Презентация, доклад по русскому языку 6 класс Повелительное наклонение глагола

Содержание

Знать: как образуются и изменяются формы повелительного наклонения;Об употреблении форм повелительного наклонения.Уметь : находить глаголы в повелительном наклонении, образовывать формы повелительного наклонения, правильно использовать их в речи.

Слайд 1Повелительное наклонение глаголов
6 класс
Составила: учитель русского языка и литературы Формагина Оксана

Николаевна
I квалификационная категория
Повелительное наклонение глаголов6 классСоставила: учитель русского языка и литературы Формагина Оксана НиколаевнаI квалификационная категория

Слайд 2Знать: как образуются и
изменяются формы
повелительного наклонения;
Об употреблении форм
повелительного

наклонения.

Уметь : находить глаголы в повелительном наклонении, образовывать формы повелительного наклонения, правильно использовать их в речи.

Знать: как образуются и изменяются формы повелительного наклонения;Об употреблении форм повелительного наклонения.Уметь : находить глаголы в повелительном

Слайд 3Синтаксическая пятиминутка
Если бы исследователи оказались на Марсе, то они увидели бы

под собой почву красно-бурого цвета

* Подчеркните грамматические основы предложения.
* Составьте схему предложения.
* Разберите по составу глагол оказались бы

Синтаксическая пятиминутка		Если бы исследователи оказались на Марсе, то они увидели бы под собой почву красно-бурого цвета* Подчеркните

Слайд 4Наклонения глаголов
Изъявительное
Повелительное
Условное

Наклонения глаголовИзъявительноеПовелительноеУсловное

Слайд 5Определите наклонение выделенных глаголов
Наблюдал я вчера картину. Около большой дождевой лужи

сидели несколько воробьёв, грелись на солнышке. Временами залезали в лужу, купались, плескались, потом сушили пёрышки на солнце. Но вот проходивший мимо мальчик бросил на асфальт кусочек булки. Воробьи тут же забыли про купание и стали драться из-за этого кусочка. Такой шум подняли!
Определите наклонение выделенных глаголовНаблюдал я вчера картину. Около большой дождевой лужи сидели несколько воробьёв, грелись на солнышке.

Слайд 6Глаголы, обозначающие действия, которые происходили, происходят

или будут происходить
на самом деле, - это глаголы
в изъявительном наклонении.
Глаголы, обозначающие действия, которые происходили, происходят      или будут происходить на самом деле,

Слайд 7Определите наклонение выделенных глаголов
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь

крещёный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица,-
Говорит её сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица,-
Третья молвила девица,-
Я б для батюшки царя
Родила богатыря».

Определите наклонение выделенных глаголов«Кабы я была царица,-Говорит одна девица,-То на весь крещёный мир Приготовила б я пир».«Кабы

Слайд 8Условное наклонение обозначает действия, которые желательны или возможны при

определённых условиях.
Глаголы в условном наклонении отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЛ(А) БЫ? ЧТО СДЕЛАЛ(А) БЫ?
Образуется оно так:
Глагол в прош. вр.+ частица БЫ(Б)
Сказал бы, помог бы
Условное наклонение обозначает   действия, которые желательны или возможны при определённых условиях.  Глаголы в условном

Слайд 9Определите наклонение выделенных глаголов
Берегите друг друга,
Добротой согревайте,
Берегите друг друга,
Обижать не давайте!
Берегите

друг друга,
Суету позабудьте,
И в минуту досуга
С другом рядом побудьте!

О. Высотская.
Определите наклонение выделенных глаголовБерегите друг друга,Добротой согревайте,Берегите друг друга,Обижать не давайте!Берегите друг друга,Суету позабудьте,И в минуту досугаС

Слайд 10Глаголы в повелительном наклонении
обозначают такие действия, которые кто-то
приказывает или просит выполнить.

Они

отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЙ(ТЕ)?
ЧТО СДЕЛАЙ(ТЕ)?

Берегите, приходи, выучи, садитесь.
Глаголы в повелительном наклоненииобозначают такие действия, которые кто-топриказывает или просит выполнить.Они отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЙ(ТЕ)?ЧТО СДЕЛАЙ(ТЕ)?

Слайд 11Смысловые оттенки предложений с глаголами в повелительном наклонении:
Принеси, пожалуйста, тетрадь
Быстро принеси

тетрадь!
Принеси-ка тетрадь.
Не мог бы ты принести тетрадь?

