Слайд 1Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Полевской лицей»
Курского района Курской области
Ильюта
Валентина Яковлевна,
Слайд 2Объявление
На занятие по русскому языку приглашаются выпускники, сдающие в этом
году ЕГЭ и которые желают поступить в высшие учебные заведения.
Слайд 3Объявление
На занятие по русскому языку
приглашаются выпускники,
сдающие в этом году ЕГЭ
и
желающие поступить в высшие
учебные заведения.
Слайд 4Тема
Классификация грамматических ошибок и их предупреждение при подготовке к ЕГЭ по
русскому языку
Слайд 5Цели:
1) классифицировать грамматические ошибки для выполнения задания №7;
2) сформировать умение определять
вид грамматических ошибок, находить и исправлять их в предложении.
Слайд 6Что такое грамматические ошибки?
Грамматические ошибки – это ошибки в структуре языковой
единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Слайд 7Типы грамматических ошибок:
нарушение словообразовательных норм, т. е. неправильное использование приставок, суффиксов,
ошибки при образовании сложных слов;
нарушение морфологических норм, т. е. нарушение в образовании форм различных частей речи;
нарушение синтаксических норм в построении словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, в употреблении параллельных синтаксических конструкций.
Слайд 8Виды синтаксических ошибок:
1) неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом;
2)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением;
4) ошибка в построении предложения с однородными членами;
Слайд 9Виды синтаксических ошибок:
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом;
6) нарушение
в построении предложения с причастным оборотом;
7) неправильное построение предложения с косвенной речью.
Слайд 10Употребление падежной формы
существительного с предлогом
После предлогов «благодаря», «согласно»,
«вопреки» имена существительные употребляются только в форме ДАТЕЛЬНОГО падежа (КОМУ? ЧЕМУ?).
Благодаря твоему совету, согласно указанию друга, вопреки моему желанию.
Слайд 11Потренируемся!
Настоящий успех может быть достигнут только благодаря
настойчивости, целеустремлённости и глубоких знаний человека.
График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора.
Вводные слова, согласно правила, выделяются на письме запятыми.
Вопреки предсказания моего спутника, погода прояснилась.
Слайд 12Правильный ответ
Настоящий успех может быть достигнут только
благодаря настойчивости, целеустремлённости и глубоким знаниям человека.
График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указанию директора.
Вводные слова, согласно правилу, выделяются на письме запятыми.
Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась.
Слайд 13Употребление падежной формы
существительного с предлогом
Если предлог «по» имеет
значение «после чего-либо», то слово, стоящее после него, необходимо употребить в форме предложного, а не дательного падежа.
По прибытии в Москву, по приезде в Венецию, по окончании курсов.
Слайд 14Потренируемся!
По окончанию курсов английского
языка я получил сертификат.
По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.
По приезду в Венецию я сразу посетил знакомых.
Слайд 15Правильный ответ
По окончании курсов англий-ского языка я
получил сертификат.
По завершении строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.
По приезде в Венецию я сразу посетил знакомых.
Слайд 16Взаимосвязь между
подлежащим и сказуемым
1) Те, кто бывал в Кижах,
видели, как вдоль всего острова тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного.
2) Все, кто бывал на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.
Слайд 17Запомните!
Те (все) + сказуемое во множественном числе
Кто + сказуемое в единственном
числе
Слайд 18Потренируемся!
Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова»,
помнит бродягу Варлаама.
Те, кто любовались портретами Крамского, поражались глубине раскрытого характера.
Слайд 19Правильный ответ
Все, кто читал пушкинского «Бориса
Годунова», помнят бродягу Варлаама.
Те, кто любовался портретами Крамского, поражались глубине раскрытого характера.
Слайд 20Построение предложения с несогласованным приложением
Только в ИМЕНИТЕЛЬНОМ
падеже употребляются названия литературных произведений, газет, книг, журналов, телепередач, кинофильмов, если есть родовое понятие.
В журнале «Новый мир» напечатана рецензия на произведение.
В оде А. С. Пушкина «Вольность» поднимается тема свободы.
Слайд 21Построение предложения с несогласованным приложением
Название, заключённое в кавычки
и данное без родового слова, ИЗМЕНЯЕТСЯ по падежам.
В «Войне и мире» действуют более пятисот персонажей.
Автор «Слова о полку Игореве» является подлинным знатоком русской природы.
Слайд 22Потренируемся!
Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.
С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».
Выразителен в «Записки охотника» язык писателя, поэтичны образы людей.
Слайд 23Правильный ответ
Горячо любящим родную культуру предстаёт
перед нами Д. С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном».
Выразителен в «Записках охотника» язык писателя, поэтичны образы людей.
