Слайд 1
Изобразительно - выразительные средства языка
(лексика и фразеология).
Слайд 2
«Что такое язык?
Прежде всего, это
не только
способ выражать
свои мысли ,
но и творить свои мысли ».
А.Н.Толстой
Слайд 3Цель исследования:
Изучить
изобразительно - выразительные средства русского языка.
Слайд 4
З
а
д
а
ч
и:
Выяснить, какова роль лексики и фразеологии в русском
языке.
Рассмотреть основные лексические средства выразительности в учебниках.
Проанализировать учебники и сделать выводы.
Провести анкетирование среди первоклассников на знание понятий лексики и фразеологии, обработать данные и сделать выводы.
Слайд 5
ЛЕКСИКОЛОГИЯ –
это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.
Лексика -
это словарный состав языка.
Фразеологизмы — это почти всегда яркие, образные выражения. Поэтому они — важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности …
Слайд 7Синонимы:
Например: грусть- печаль
Сино́нимы (в лингвистике) — слова одной
части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.
Слайд 8
Первый синонимический словарь вышел в 1783 г., его автором был известный
русский писатель
Д.И. Фонвизин. Современная наука достигла больших успехов в изучении и описании лексической синонимии. Особую ценность представляют словари синонимов.
Слайд 9Основной признак синонимии - это близость значения слов:
Например синонимичность слов спешить.
торопиться выражена яснее, чем в словах
смеяться, хохотать, заливаться. закатываться,хихихать,
прыскать
Слайд 10Антонимы
Само по себе слово АНТОНИМ - греческого происхождения (anti… противо… +
onyma имя). Это слова противоположные по значению.
Слайд 11Роль антонимов
Подчеркивая противоположные качества предметов и явлений, мы делаем нашу речь
более яркой, образной запоминающейся.
Слайд 13Омонимы:
Например: коса- инструмент и коса - прическа
слова, совпадающие по звучанию, но
разные по смыслу, напр., "лук" (растение) и "лук" (оружие), "посол" (дипломатический ранг) и "посол" (засаливание, "килька пряного посола"), "дождевик" (плащ) и "дождевик" (гриб).
Слайд 16Паронимы:
Пароними́я (от др.-греч. παρα- — приставка со значением смежности, ὄνομα —
«имя») — частичное звуковое сходство слов при их семантическом различии (полном или частичном)
Например: Невежа – невоспитанный человек
Невежда – необразованный человек
Слайд 17Анаграммы :
АНАГРАММЫ - слова, образованные перестановкой букв исходного слова. Например:
ЖАЛО
ЛОЖА
КРАЛ КАРЛ
НОЕТ ЕНОТ
Слайд 18Палиндромы :
Палиндромы (в переводе с греческого «бегущие или возвращающиеся назад»)-
это слова, фразы, предложения, стихи и т.д. читаемые одинаково в обоих направлениях.
А роза упала на
лапу Азора.
Около Мити молоко.
И пиши, и шипи.
На доме чемодан.
Омографы :
разные по значению и звучанию слова, совпадающие по написанию; например, "замок" (дворец), замок(на дверь);
кружки (для чая), кружки(геометрические фигуры).
(от греч. archáios — древний), слова, отдельные значения, словосочетания, а также некоторые грамматические формы и синтаксические конструкции, устаревшие и вышедшие из активного употребления. Среди А. выделяется группа т. н. историзмов, исчезновение которых из активного словаря связано с исчезновением тех или иных предметов и явлений из общественной жизни, например "подьячий", "челобитье", "конка", "нэпман". Обычно же А. уступают место другим словам с тем же значением: "виктория" — "победа", "стогна" — "площадь", "рескрипт" — "указ", "сей" — "этот". Стилистические А. являются славянизмы типа: "лик", "око", "вежды", "млад", "град", придающие речи оттенок торжественности. В отдельных случаях А. могут возвращаться к жизни (ср. в рус. яз. 20 в. историю слов "министр", "указ", "генерал", "офицер"). Иногда архаические слова, ставшие непонятными, продолжают жить в некоторых устойчивых сочетаниях: "ни зги не видно" — "совсем ничего не видно", "сыр-бор загорелся" — "начался переполох".
Слайд 22
ШАРАДА - это загадка, в
которой загаданное слово делится на несколько частей — отдельных слов; сначала предстоит отгадать эти слова, а потом составить из них новое, более длинное. Как правило, такая загадка поэтическая.
Начало деревом зовется,
Конец - читатели мои.
Здесь, в книге, целое найдется,
И в каждой строчке есть они.
(БУКВЫ)
Слайд 23
Архаизмы — устаревшие слова.
Неологизмы — новые слова.
Омонимы — одно слово, имеющее
несколько значений.
Антонимы — противоположные по значению.
Синонимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию.
Паронимы — частичное звуковое сходство, разные по значению.
Однозначные слова — слова, имеющие одно значение.
Многозначные слова — слова, имеющие два и более значений.
Слайд 24
Знание изобразительно – выразительных средств
учащимися 1класса Б
Слайд 25Знание изобразительно – выразительных
средств учащимися 3 класса Б
Слайд 26Приложение 1 Диаграмма 3.
Сводная таблица знания изобразительно – выразительных средств
учащимися 1Б и 3Б классов
Слайд 27.(Приложение 1. Диаграмма 5, Диаграмма 6, Диаграмма 7, ). Сводная таблица
за 1, 2, 3 класс ( Приложение 1. Диаграмма 8).
Участие одноклассников в конкурсах в 1 классе
Слайд 28Участие одноклассников в конкурсах 2 класса Б
Слайд 29Участие одноклассников в конкурсах 3класса Б
Слайд 30Участие одноклассников в конкурсах
Слайд 31
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в
меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь .
(И. Бунин).