Слайд 1Методика обучения орфографии.
Цели, содержание, методы
Слайд 2Орфография – раздел языкознания, который изучает и разрабатывает систему правил, обеспечивает
единообразное написание.
Содержание раздела:
Когда в 70 е годы попытались систематизировать, то выяснилось, что в русском языке 78 орфограмм.
Правило правописания гласных и согласных в составе морфем различных частей речи,
Правописание Ъ, Ь знаков,
Слитные, дефисные, раздельные написания,
Прописные, строчные бук
Перенос слова.
Слайд 3Принципы обучения орфографии:
1) Морфологический принцип – во всех словах морфемы пишутся
одинаково, независимо от их произношения: куб <П> - куба <б>.
2) Фонетический принцип – как произносится, так и пишется (слова или их части): возразить – воскликнуть.
3) Исторический (традиционный) принцип – слова пишутся так как они писались, в старину (как сложилось, так и осталось): замуж, лишь, уж.
Слайд 4Методика обучения орфографии базируется на следующих принципах:
— изучение орфографии в тесной
связи с изучением фонетики, морфемики, морфологии и синтаксиса;
— сопоставление различных явлений (звук и буква, фонема в сильной и слабой позиции);
— структурно-семантический принцип (опора на знание состава и значения морфем в слове).
Изучение орфографии невозможно без опоры на знания и умения, полученные в процессе изучения всех разделов науки о языке.
Слайд 5Цель обучения орфографии в школе
формирование относительной грамотности учащихся, т.е.
умение писать слова, в соответствии с орфографическими правилами, изучаемыми в школе и некоторые слова с непроверяемыми орфограммами, в соответствии с орфографическим минимумом. Познавательные цели: - знакомство с основными орфографическими понятиями. Практические цели: - формирование орфографических умений.
Слайд 6Содержание обучения орфографии
Содержание обучения орфографии составляет орфографическая теория или орфографические понятия
и орфографические умения.
К орфографическим понятиям относятся: орфограмма, орфографическое правило, орфографический факт, опознавательные признаки орфограмм, условия выбора орфограмм, актуальная и неактуальная орфограмма, орфографический словарь.
Слайд 7Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом. Различают несколько типов орфограмм:
буква, пробел, слитное написание, дефис, черточка или перенос.
Орфографическое правило – это инструкция, позволяющая знать норму письма и условия, определяющие данную норму.
Слайд 8Орфографический факт – это написание, которое запоминается в лицо: слова с
непроверяемыми орфограммами, отдельные морфемы, отдельные служебные слова. Знакомство с понятием орфограмма целесообразно начать с противопоставления слов, которые различаются написанием и произношением и которые не различаются.
Слайд 9Принципы методики орфографии целесообразно рассмотреть с принципами русской орфографии:
1. Морфологический
(фонематический), который предполагает единообразие написания морфем в школе,
2. Фонетический, написание в соответствии с произношением,
3. Исторический (традиционный), написание по традиции.
Слайд 10Принципы методики обучения орфографии
принцип опоры на фонетический или грамматический материал,
- сопоставление произношения и написания,
- принцип опоры на орфографическую теорию (понятие «орфограмма, опознавательные признаки орфограмм»).
Эти принципы обеспечивают сознательное усвоение орфографии и поэтапность работы по формированию орфографических умений.
Слайд 11Правила орфографии в своих формулировках опираются на умения:
различать сильную и
слабую позицию гласных и согласных (проверяемые и непроверяемые гласные и согласные),
делить слово на слоги и морфемы (правила переноса),
определять морфемный состав слова и его частеречную принадлежность (о и ё в разных типах морфем разных частей речи, правописание важнейших приставок и суффиксов слов разных частей речи и другие правила),
определять наличие или отсутствие у слова зависимых слов (н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, написание не со словами разных частей речи),
различать собственные и нарицательные имена (правописание прописной и строчной буквы) и т. д.
Слайд 12 Орфографическое правило изучается с опорой на понятие орфограмма и опознавательные
признаки орфограмм.
Путь от орфограммы к орфографическому правилу через анализ языкового материала наиболее эффективен.
Формулировка орфографических правил указывает на смысловые, фонетические, грамматические признаки орфограммы. Перед изучением орфографического правила нужно убедиться, что ученики знают фонетические явления.
Слайд 13При выборе формы работы над офографическим правилом нужно учитывать и общие
дидактические требования (сознательности, активности, самостоятельности учащихся), и особенности орфографического явления.
Работа по изучению ОП может быть проверена в форме беседы, а может в форме объяснения самим учителем.
После изучения ОП, нужно дать учащимся 2-3 минуты для чтения этого правила. Далее воспроизведение этого правила.
Слайд 14Важным этапом в работе является составление учениками алгоритма действий: как применять
это правило на практике.
Общий алгоритм:
1. Опознавательные признаки орфограммы,
2. Часть речи,
3. Часть слова,
4. Применение правила.
Слайд 15Орфографические умения
– это аналитические способности ученика увидеть орфограмму, соотнести ее
с отдельным правилом, действовать в соответствии с алгоритмом или инструкцией и определить норму письма.
Орфографические умения:
- обнаружить в слове орфограмму (орфографическая зоркость),
- обосновать выбор орфограммы,
- писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки,
- пользоваться орфографическим словарем.
Слайд 16Орфографический навык – это орфографическое умение, доведенное до автоматизации, в котором
все действия протекают быстро во внутреннем плане ученика.
Слайд 17Практические методы формирования орфографических умений представляют собой специальные и неспециальные орфографические
упражнения.
К специальным относятся различного рода списывания и диктанты (кроме творческого и свободного). Списывание предполагает развитие орфографической зоркости учащихся.
Слайд 18Списывание предполагает развитие орфографической зоркости учащихся. Списывание бывает:
осложненное, неосложненное.
Диктанты:
Обучающие (предупредительные, комментируемые, объяснительные, «Проверяю себя!»).
Слайд 19 Система упражнений по орфографии в современной методике строится на основе того
или иного вида памяти.
4 вида памяти:
слуховая, зрительная, речедвигательная, моторная («память руки»).
Слуховую память развивают диктанты,
Зрительную – списывание, или диктант по памяти,
Речедвигательную – послоговое орфографическое проговаривание,
Моторную – многократная запись.
Слайд 20Работа над ошибками
– важный этап в деле формирования орфографических умений.
Она складывается из специальной работы по предупреждению орфографических ошибок, фиксации учителем орфографических ошибок, учета слов с ошибками при подготовке урока работы над ошибками, работа над ошибками на уроке.