Слайд 24Ошибки в построении предложения
с однородными членами
Нельзя использовать
в качестве однородных членов предложения полные и краткие формы прилагательных.
Деревья высокие и стройны.
Слайд 25Правильный ответ
Деревья высокие и стройные.
Деревья высоки и стройны.
Слайд 26Ошибки в построении предложения
с однородными членами
Если требуются разные предлоги с
разными существительными, они должны быть использованы. Пропускать предлоги в таких случаях нельзя.
Мне нужно на вокзал, на почту, в магазин.
Слайд 27Потренируемся!
Занятия проходят на стадионе, парке и зале.
Слайд 28Правильный ответ
Занятия проходят на стадионе, в парке и в зале.
Слайд 29Ошибки при построении предложения
с однородными членами
Нельзя в одном
предложении соединять при помощи союза И причастный оборот и придаточное определительное, начинающееся со слов КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ.
Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
Слайд 30Правильный ответ
Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем.
Слайд 31Построение предложения
с однородными членами
Нельзя в одном предложении
соединять при помощи союза И дополнение, выраженное именем существительным, и придаточное предложение.
Экономисты говорят о снижении инфляции и что повышения цен больше не будет.
Слайд 32Правильный ответ
Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии
повышения цен.
Экономисты говорят, что идёт снижение инфляции и что повышения цен больше не будет.
Слайд 33Ошибки в построении предложения
с однородными членами
Все однородные члены должны стоять в
том же падеже, в котором стоит обобщающее слово.
В чулане было много разной мебели: столы, шкафы, стулья.
Слайд 34Правильный ответ
В чулане было много разной мебели:
столов, шкафов, стульев.
Слайд 35
Ошибки в построении предложения
с однородными членами
Нельзя в
одном предложении сочетать как однородные члены имя существительное и инфинитив.
Я люблю музыку и кататься на коньках.
.
Слайд 36Правильный ответ
Я люблю слушать музыку и кататься на коньках.
Слайд 37Построение предложения с деепричастным оборотом
Основное и дополнительное действие
должно проводиться ОДНИМ лицом или предметом.
Подлежащее сказуемое,/деепричастный оборот/.
Слайд 38Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Тщательно подготовившись к выступлению,
1) речь оратора тем
не менее должна напоминать импровизацию.
2) в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.
3) у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.
4) оратор произнёс убедительную речь.
Слайд 39Правильный ответ
Тщательно подготовившись к выступлению, оратор произнёс убедительную
речь.
Слайд 40Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Находясь в Болдино,
1) сбылась мечта Пушкина написать
цикл повестей о русской жизни.
2) до поэта дошли вести о холере в Москве.
3) Пушкиным была закончена 9 глава «Евгения Онегина».
4) поэт в короткий срок написал «Маленькие трагедии».
Слайд 41Правильный ответ
Находясь в Болдино, поэт в короткий срок написал
«Маленькие трагедии».
Слайд 42Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Нельзя помещать
определяемое слово внутрь причастного оборота (причастный оборот должен полностью стоять до или после определяемого слова и не должен разрываться на части)
Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться.
х
Приехавшие на съезд делегаты должны зарегистрироваться.
х
Делегаты, приехавшие на съезд, должны зарегистрироваться.
Слайд 44Нарушение в построении предложения
с причастным оборотом
Нельзя, чтобы
определяемое слово и причастие были употреблены в разном роде, числе и падеже.
Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.
Некоторыми из путешественников, бывавшим в притоках реки Амазонки, было описано растение с огромными плавающими листьями.
Слайд 45Правильный ответ
Одно из чудес на Курильской
гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.
Некоторыми из путешественников, бывавших в притоках реки Амазонки, было описано растение с огромными плавающими листьями.
Слайд 46Нарушение в построении
предложения с причастным оборотом
Нельзя
употреблять в предложении причастный оборот после имени существительного, которое не является определяемым словом для этого причастного оборота.
Лес тянется с севера на юг, состоящий из хвойных деревьев.
Слайд 47Правильный ответ
Х
Лес, состоящий из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.
Слайд 48Неправильное построение
предложения с косвенной речью
Недопустимо, чтобы при
использовании цитат в качестве придаточных изъяснительных предложений употреблялось личное местоимение «Я».
В своих воспоминаниях Короленко писал, что «я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность»
Слайд 49Правильный ответ
В своих воспоминаниях Короленко писал, что
он «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность»
Слайд 50Неправильное построение предложения
с косвенной речью
Петя сказал, что я
еще не готов к экзамену.
Петя сказал, что жду маму.
Слайд 51Правильный ответ
Петя сказал, что он еще не готов
к экзамену.
Петя сказал, что ждёт маму.
Слайд 58Спасибо за внимание!
Успеха выпускникам 2015 года!