Презентация, доклад по рускому языку на тему О чём рассказывают устаревшие слова

Содержание

Цель: познакомиться с понятием устаревшие слова; учиться отличать устаревшие слова от других лексических групп слов.Задачи: знакомство с некоторыми устаревшими словами, которые встречаются в современном русском языке; правильно объяснять значение этих слов и

Слайд 1О чём рассказывают устаревшие слова


Учитель русского языка и литературы
Ашмаева Надежда Николаевна
Урок

русского языка в 5 классе
О чём рассказывают устаревшие словаУчитель русского языка и литературыАшмаева Надежда НиколаевнаУрок русского языка в 5 классе

Слайд 2
Цель: познакомиться с понятием устаревшие слова; учиться отличать устаревшие слова

от других лексических групп слов.

Задачи:
знакомство с некоторыми устаревшими словами, которые встречаются в современном русском языке; правильно объяснять значение этих слов и употреблять их; пользоваться толковым словарем;

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог;
сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;
адекватно оценивать себя, формулировать собственное мнение.

умение строить устные высказывания; поиск и выделение необходимой
информации;

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному
материалу, готовность открыто выражать свою позицию на уроке, адекватная
самооценка, развитие устной речи, расширение кругозора.


Цель: познакомиться с понятием устаревшие слова; учиться отличать устаревшие слова от других лексических групп слов.Задачи:

Слайд 3
1. Орфография, фонетика, лексика, морфология, синтаксис, пунктуация -это разделы науки о

языке. 2. Лексика изучает постановку знаков препинания в предложении.
3. Лексическое значение слова - это то, что слово обозначает.
4. Лексические значения слов разъясняются в орфографических словарях.
5. Авторами толковых словарей являются Даль, Ожегов.
6. Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями той или иной местности.
7. Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой, называются профессионализмами.
1. Орфография, фонетика, лексика, морфология, синтаксис, пунктуация -это разделы науки о языке. 2. Лексика изучает постановку знаков

Слайд 4Тема: О чём рассказывают устаревшие слова
Цели:1) Познакомиться с понятием…
2) Учиться отличать…

Тема: О чём рассказывают устаревшие словаЦели:1) Познакомиться с понятием…2) Учиться отличать…

Слайд 6
По каким причинам устаревают
или
совсем исчезают слова?

?

По каким причинам устаревают или совсем исчезают слова??

Слайд 8Историзмы

Историзмы

Слайд 11треуголка 


форменный головной убор в виде треугольника

треуголка форменный головной убор в виде треугольника

Слайд 15кринолин


юбка, расширяющаяся колоколом на поддерживающих ее изнутри тонких обручах.


кринолинюбка, расширяющаяся колоколом на поддерживающих ее изнутри тонких обручах.

Слайд 16ЗАЛ

Архаизмы

ЗАЛАрхаизмы

Слайд 17ЗАЛ

Историзмы

ЗАЛИсторизмы

Слайд 18 Запишите к каждому слову его современный вариант

чело                  
персты          
десница            
око                    
уста                   



Запишите к каждому слову его современный вариант  чело                  персты          десница             око                     уста                   

Слайд 19 Запишите к каждому слову его современный вариант
ланиты              щеки
чело                   лоб
персты               пальцы
десница            

рука
око                     глаз
уста                    губы

Запишите к каждому слову его современный вариант  ланиты              щекичело                   лобперсты               пальцыдесница             рукаоко                     глазуста                    губы

Слайд 20Работа с учебником. Страница 120.
1 вариант
Выясните, какие слова называются устаревшими?
Определите с

помощью толкового словарика значения слов
Кафтан –
Кушак–
Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре?



2 вариант
Выясните, почему устаревают слова?

Выпишите в тетрадь из толкового словаря лексические значения слов:
Парча-
Яхонт-



Работа с учебником. Страница 120.1 вариантВыясните, какие слова называются устаревшими?Определите с помощью толкового словарика значения словКафтан –

Слайд 21Устаревшими называются слова, которые ушли из активного повседневного употребления.

Устаревшими называются слова, которые ушли из активного повседневного употребления.

Слайд 22Устаревшие слова
Историзмы- это слова, называющие предметы или явления, не существующие в

современной жизни. Примеры:
боярин, гусар, витязь.


