Слайд 1
Подготовка к ЕНТ. Лексика.
Фразеология
Урок обобщения и систематизации знаний по лексике и
фразеологии
в 11-м классе
Слайд 2Цель
повторение и обобщение материала по таким разделам русского языка, как
«Лексика», «Фразеология»; работа по закреплению понятий: лексическое значение, исконно русские и заимствованные слова, синонимы, фразеологические обороты, пословицы, антонимы, паронимы.
Слайд 3Разминка (лексический диктант)
По лексическому значению узнать слово
и записать его
человек, который противится нововведениям (К).
Консерватор
направление развития (Т).
Тенденция
система взглядов на природу и общество (М).
Мировоззрение
одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово (Д).
Демократия
последователь какого-либо направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи (Э).
Эпигон
антоним к слову “идентичный” (Р).
Различный
сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б).
Баллада
антоним к слову “лаконичный” (М).
Многословный
освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).
Эмансипация
синоним к слову “первенство” (П).
Приоритет
Слайд 4Блиц-опрос «Лексика и фразеология: основные понятия»
Что такое лексика?
Что изучает лексикология?
Что такое
лексическое значение слова?
Дайте определение синонимам, антонимам, омонимам, паронимам.
Что называется фразеологизмами?
Дайте разграничение активной и пассивной лексики.
Назовите, на какие группы делятся все слова, охарактеризуйте их.
Слайд 5Тренировочные упражнения
Задание 1
По двум русским синонимам определить соответствующее им по
смыслу слово иноязычного происхождения. Все искомые иноязычные слова начинаются на букву “К” и расположены в строгом алфавитном порядке.
Хлопотный, трудный
(канительный)
Прихоть, причуда
(каприз)
Суть, сущность
(квинтэссенция)
Выразительны, своеобразный
(колоритный)
Любезность, похвала
(комплимент)
Уточнение, пояснение
(конкретизация)
Определенно, предметно
(конкретно)
Установление, утверждение
(констатация)
Преклонение, почитание
(культ)
Слайд 6Задание 2
Составьте пословицы
Слайд 7Задание 3
С помощью комбинации “буква – цифра” укажите те
крылатые выражения, значение которых поясняется.
Тренировочные упражнения
Слайд 8Тренировочные упражнения
Задание 4
Подберите синонимы
1.Надежда. 2. Оплот. 3. Изумительный. 4. Лаконичный.
5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.
Слайд 9Тренировочные упражнения
Задание 5
Сгруппируйте парами антонимы
1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4.
Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10. Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный. 13. Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый. 16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19. Занижать. 20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток. 23. Поддельный. 24. Низко.
Слайд 10Тренировочные упражнения
Задание 6
Устно подбираем паронимы к словам. Называем примеры
словосочетаний
Драматический -
Дружеский –
Существо -
Единственный -
Злой -
Искусно -
Подпись -
Заглавный -
Наследие -
Гнездовье -
Безответный -
Пустошь -
Слайд 11Тренировочные упражнения
Задание 6
Устно подбираем паронимы к словам. Называем примеры
словосочетаний
Драматический - …(драматичный).
Дружеский - …(дружелюбный).
Существо - …(сущность).
Единственный - …(единый).
Злой - …(злостный).
Искусно - …(искусственно).
Подпись - …(роспись).
Заглавный - …(главный).
Наследие - …(наследство).
Гнездовье - …(гнездо).
Безответный - …(безответственный).
Пустошь - …(пустырь).
Слайд 12Тренировочные упражнения
Задание 7
Работа по карточкам. В предложенных вариантах найдите
предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.
Вариант 1.
По лужам потянулись ледяные иглы, стало неуютно, глухо и нелюдимо.
Существует класс рыб с костной тканью в скелете и чешуе.
Важные для истории документы были отданы в архив на вечное хранение.
Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.
“Твое горе – не горе…, дело жизненное”, - сказал старик.
Впереди весна – самая красочная пора жизни всего живого на земле.
Густой туман одел долину, горы, поэтому дороги не было видно.
Современная информационная служба дает возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда.
В политике двойственные стандарты не применимы.
Величественная власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.
Слайд 13Тренировочные упражнения
Задание 7
Работа по карточкам. В предложенных вариантах найдите
предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.
Вариант 2.
Друзья были обескуражены ледяным приемом, который был оказан им в этом доме.
Из красочных веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур.
В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется костная мука.
Есть вечные человеческие ценности, среди них – стремление к равенству и справедливости.
Собаки встретили путешественников злобным лаем.
Этот человек производит двойное впечатление.
Игорь одел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой.
Великий поэт России сумел выразить в своих произведениях дух нашего непростого времени.
Ведущий информативной программы должен соблюдать нормы орфоэпии.
Читая серьезные книги, Ульяна, как человек очень глубокий, приобретала большой жизненный опыт, которым она щедро делилась с окружающими.
Слайд 14Тренировочные упражнения
Задание 7
Работа по карточкам. В предложенных вариантах найдите
предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.
Вариант 3.
Опустив седую голову, он будто застыл в ледяном раздумье.
У любителей футбола сегодня двойной праздник: на матче будет присутствовать глава государства.
Великая тайна, связанная с происхождением этих озер, открылась читателям этой книги.
Эта статья посвящена лазуриту – замечательному камню цвета неба, красочная история которого уже насчитывает несколько веков.
Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костным набалдашником.
Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем вечной пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мертвый счет.
По мнению критиков, этому живописному полотну явно не хватает живых, жизненных красок.
Катерина Петровна была особой весьма вздорной, со злобным характером.
Она причесалась, одела праздничное платье и, окинув взглядом комнату, решительно вышла.
Выступление профессора было чрезвычайно информационным и поэтому очень полезным.
Слайд 15Тренировочные упражнения
Ключ:
Вариант 1.
4. Злостные нарушители правил дорожного движения
понесут заслуженное наказание.
5. “Твое горе - не горе … , дело житейское”, - сказал старик.
9. В политике двойные стандарты не применимы.
10. Великая власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.
Вариант 2.
2. Из красящих веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур.
6. Это человек производит двойственное впечатление.
7. Игорь надел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой.
9. Ведущий информационной программы должен соблюдать нормы орфоэпии.
Вариант 3.
5. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костяным набалдашником.
6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем вековой пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мерный счет.
9. Она причесалась, надела праздничное платье и, окинув взглядом комнату, решительно вышла.
10. Выступление профессора было чрезвычайно информативным и поэтому очень полезным.
Слайд 16Контрольное тестирование
1. Заимствованные слова.
а) авеню, барабан, аккорд, б) китель, князь, коробейник,
с) аршин. ботфорты, боярин. д) веретено, грамота, девиз, е) журавль, зубило, кафтан.
2. Морфология изучает
а) словарный состав языка, б) части речи, с) звуки, д) правила написания слов, е) части слова, способы их образования
3. Словообразование изучает
а) звуки речи, б) части речи, с) состав слова. д) словарный состав, е) правила написания слов.
4. Предложение с иноязычным словом.
а) Зарею стукнули первые заморозки. б) Дует ветер, всё сметая на своём пути. с) Неожиданный успех голову кружит. д) Ошибка осталась незамеченной. е) Фонтаны тёплой воды били из-под ног.
5. Слово употреблено в переносном значении.
а) Жёлтые листья падали на землю. б) Яркое солнце съело тонкий ледок, с) Бухта наполнилась плавучим льдом. д) Громады утёсов создавали величественную картину, е) И редкий солнца луч, и первые морозы.
6. Раздел языка, изучающий состав (строение) слова.
а) Лексика, б) фонетика, с) морфология, д) грамматика, е) словообразование.
7. Слова, имеющие одно лексическое значение.
а) Флаг. акробат. айсберг, б) лавр. папирус, линейка, с) календарь, караван. литера. д) лучина. праздник. ручка, е) автомат, грамота, журавль.
Слайд 17Домашнее задание
Подготовить примеры с лексическими недочетами и ошибками в СМИ.