Просьба

- Приказ, требование

- Просьба с оттенком
дружеского пожелания

- Вежливая просьба

Смысловые оттенки предложений  с глаголами в повелительном наклонении:Принеси, пожалуйста, тетрадьБыстро принеси тетрадь!Принеси-ка тетрадь.Не мог бы ты

Слайд 12Исправьте ошибки
Глаголы в повелительном наклонении обозначают действие предмета .
Глаголы

в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2 лица множественного числа.
Глаголы в повелительном наклонении образуются с помощью суффиксов -и, -й.
Глаголы в повелительном наклонении имеют в единственном числе нулевое окончание, а во множественном – -ите.

Исправьте ошибки Глаголы в повелительном наклонении обозначают действие предмета . Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в

Слайд 13 Вставьте орфограммы. Найдите глаголы в повелительном наклонении. Выделите суффиксы и окончания.
Не

пр...выкайте к ч…десам, -
Д…витесь им, д...витесь!
Не пр...выкайте к н...бесам,
Глазами к ним т...нитесь.

Пр...глядывайтесь к ...блакам,
Пр...слушивайтесь к птицам,
Пр...кладывайтесь к р...дникам,-
Н...что не повт...рит...ся.

За мигом миг, за шагом шаг
Вп...дайте в изумлен...е.
Всё будет так - и всё не так
Через одно мгновен...е.
В. Шефнер

Вставьте орфограммы. Найдите глаголы в повелительном наклонении. Выделите суффиксы и окончания. Не пр...выкайте к ч…десам,

Слайд 14Сравните глаголы
проверься

обнаружь

обеспечьте

отправьте
На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и

шипящих пишется буква Ь.
Мягкий знак в повелительном наклонении сохраняется перед суффиксом -СЯ и окончанием -ТЕ.

проверяйся

обнаруживай

обеспечивайте

отправляйте

Сравните глаголы проверьсяобнаружьобеспечьтеотправьтеНа конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется буква Ь. Мягкий

Слайд 15Вставьте подходящие по смыслу омонимы
Если волку прикажешь: “_________!» ,

Раздаётся протяжный _________.
Пролетает пчелиный __________ -
Ты быстрее канаву __________.
Ты безутешно не __________,
Никому не поможет твой __________.
На камешке растет ____________,
Его ты жизни не ____________.
Автомобиль этот не_______,
Его напрасно ты не_________.
Вставьте подходящие по смыслу омонимыЕсли волку прикажешь: “_________!» ,    Раздаётся протяжный _________.Пролетает пчелиный __________

Слайд 16Запишите текст.
Встаньте пораньше утром, быстро сделайте зарядку, позавтракайте и отправляйтесь на

речку. На берегу выберите удобное местечко и раскиньте удочки. Наберитесь терпения. Вот удочка вздрогнула. Не теряйте времени, а то рыбы склюет наживу и оставит вас с носом.
Запишите текст.	Встаньте пораньше утром, быстро сделайте зарядку, позавтракайте и отправляйтесь на речку. На берегу выберите удобное местечко

Слайд 17Подчеркните глаголы, определите их форму.
Найдите фразеологический оборот. Как вы его понимаете?
Вспомните

и запишите фразеологические обороты со словом НОС, поставив глаголы в повелительном наклонении. Объясните значение обротов.
Подчеркните глаголы, определите их форму.Найдите фразеологический оборот. Как вы его понимаете?Вспомните и запишите фразеологические обороты со словом

Слайд 18Проверьте
Заруби себе на носу,
Не вешай носа,
Держи нос по ветру,
Три к носу,
Не

води нас за нос,
Не задирай носа
ПроверьтеЗаруби себе на носу,Не вешай носа,Держи нос по ветру,Три к носу,Не води нас за нос,Не задирай носа

Слайд 19Занимательная задача. В каком наклонении употреблены подчёркнутые глаголы в стихотворении С. Маршака?

Был

сынок у маменьки –
Медвежонок маленький.
Мать за ним ухаживай,
Мучайся с сынком,
Мой его, приглаживай
Шёрстку языком.
Занимательная задача. В каком наклонении употреблены подчёркнутые глаголы в стихотворении С. Маршака?Был сынок у маменьки –Медвежонок маленький.Мать

Слайд 20Домашнее задание
п. 85, упр.491,492

Домашнее задание п. 85, упр.491,492

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть