Слайд 1 Исследовательский урок
с элементами коллективного
сотрудничества
Роль глаголов в речи .
Рассуждение.
Слайд 2 Роль глаголов в речи .
Рассуждение.
Цель: определить роль глагола в речи и выявить, как глагол обогащает нашу речь.
Слайд 3 Исследовательский урок
с элементами коллективного
сотрудничества
Роль глаголов в речи .
Рассуждение.
Слайд 9 Эпиграф урока:
Он энергичен, многолик
– Глагол.
Он действовать привык.
Необходим он –
Вот в чём соль.
Я говорю, ему
Глаголь!
(Л. Татьяничева.)
Проблемный вопрос :
Нужен ли глагол в речи?
Слайд 11
Для чего нужен глагол в
речи?
Зачем?
Какую работу он выполняет
в речи?
Слайд 12 Исследовательский урок
с элементами коллективного
сотрудничества
Роль глаголов в речи .
Рассуждение.
Слайд 13
И вот он начал
Свой
рассказ:
Они ползут,
А он им - раз!
А тут как раз!
Она ползла,
-А он как даст ему
со зла!
Они ей - раз!
Она им - раз!
Но тут как раз.
Её он спас.
Агния Барто
Кто сказал, что мы
подрались?
Мы не дрались,
а боролись.
Правда, мы чуть-чуть
кусались,
И щипались, и кололись.
Правда, мы друг друга мяли,
И бодались, и лягались.
Нас, конечно, разнимали.
Мы, конечно, упирались.
А. Кушнер
Сравните тексты двух стихотворений.
Задания уровня «А»
1.Глагол – это …, которая обозначает …,
отвечает на вопросы …? ...?
2. Соедините правильно:
Настоящее время – играл, смотрел.
Будущее время - сидит, читает.
Прошедшее время- споет, сходит.
3. Правильно употребите форму глагола
прошедшего времени: Я рисовал – мы …
Ты … - вы …
Он … - Они …
Слайд 15 Задания уровня «В»
1. Укажите глаголы:
А) Белый, красный, новый.
Б) урок, детство, играть.
С) Поешь, читает, учит.
2. Найдите глаголы в неопределенной форме:
Пишет, играет, ходить. говорит, дышит,
думать.
3. Правильно употребите форму глагола
настоящего времени:
Ты чита… мы чита…
Он чита… вы чита
Слайд 16 Задания уровня «С».
1.В каких глаголах
пишется Ь
А) играеш…, Б) останет…ся, В) поеш…
2. Глагол имеет следующие категории:
А) Род, число, падеж;
Б)склонение, время, число;
3. Соедините существительные с глаголами:
Солнце смеялись
Девочка смеялся
Мальчик смеялась
Ребята смеялось
Читательская игра: Найти синонимы.
«Седьмая дочь» В. А. Сухомлинский
Было у Матери семь дочерей. Поехала однажды Мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Возвратилась Мать домой через месяц. Когда она вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по Матери. – Я соскучилась по тебе, как маков цветок по солнечному лучу, – сказала первая дочь.
– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – сказала вторая дочь.
– Я плакала о тебе, как маленький птенец плачет о птичке... – сказала третья дочь.
Слайд 18
– Мне трудно было без
тебя, как пчеле без цветка, –
сказала четвертая дочь, ласкаясь
к матери и заглядывая ей в глаза.
– Ты снилась мне, как розе снится капля росы,
– сказала пятая дочь.
– Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает
соловья, – сказала шестая дочь.
А седьмая дочь ничего не сказала, хотя сказать ей
надо было очень много.
Она сняла с ног Матушки обувь и принесла ей воды
в большом тазике – помыть ноги.
Задание. Замените глагол «сказала» синонимами.
Будьте внимательны!
поговорим ладком
Смелый находит тот много знает
Сядем рядком лень портит
Терпенье и труд робкий теряет
Кто много видел и слышал всё перетрут
Добрая слава лежит, а плохая бежит
Задание:
Найдите глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. Запишите их в три столбика.
Собери пословицы
Приём «Продолжи фразу».
1. Глаголы изменяются по … , …, …,
а в прошедшем времени … .
2. Не с глаголами пишется … .
3. Глаголы в неопределённой форме отвечают на
вопросы …? …?
4. Глаголы в неопределённой форме имеют
суффиксы …, …, ….
5. В предложении глагол является … .
6. Спряжение – …. .
Глаголы изменяются по (временам, лицам, числам), а в прошедшем времени (по родам)
Не с глаголами пишется (отдельно)
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы (что делать?, что сделать?)
Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы (ть, ти, чь)
В предложении глагол является (сказуемым).
Спряжение – это (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).
Т е с т
1. Глагол – это часть речи, которая обозначает…
Предмет
Признак предмета
Действие предмета
2.Каким членом предложения является глагол?
Подлежащим
Сказуемым
Второстепенным членом
3. Выбери глагол
забег
беговая
побежали
Слайд 24
4.Если глагол обозначает действие
одного
предмета, то он в форме…
Единственного числа
Множественного числа
5. Как изменяются глаголы?
По числам
По вопросам
По временам
По падежам
6. К глаголам какого рода ставят вопрос «Что делала?»
Мужского
Женского
Среднего
Слайд 25
7.Можно ли узнать число
у глаголов в неопределённой форме?
Да
Нет
8.Можно ли узнать время у глаголов в неопределённой форме?
Да
Нет
9. Как пишется не с глаголами?
Слитно
Раздельно
10. К данным устойчивым выражениям – дело мастера боится, знать, как свои пять пальцев, не ударить лицом в грязь.
Слайд 26
Проверь правильность своих
ответов:
1 - действие предмета
2 - сказуемым
3 - побежали
4 - един. Число.
5 - по временам и числам.
6 - жен.род
7 - нет
8 - нет
9 - раздельно
10 - хорошо работать.
1 группа исследователей
Глаголы звучания
Прочитайте текст выпишите глаголы, передающие звуки, сделайте вывод.
Какую роль выполняют глаголы?
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Слайд 28Каждая женщина –казашка умело украшала свою - юрту.
Слайд 29По убранству юрты были не похожи друг на друга,.
Слайд 30Умелыми руками соткала она ковры, сшила корпе и подушки.
Слайд 31 Мастерица выкладывала
орнамент на кошме.
Слайд 33
Тускиизы вышивала золотыми нитями.
Рефлексия
Составить рассуждение
по увиденному и услышанному.
Слайд 37 Рефлексия
1. сегодня я
узнал…
2 было интересно…
3. было трудно…
4. я теперь могу…
5 я научился…
6. у меня получилось…
7. мне захотелось…
8. я попробую…
9. я смог…
10.урок дал мне для жизни!
Благодарю вас за работу на уроке !