Слайд 1
Язык художественной словесности
Родной (русский) язык,
5 класс.
Учитель: Лукоянова Н. Ю.
Слайд 2
Для чего мы читаем художественное произведение?
Чтобы получить информацию.
Слайд 3
А почему мы читаем всё произведение, если можно ознакомиться с его
кратким содержанием?
- Потому что мы увлекаемся событиями, можем сочувствовать героям, попадая в мир фантазии.
Слайд 4
Внимательно читаем и анализируем!
(отрывки из сказочной повести А.Н.Толстого «Золотой ключик, или
Приключения Буратино»)
Слайд 5
1) «Услышав весь этот шум, из-за сцены высунулся человек, такой
страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него.
Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостную плетку.»
Слайд 6
2) - Бедный я, несчастный, никому-то меня не жалко.
- Перестань реветь! – крикнул Карабас Барабас. – Ты мне мешаешь… Аап-чхи!
- Будьте здоровы, синьор, - всхлипнул Буратино.
Слайд 7
3) - Ах, Буратино, Буратино, - проговорил Сверчок, - брось баловство,
слушайся Карло, без дела не убегай из дома и завтра начни ходить в школу. Вот мой совет. Иначе тебя ждут ужасные опасности и страшные приключения.
Слайд 8
О чем мы узнаем из отрывков?
А для чего в произведении рассказывается
обо всем этом?
Писатель изобразил героев и события. Это выдуманный автором мир, мы будто присутствуем в нем.
Слайд 9
Вывод:
С помощью слов и предложений, то есть языка, писатель строит
придуманный им мир.
В художественной словесности язык выступает как материал, из которого создается произведение.
Слайд 10
Карабас Барабас.
Иллюстрация
В. Малаховского к первому изданию «Золотого ключика…»
А. Н. Толстого
Слайд 11Задание:
рассмотрите репродукцию
Исаака Ивановича Левитана «Озеро».
Опишите словами то, что вы видите на картине.
Какую форму словесности вы будете использовать?
К разговорному или книжному языку обратитесь?
Слайд 13
Вы узнали, что автор использует язык в художественном произведении для изображения
жизни. Но как он это делает?
Давайте подумаем над этим, читая стихотворение
Апполона Николаевича Майкова.
Слайд 14Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Всё гибнет, всё
гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
Слайд 15Писатель использует способность слов называть предметы, их признаки и действия и
способность предложений передавать мысль и чувство. Он выбирает такие средства языка, которые помогают ему наиболее ярко нарисовать картину, выразить чувства, мысли героя и самого автора.