Презентация, доклад по русскому языку

Содержание

Лингвистическая разминкаНоворожденный, афера, кухонный, обеспечение, квартал, огниво, приговор, договор, бытие, процент, пуловер, столяр, танцовщица, украинский, щавель, эксперт

Слайд 1Понятие о бессоюзном сложном предложении

Понятие о бессоюзном сложном предложении

Слайд 2Лингвистическая разминка
Новорожденный, афера, кухонный, обеспечение, квартал, огниво, приговор, договор, бытие, процент,

пуловер, столяр, танцовщица, украинский, щавель, эксперт
Лингвистическая разминкаНоворожденный, афера, кухонный, обеспечение, квартал, огниво, приговор, договор, бытие, процент, пуловер, столяр, танцовщица, украинский, щавель, эксперт

Слайд 3Проверь себя
Новорожденный, афера, кухонный, обеспечение, квартал, огниво, приговор, договор, бытие, процент,

пуловер, столяр, танцовщица, украинский, щавель, эксперт
Проверь себяНоворожденный, афера, кухонный, обеспечение, квартал, огниво, приговор, договор, бытие, процент, пуловер, столяр, танцовщица, украинский, щавель, эксперт

Слайд 4Распределите предложения по группам (Какие из них не входят ни в одну

группу?)

Леса - это исполинские лаборатории, которые вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.
Не видели они, как время пролетело.
Темнело, и сбоку несло речным холодом.
В окна снег летит клоками, буря свищет у ворот. (А.Фет)
Василий Андреевич Жуковский – поэт, друг и наставник Пушкина.
6. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал.
1) ПП 2) ССП 3) СПП

Распределите предложения по группам (Какие из них не входят ни в одну группу?) Леса - это исполинские

Слайд 5Проверь себя
1) ПП – 5
2) ССП – 3
3) СПП – 1,

2

«5» – ошибок нет
«4» – 1 ошибка
«3» – 2 ошибки
Проверь себя1) ПП – 52) ССП – 33) СПП – 1, 2«5» – ошибок нет«4» – 1

Слайд 6Преобразуйте простые предложения в сложное бессоюзное. Произнесите с разной интонацией.
Бабушка сердилась.

Внучка не слушалась.
Преобразуйте простые предложения в сложное бессоюзное. Произнесите с разной интонацией. Бабушка сердилась. Внучка не слушалась.

Слайд 7Изменяется ли интонация в зависимости от знака препинания?
1. Бабушка сердилась, внучка

не слушалась.

2. Бабушка сердилась: внучка не слушалась.

3. Бабушка сердилась – внучка не слушалась.
Изменяется ли интонация в зависимости от знака препинания?1. Бабушка сердилась, внучка не слушалась.2. Бабушка сердилась: внучка не

Слайд 8Виды интонации и смысловые отношения в БСП.

Виды интонации и смысловые отношения в БСП.

Слайд 9Алгоритм анализа БСП:
1. Найти грамматические основы
2. Определить интонацию и определить

смысловые отношения между частями БСП
3.Поставить необходимый знак препинания
4. Построить схему БСП
Алгоритм анализа БСП:  1. Найти грамматические основы2. Определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП

Слайд 101. Среди предложений № 8 – 17 найдите бессоюзное сложное предложение.

Укажите его номер

(8) Шла мимо девочка. (9) Увидела рябинку, поахала.
(10) — Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка — это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.
(12) И она была по-своему права.
(13) Ехал на машине усатый дядька.
(14) — Ух ты... (15) Прямо картинка... (16) Шикарно!
(17)Он остановил машину, вылез из-за руля. (18)Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.

1. Среди предложений № 8 – 17 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер  (8) Шла

Слайд 112. Среди предложений № 11 – 16 найдите бессоюзное сложное предложение.

Укажите его номер

(11) В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12) Я спрятался за куст, любуясь работой. (13) Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14) В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15) Из кустов орешника грянул выстрел, и вместе с ней на желтую траву упала птица. (16) Дятел не успел проглотить личинку — она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

2. Среди предложений № 11 – 16 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер (11) В бинокль

Слайд 123. Среди предложений № 1 – 3 найдите бессоюзное сложное предложение.

Укажите его номер

(1)Про учительницу Ксению Андреевну Карташову говорили, что у неё руки поют. (2)Движения у неё были мягкие, неторопливые, округлые, и, когда она объясняла урок в классе, ребята следили за каждым мановением руки учительницы. (3)Ксении Андреевне не приходилось повышать голос на учеников, ей не надо было прикрикивать.

