосмысленных слов

и выражений.

в ХІХ веке слово утренник имело только одно значение. В словаре Даля читаем: «утренник – это весенний или осенний ночной мороз». А какое лексическое значение имеет это слово сегодня?

Расширение лексического состава языка за счет употребления в речи переосмысленных слов и выражений. в ХІХ веке слово

Слайд 14спутник
Космический летательный аппарат


Тот, кто совершает путь, едет или идёт вместе с

кем-либо
спутникКосмический летательный аппаратТот, кто совершает путь, едет или идёт вместе с кем-либо

Слайд 15Неологизмы (греч. Neos – новый + logos – понятие, слово) –

слова, которые появляются в языке для обозначения новых понятий.
Причины:
Изменения в общественном
устройстве
Развитие науки и техники
Приведите примеры.

Исторические изменения в лексике

Неологизмы (греч. Neos – новый + logos – понятие, слово) – слова, которые появляются в языке для

Слайд 16Историзмы – слова, обозначающие предметы и явления, ушедшие в прошлое.
Например: соха,

колчан,
армяк, кика, дилижанс,
конка, статский советник,
комбед, изба-читальня,
комиссар.

Исторические изменения в лексике

Историзмы – слова, обозначающие предметы и явления, ушедшие в прошлое.Например: соха, колчан, армяк, кика, дилижанс, конка, статский

Слайд 17Внимание, вопрос!
Какая наука занимается изучением звукового состава языка?

Внимание, вопрос!Какая наука занимается изучением звукового состава языка?

Слайд 18Правильно! Фонетика.
Исторические изменения в фонетике
Буквы ь (ерь) и ъ (ер) до

XIII в. обозначали особые гласные звуки - редуцированные, которые затем в одних позициях усилились и совпали с е, и (ь) или о, а (ъ).
Например:
Бърьвьно – бревно
Съдоровъ - здоров
Правильно! Фонетика.Исторические изменения в фонетикеБуквы ь (ерь) и ъ (ер) до XIII в. обозначали особые гласные звуки

Слайд 19Исторические изменения в фонетике
Согласные ж, ш, ц до XIV в были

мягкими. Какое орфографическое правило напоминает нам об этом?
Звуки к, г, х были только твердыми, поэтому говорили и писали Кыев, погыбати, хытрость.
Перед е, и они изменялись: к – ч, г – ж, х – ш.
Например: рог – рожькъ, сок – сочити, тихо – тишина.
Исторические изменения в фонетикеСогласные ж, ш, ц до XIV в были мягкими. Какое орфографическое правило напоминает нам

Слайд 20Изменения в области фонетики и грамматики.
В русском языке звука [ф] и

буквы Ф не было. Все слова, начинающееся на букву Ф, заимствованные. Звук [ф] появился в нашем языке только в ХІІ - ХІІІ веках в результате процесса оглушения в таких словах, как лавка[лафка], ров[роф] и др.;
В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», можно прочитать: «в постелю с бала едет он». Неужели писатель ошибся? Конечно, нет. Дело в том, что в 19 веке слова постель не было, а употреблялось существительное І склонения – постеля.
Изменения в области фонетики и грамматики.В русском языке звука [ф] и буквы Ф не было. Все слова,

Слайд 21Что изучает грамматика?
Раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении

слов, видах словосочетаний и типах предложения.

Грамматика изучает формы слова.

Что изучает грамматика?Раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.

Слайд 22Внимание, вопрос!
Как называется раздел науки об языке, изучающий написание букв?

Внимание, вопрос!Как называется раздел науки об языке, изучающий написание букв?

Слайд 23Русский алфавит
Кириллица (863 год)
Первая реформа произошла при Петре Первом. Такую азбуку

называли «гражданицей» или «гражданкой».

Вторая реформа русского языка произошла в 1917-1918 годах.

Русский алфавитКириллица (863 год)Первая реформа произошла при Петре Первом. Такую азбуку называли «гражданицей» или «гражданкой».Вторая реформа русского

Слайд 24Внимание, вопрос!
Какая наука занимается изучением состава слова?

Внимание, вопрос!Какая наука занимается изучением состава слова?

Слайд 25Изменения в морфемике
В словах
дар, мыло
раньше выделялись
суффиксы - р-,–л-


Изменения в морфемикеВ словах дар, мыло раньше выделялись суффиксы - р-,–л-

Слайд 26Определите…
Какое из данных слов старше: ботинки - кроссовки; шуба - куртка;

спартакиада - олимпиада?
Какие формы рода выделенных существительных являются устаревшими?
1. Он сидел у рояля и перелистывал ноты (А. Чехов) - И на покорную рояль властительно ложились руки. (А. Блок)
2. Ветка тополя уже выбросила бледно-желтые клейкие листочки. (Б. Полевой) - За тополью высокой я вижу там окно. (М. Лермонтов)
3. Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. (М. Горький) - Лицо Анны было закрыто вуалем. (Л. Толстой)
Определите…Какое из данных слов старше: ботинки - кроссовки; шуба - куртка; спартакиада - олимпиада? Какие формы рода

Слайд 27
Язык Могучий, великий Учит, изменяется, развивается Живет вместе с народом Жизнь

Язык Могучий, великий Учит, изменяется, развивается Живет вместе с народом Жизнь

Слайд 28Итак
К какой группе языков относится русский язык?
Перечислите три группы славянских языков.
Перечислите

восточнославянские языки.
Приведите примеры того, что язык -развивающееся явление.
ИтакК какой группе языков относится русский язык?Перечислите три группы славянских языков.Перечислите восточнославянские языки.Приведите примеры того, что язык

Слайд 29Русский язык
Это язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, один из

мировых языков, на нём говорит более 250 миллионов человек.
Русский языкЭто язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, один из мировых языков, на нём говорит более

Слайд 30 Соотнеси
Разделы языка
1. Фонетика
2. Лексика
3.

Морфология
4. Морфемика
5. Графика
6. Орфография
7.Синтаксис
8. Пунктуация
9. Грамматика

Что изучают

А. словарный состав
Б. формы слова
В. построение словосочетаний и предложений
Г. написание букв
Д. части речи
Е. звуки речи
Ж. состав слова
З. правила написания слов
И. постановку знаков препинания.

СоотнесиРазделы языка1. Фонетика2. Лексика3. Морфология4. Морфемика5. Графика6. Орфография7.Синтаксис8. Пунктуация9. ГрамматикаЧто

Слайд 31Проверим
1- Е Фонетика - звуки
2- А Лексика – словарный

состав
3- Д. Морфология – части речи
4- Ж Морфемика- части слова
5-Г Графика –написание букв
6-З Орфография – правила написания
7-В Синтаксис – словосочетание и предложение
8 –И Пунктуация – постановку знаков препинания
9 - Б Грамматика – формы слова

Проверим1- Е  Фонетика - звуки2- А  Лексика – словарный состав3- Д.  Морфология – части

Слайд 32Подчеркни грамматические основы.
Сверху над водой светило солнце проходили облака играл ветер

а в глубине шла таинственная и неведомая жизнь.
(И. Соколов-Микитов)
Чем простое предложение отличатся от сложного?
Чем словосочетание отличается от предложения?
Подчеркни грамматические основы. Сверху над водой светило солнце проходили облака играл ветер а в глубине шла таинственная

Слайд 33Проверь
Сверху над водой светило солнце, проходили облака, играл ветер, а в

глубине шла таинственная и неведомая жизнь.
(И. Соколов-Микитов)
ПроверьСверху над водой светило солнце, проходили облака, играл ветер, а в глубине шла таинственная и неведомая жизнь.

Слайд 341. Укажите предложение, в котором неверно выделена грамматическая основа.
а) Рядом

с нашим домом разбили новый парк.
б) Взрослые и дети сидели у костра.
в) Дом строят по типовому проекту. г) Кто сегодня дежурит?

1. Укажите предложение, в котором неверно выделена грамматическая основа. а) Рядом с нашим домом разбили новый парк.

Слайд 352. Найдите распространённое предложение.
а) Зима была многоснежной и радостной.
б)

Все смеются, и очарование пропало.
в) Великий Устюг — чудо.
г) Принесли пирог с яблоками.
2. Найдите распространённое предложение. а) Зима была многоснежной и радостной. б) Все смеются, и очарование пропало. в)

Слайд 36Проверь себя
Лучи солнца осветили удивительную картину ближнего леса.

Проверь себяЛучи солнца осветили удивительную картину ближнего леса.

Слайд 37Проверь себя
Солнце уже зашло и по низким луговым местам всё затопил

туман.
Проверь себяСолнце уже зашло и по низким луговым местам всё затопил туман.

Слайд 38Проверь себя
Пожаловала в леса хлопотливая осень, и сдула с деревьев зелёный

наряд. Разноцветными парашютиками летят листья и устилают лесные тропинки, полянки. Семена растений осень прячет в землю, а холодный дождь беспрестанно поливает их. Когда придет весна, семена дадут всходы.
Проверь себяПожаловала в леса хлопотливая осень, и сдула с деревьев зелёный наряд. Разноцветными парашютиками летят листья и

Слайд 39Второстепенные члены предложения
Определения
Обстоятельства
Дополнения.
Прочитайте упражнение 8.
Выполнить синтаксический разбор 1 и 2

предложений.
Второстепенные члены предложенияОпределенияОбстоятельстваДополнения.Прочитайте упражнение 8. Выполнить синтаксический разбор 1 и 2 предложений.

Слайд 40Домашнее задание:
упражнение 9
Разбор предложения.

Домашнее задание:   упражнение 9 Разбор предложения.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть