Слайд 1Подготовка к сочинению.
Храм на Нерли
Слайд 3ПОКРОВА НА НЕРЛИ церковь, во Владимирской обл.; выдающийся памятник владимиро-суздальской школы.
Входит в «Золотое кольцо» России. Построена в 1165 в полутора км от Боголюбово. Стоит в стороне от селений, среди пойменных лугов и озер, при впадении реки Нерль в Клязьму. Белокаменный одноглавый четырехстолпный храм крестово-купольного типа отличается исключительной гармонией пропорций, изяществом каменной резьбы, пластической обработкой стен. Резной убор храма, над которым трудились 13-14 мастеров, прост и немногосложен. В резьбе храма складываются начала раннего владимирского стиля. Храм Покрова на Нерли в точности повторяет собор Рождества Богородицы (12 в.) в Боголюбском замке. Место для храма было точно указано князем Андреем Боголюбским. Избежать коварного весеннего разлива древние мастера смогли, применив свой опыт и смекалку. Они заложили обычный фундамент на глубину 1,6 м и возвели над ним укрепленный холм. Так вырос искусственный холм при общей глубине с фундаментом 5,3 м. Храм — памятник воинской победе Владимирских полков над волжскими булгарами, в то же время храм был памятником сыну Андрея Изяславу, заплатившему за эту победу жизнью. Первый на Руси храм, посвященный новому празднику — Покрову Богородицы. Простота облика определила его царственную красоту и силу. Внутреннее убранство — фрески не сохранились, были сбиты при «поновлении» храма в 1877.
(Энциклопедия КМ)
Слайд 4Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества; вершиной творчества владимирских
мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества.
Это маленькое, изящное здание поставлено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красоте...
Слайд 6. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем,
называют поэмой, запечатленной в камне. "Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне, - пишет Н.Н. Воронин. - Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими".
Слайд 8Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли
после кончины своего любимого сына Изяслава - в память о нем. Вероятно, поэтому светлой грустью веет от этой уединенно стоящей на берегу Нерли церкви.
Слайд 10Место для церкви - пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму
- указал сам князь Андрей Боголюбский. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание - искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда-то здесь была пристань, где причаливали шедшие по Клязьме речные суда.
Слайд 12Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по
безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.
Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж — луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.
Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.
Слайд 14На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от
всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывет и плывет среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами...
Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат — покров, защитив город от врагов.
Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьянских праздников. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времен было распространено почитание девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло.
Слайд 15Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех
трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними - фигуры львов. Еще ниже - три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада - храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.
Слайд 17Царь Давид среди зверей.
Рельефы на южном фасаде церкви Покрова на Нерли
ПОРТАЛ
(спец.).
1. Архитектурно оформленный вход в здание.
СВОД (спец.).
3. Дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого–н. сооружения, а также внутренняя верхняя часть чего–н., напоминающая такое перекрытие.
РЕЛЬЕФ (спец.).
2. Выпуклость, выпуклое изображение на плоскости.
3. Вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углублённым по отношению к плоскости фона (спец.).
Слайд 18Храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его
безвестные зодчие - гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной "визитной карточкой" России.