3. Среди предложений № 1 – 3 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер (1)Про учительницу Ксению

Слайд 134. Среди предложений № 19 – 22 найдите бессоюзное сложное предложение.

Укажите его номер

(19)Мужественность относится не к физическим качествам человека, а к духу его. (20)Мужайся — значит крепи свой дух, не жалуйся, не предавайся пустым мечтам, а во всех обстоятельствах сохраняй бодрость.
(21) Мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена.

4. Среди предложений № 19 – 22 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер (19)Мужественность относится не

Слайд 145. Среди предложений № 9 – 13 найдите бессоюзное сложное предложение.

Укажите его номер.

9)Выстрелы теперь неслись отовсюду, и небо, и Селигер померкли от частого дыма. (10)А мы сразу заметили, что жить стало хуже. (11)Мы были в общем-то непугливыми столичными людьми, понимали кое-что и в системах ружей, и в калибрах и номерах дроби, но мы не хотели выстрелов. (12)Их вообще не должно было существовать, они были чужды этому беззащитному миру трав, деревьев и малых, таких весёлых птах, поющих нам по утрам. (13)Пальба же между тем нарастала и пятнадцатого числа утром уже напоминала близкую канонаду, со всех четырёх сторон.

5. Среди предложений № 9 – 13 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер.9)Выстрелы теперь неслись отовсюду,

Слайд 15Проверь себя:
1 – 11
2 – 16
3 – 3
4 – 21


5 - 12
Проверь себя:1 – 112 – 163 – 3 4 – 21 5 - 12

Слайд 16Бессоюзные сложные предложения – это сложные предложения, части которых связаны по

смыслу и интонации, а не при помощи союзов или союзных слов.

Луна сияла, июльская ночь была тиха.

Бессоюзные сложные предложения – это сложные предложения, части которых связаны по смыслу и интонации, а не при

Слайд 17БСП со значением одновременности и последовательности
Сияла ночь, луной был полон сад,

цвела акация над нами.
(одновременность)
Дождик кончился, туча пошла дальше, показалось солнышко.
(последовательность)
БСП со значением одновременности и последовательностиСияла ночь, луной был полон сад, цвела акация над нами.(одновременность)Дождик кончился, туча

Слайд 18БСП со значением противопоставления
Мир строит – война разрушает.

Мир строит, а война

разрушает.
БСП со значением противопоставленияМир строит – война разрушает.Мир строит, а война разрушает.

Слайд 19БСП со значением времени и условия (значение выражено в первом предложении)
Кончил дело

– гуляй смело.

Совесть потеряешь – друзей не купишь.

Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.

(если, когда)
БСП со значением времени и условия (значение выражено в первом предложении)Кончил дело – гуляй смело. Совесть потеряешь

Слайд 20БСП с отношениями причины и следствия
А. Первая группа
Предложения с указанием причины

во второй части (ставится : )
Я доверяю любящим: они великодушны.
Б. Вторая группа
Предложения с указанием следствия во второй части (ставится - )
Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду.
БСП с отношениями причины и следствияА. Первая группаПредложения с указанием причины во второй части (ставится : )

Слайд 21БСП с пояснением во второй части
Вторая часть поясняет содержание первой (:)
Утро

было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы.

Предметы потеряли свою форму: все сливалось сначала в серую, потом в темную массу.

(а именно, то есть)
БСП с пояснением во второй частиВторая часть поясняет содержание первой (:)Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели

Слайд 22БСП со значением дополнения
Второе предложение дополняет содержание первого(ставится : )
Я знаю:

в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

А я вот что заметил: возле иных домов тополя сохнут.
(что)


БСП со значением дополненияВторое предложение дополняет содержание первого(ставится : )Я знаю: в вашем сердце есть и гордость,

Слайд 23БСП со значением сравнения
Скажет слово – соловей запоет.

( Как, словно, будто

)
БСП со значением сравненияСкажет слово – соловей запоет.( Как, словно, будто )

Слайд 24Частями БСП могут быть простые и сложные предложения
Дружба деятельна: это единственный

вид дружбы, который я понимаю.

Частями БСП могут быть простые и сложные предложенияДружба деятельна: это единственный вид дружбы, который я понимаю.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть