Слайд 1Обобщающий урок по теме:
«Причастие»
Комплексный анализ текста
Слайд 2Повторить и закрепить:
особенности причастия как части речи;
грамматические признаки причастия;
синтаксическая роль в
предложении;
умение находить причастие в тексте;
орфограммы, связанные с написанием причастий
Слайд 3Игра «Цепочка»
составьте вопрос по теме «Причастие» и задайте однокласснику
Слайд 4Работа в группах
Задания:
1. Выписать слова с пропущенными буквами.
2. Найти причастия и
выписать в тетрадь.
3. Составить предложение с причастным оборотом.
4. Выполнить анализ текста.
Слайд 5Комплексный анализ текста
Стилистический и смысловой анализ текста
Орфографический анализ
Синтаксический и пунктуационный
анализ
Морфологический анализ
Словообразовательный анализ
Лексический анализ
Слайд 6Стилистический и смысловой анализ текста
Докажите, что это текст.
Определите стиль и тип
текста.
Как связаны предложения и части текста.
Какова тема и основная мысль текста.
Озаглавьте текст.
Слайд 7Орфографический анализ текста
Сколько видов орфограмм встретилось в тексте.
Сколько орфограмм в причастиях.
Какие
орфограммы в причастиях не встретились в тексте.
Слайд 8Самопроверка
Собираясь в далекие поездки, обязательно, приходил, не_мог уехать, вспомнишь, луч_, попадешь,
желтые, тысячелетиями, невидимую, не_ могло, не_ брежной, из-под, туманные, сердца
Слайд 9Самопроверка
Розовеющий луч, изорванные тысячелетиями, покрытые окалиной жары, защищавшие остров, прорвавшего плотину,
выброшенных рукой
Слайд 10Синтаксический и пунктуационный анализ текста
Сколько пунктограмм встретилось в тексте.
Графически объясните постановку
знаков препинания.
Расскажите о причастном обороте.
Слайд 11Причастный оборот
1. А этот последний, рассеянный в небесном пространстве розовеющий луч
солнца ты вспомнишь где-нибудь под Парижем
Слайд 12Причастный оборот
2. Изорванные многими тысячелетиями , покрытые окалиной жары берега Корсики,
ее замки, защищавшие остров , ливень синего средиземноморского света, прорвавшего невидимую небесную плотину , - все это не могло оторвать мои мысли от маленькой сыроватой ложбины на Ильинском омуте, где стоял одинокий чертополох, высотой в человеческий рост.
Слайд 13Причастный оборот
3.На западном берегу острова горстью выброшенных небрежной рукой игральных костей
был рассыпан маленький город
Слайд 14Морфологический анализ текста
Что такое причастие.
Уберите из текста причастия, что изменилось?
Расскажите о
роли причастий в речи.
Слайд 15Словообразовательный анализ текста
Расскажите об образовании причастий(действительных и страдательных)
От каких глаголов образованы
выписанные причастия.
Выпишите из текста 2 глагола (сов. и несоверш.),образуйте от них все возможные причастия.
Слайд 16Лексический анализ текста
Какие средства для создания художественного образа вы знаете.
Какие языковые
средства помогают автору текста передать свое отношение, оценку.
Выпишите 2-3 слова, употребленные в переносном значении. Составьте с ними предложения, употребляя их в прямом значении.
Слайд 17Подведение итогов урока
Прокомментируйте ответы учащихся.
2. Тестирование.
Слайд 18ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
Закончи предложение:
1. Признак предмета по действию
2. Причастный оборот
3. -ущ-, ющ-,
ащ-, - ящ-
Слайд 19ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
4. Как полные прилагательные
5 а,б
6 а
Слайд 20Лист самооценки
1. Самооценка участия в групповой работе
2. Оценка руководителя
группы
3. Оценка учителя
Оценка за урок
Слайд 21Домашнее задание
Согласны ли вы с утверждением, что «Нет!
Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца»? Напишите текст-рассуждение
Слайд 22Каждый раз, собираясь в далекие поездки, я обязательно приходил на Ильинский
омут. Я просто не мог уехать, не попрощавшись с ним, со всероссийскими этими полями. Я говорил себе: “Вот этот чертополох ты вспомнишь когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем. А этот последний, рассеянный в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомнишь где-нибудь под Парижем. Если, конечно, туда попадешь”.
И все сбылось. Самолет шел над Тирренским морем. Я посмотрел в круглое окно-иллюминатор. В бездонной синеве и глубине появились желтые очертания острова, похожего на цветок чертополоха. Это была Корсика.
Изорванные многими тысячелетиями, покрытые окалиной жары берега Корсики, ее замки, защищавшие остров, ливень синего средиземноморского света, прорвавшего невидимую небесную плотину, - все это не могло оторвать мои мысли от маленькой сыроватой ложбины на Ильинском омуте, где стоял одинокий чертополох, высотой в человеческий рост.
На западном берегу острова горстью выброшенных небрежной рукой игральных костей был рассыпан маленький город. Он выходил из-под крыла самолета, как пчелиные соты. Это был Аяччо – родина Наполеона.
И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут, где меня дожидаются ивы, русские туманные закаты и друзья.
Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.
Слайд 23Какие же достоинства данной (проектной) формы работы?
Возможность выбора – автора,
произведения, форм и видов работы, состава группы, сроков, тем для углубленного изучения и пр.
Необходимость работы с первоисточниками – текстами художественных произведений (их детальное изучение на уроках КАТ помогает улучшить качество работы и на уроках литературы).
Возможность одновременного повторения правил орфографии и пунктуации и идейно-художественного содержания литературного произведения.
Развитие орфографической и пунктуационной зоркости.
Возможность углублять знания и совершенствовать собственную речь в процессе обмена опытом с одноклассниками (возможность научиться и научить).
Пришедшее умение редактировать свою и чужую письменную речь и качественное изменение собственной устной речи.
Возможность исследовать авторские стратегии классиков и после практических занятий использовать какие-то элементы из них в собственном творчестве, например, при написании сочинений.
Возможность реализовать свои творческие и организационные способности, лидерские задатки в рабочих группах и т. д.
Думаю, такое количество возможностей, отмеченных участниками проекта, говорит о многом. Даже если бы школьники сказали на экзамене, что кто-то из них стал правильнее и свободнее говорить, кто-то грамотнее писать, а кто-то прочитал книгу (или её часть) в процессе работы над сборником по комплексному анализу текста – это уже можно было бы считать успехом проекта.
Подобная проектная деятельность перспективна и эффективна, так как опирается на возможности личности ребенка, использует и развивает его познавательные стратегии и, обращаясь к творческим и лидерским способностям, формирует его активную жизненную позицию.