Архаизмы – это слова, называющие по-старому существующие в современной жизни предметы или явления. Примеры:
ланиты, чертог.

Устаревшие словаИсторизмы- это слова, называющие предметы или явления, не существующие в современной жизни. Примеры: боярин, гусар, витязь.

Слайд 23Историзмы - это слова, обозначающие предметы и явления, которые вышли из

повседневного употребления и уже не используются современным носителем русского языка как реальная часть его повседневной жизни.

городовой

ямщик

сокольничий

картуз

Историзмы - это слова, обозначающие предметы и явления, которые вышли из повседневного употребления и уже не используются

Слайд 24Названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кокошник, жупан, шушун, треуголка…
Названия должностных

лиц: городовой, наместник, приказчик, урядник…

Названия титулов: боярин, дворянин, царь, граф, князь, герцог…

Названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна…

Названия оружия: пищаль, шестопер, единорог…

Административные названия: волость, уезд, околоток…

Названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кокошник, жупан, шушун, треуголка…Названия должностных лиц: городовой, наместник, приказчик, урядник…Названия титулов:

Слайд 25Архаизмы (от греч. archaios — древний) — это слова, вышедшие из

употребления вследствие замены их новыми. Все они имеют синонимы в современном русском языке.
Архаизмы (от греч. archaios — древний) — это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми.

Слайд 27«Переводчики»
Переведите устаревшие слова на современный язык с помощью рисунка.

«Переводчики»Переведите устаревшие слова на современный язык с помощью рисунка.

Слайд 28 Взаимопроверка

Взаимопроверка

Слайд 29Физминутка
Встаньте прямо. Расправьте рамена. Поднимите десницу и шуйцу. Пощелкайте перстами. Улыбнитесь устами.

Наклоните выю вперёд, назад. Погладьте свои ланиты. Ударьте дланью о долонь. Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.
ФизминуткаВстаньте прямо. Расправьте рамена. Поднимите десницу и шуйцу. Пощелкайте перстами.  Улыбнитесь устами.  Наклоните выю вперёд,

Слайд 30 УСТАРЕВШАЯ ЛЕКСИКА
историзмы
нет синонима в современном   языке                             
                                                                              
архаизмы
есть синоним в современном языке

УСТАРЕВШАЯ ЛЕКСИКА историзмынет синонима в современном   языке                                                                                                           архаизмы есть синоним в современном языке

Слайд 31 Устаревшие слова записываете в два столбика: 1 столбик – историзмы; 2

столбик – архаизмы.

Князю лебедь отвечает:
«Свет о белке правду бает;
Это чудо знаю я...»

Устаревшие слова записываете в два столбика: 1 столбик – историзмы;  2 столбик – архаизмы.

Слайд 32
 
2. Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха


В дорогой собольей душегрейке.
 2. Что ж он видит? Высокий терем.На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке.

Слайд 34

3. И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами


3. И царица хохотать,И плечами пожимать,И подмигивать глазами,И прищёлкивать перстами

Слайд 35

4.Воеводы не дремали,
Но никак не успевали.


4.Воеводы не дремали,Но никак не успевали.

Слайд 36Взаимопроверка.
Историзмы

терем
душегрейка
царица
воеводы
Архаизмы
бает (говорит)
персты (пальцы)

Взаимопроверка.Историзмы 	терем					душегрейка				царица				 воеводыАрхаизмыбает (говорит)персты (пальцы)

Слайд 37Распределите устаревшие слова по тематическим группам
Еда:
Посуда:
Одежда:
Женские головные уборы:
Слова : КОКОШНИК, КУЛЕБЯКА, КАФТАН,

КОВРИГА, ЛОХАНЬ, СТУПА, БОТВИНЬЯ, ДУШЕГРЕЙКА, ЗИПУН, АРМЯК, КВАШНЯ, КОРЧАГА, УШАТ, ПОВОЙНИК, КИЧКА.

Распределите устаревшие слова по тематическим группамЕда:Посуда:Одежда:Женские головные уборы:Слова : КОКОШНИК, КУЛЕБЯКА, КАФТАН, КОВРИГА, ЛОХАНЬ, СТУПА, БОТВИНЬЯ, ДУШЕГРЕЙКА, ЗИПУН,

Слайд 39зипун

зипун

Слайд 40кулебяка




кулебяка

Слайд 41ЛОХАНЬ

ЛОХАНЬ

Слайд 43
Ступа — инструмент для толчения или растирания чего-либо.

Ступа — инструмент для толчения или растирания чего-либо.

Слайд 46
Ботвинья —холодный суп на кислом квасе, в который добавляют сваренные и протертые

щавель, свекольную ботву, шпинат, зеленый лук, крапиву и другую съедобную траву (по-старорусски «ботву»)


Ботвинья —холодный суп на кислом квасе, в который добавляют сваренные и протертые щавель, свекольную ботву, шпинат, зеленый лук,

Слайд 47Квашня

Деревянная кадка для теста. 

КвашняДеревянная кадка для теста. 

Слайд 48КОРЧАГА

Глиняный сосуд больших размеров. Он использовался для нагревания воды,

варки пива, кваса, браги, кипячения белья со щелоком.
КОРЧАГА Глиняный сосуд больших размеров. Он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, кипячения белья со

Слайд 51Работа с текстом.
Алешка шел рядом с санями, в которых сидели трое

холопов в военных колпаках и кафтанах с высокими воротниками. Это были работники Василия Волкова. На кольчуги денег у боярина не хватило, одел их в кафтаны. Их обгоняло много дворянских и боярских детей в кольчугах и латах, и весь уезд съезжался на площадь.

Работа с текстом.Алешка шел рядом с санями, в которых сидели трое холопов в военных колпаках и кафтанах

Слайд 52Печной угол

Печной угол

Слайд 53Красный угол


Красный угол

Слайд 54 Исследовательская работа с текстом
1.Определите тему текста, озаглавьте его.
2.Объясните с помощью текста

лексическое значение выделенных слов . Запишите ответ в виде словарной статьи.
Исследовательская работа с текстом1.Определите тему текста, озаглавьте его.2.Объясните с помощью текста лексическое значение выделенных слов . Запишите

Слайд 55 Текст для мальчиков Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она

готовилась заранее: длинное поленце расплавлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами наверху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.
Текст для мальчиков  Долгое время крестьянская

Слайд 56

 Лучиной называли тонкую щепку из березы, сосны, осины, дуба, ясеня, клена.

Вставляли лучины в светцы. Они оставались в крестьянском быту вплоть до начала XX века.
 Лучиной называли тонкую щепку из березы, сосны, осины, дуба, ясеня, клена. Вставляли лучины в светцы. Они оставались

Слайд 57Текст для девочек
Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что

это такое. А в прошлом веке прялка была в каждом доме – за неё садились уже с 6 – 7 лет.
Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на гребне укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.
Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.

Текст для девочекПрялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом веке

Слайд 59Тест. Проверь себя
Ошибок нет - «5»
1-2-ошибки –«4»
3-4 ошибки –«3»



Тест. Проверь себяОшибок нет - «5» 1-2-ошибки –«4» 3-4 ошибки –«3»

Слайд 60Домашнее задание:
Упражнение 337, 338

Домашнее задание:Упражнение 337, 338

Слайд 61
Рефлексия
Какие цели мы ставили в начале урока, и удалось ли их

достигнуть?
- Зачем нужно изучать устаревшие слова?
-Для чего писатели используют устаревшие слова в своих произведениях?
Для чего они используют такие слова, как очи, уста, чело?
РефлексияКакие цели мы ставили в начале урока, и удалось ли их достигнуть?- Зачем нужно изучать устаревшие слова?-Для

Слайд 621.
Книга отзывов
1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. Красный цветок


2. Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь. Розовый цветок
3. Для полного понимания мне нужно повторить тему. Жёлтый цветок

1. Книга отзывов1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. Красный цветок 2. Я сам всё понял, но

Слайд 63
Вельми радовали днесь
мя отроки, понеже зело

ведаю и зрю усердие
ваше. Благодарствуйте.
Вельми радовали днесь мя отроки, понеже зело ведаю и зрю усердие ваше. Благодарствуйте.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть