Презентация, доклад по развитию речи Стили и типы речи (6 класс)

Содержание

Типы и стили речи

Слайд 1Закончите предложения и определите тему урока.

Артисты говорят в гримёрной,
Твой друг беседует с тобой-
Стиль это просто
А не какой – нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму , пьесу –
Знай в них стиль,
Стиль очень интересный.
Ещё есть стиль
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок –
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой – увидишь
А правила когда мы учим,
Употребляем стиль

Разговорный

Художественный

Публицистический

Официально - деловой

Научный

Закончите предложения и определите тему урока.       Артисты говорят в гримёрной,

Слайд 2Типы и стили речи

Типы и стили речи

Слайд 3СТИЛИ РЕЧИ
Книжные
Разговорный
Научный
Официально-деловой
Публицистический
Художественный


СТИЛИ РЕЧИКнижныеРазговорныйНаучныйОфициально-деловойПублицистическийХудожественный

Слайд 4Выбор стиля речи
зависит от
РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ,
т.е. от того
с кем мы говорим,
где

мы говорим,
зачем мы говорим
Выбор стиля речизависит отРЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ, т.е. от тогос кем мы говорим,где мы говорим,зачем мы говорим

Слайд 51. Разговорный стиль речи



1. Разговорный стиль речи

Слайд 62. Научный стиль речи



2. Научный стиль речи

Слайд 73. Официально-деловой стиль речи



3. Официально-деловой стиль речи

Слайд 84. Публицистический стиль речи



4. Публицистический стиль речи

Слайд 95. Стиль художественной литературы



5. Стиль художественной литературы

Слайд 10Определите стиль текстов.
а) - Варька! – закричала мать из кухни.

– Варвара! Где ты есть?
- Вот я.
- Соль кончается. Сбегай в магазин, возьми пачку.
- Заказ принят, - сказала Варвара.

б) Октябрь. В октябре пустуют леса и поля. Слышнее всего в октябре ветер. Ветер свистит в жесткой стерне на полях и в голых сучьях в лесу. Ветер гонит тучи по небу и волны по воде. Ветер срывает с деревьев последние листья и гонит на юг последние стаи перелетных птиц. Ветер гудит в проводах.

в) Ветер - движение воздуха относительно земной поверхности, вызванное неравномерным распределением атмосферного давления и направленное от высокого давления к низкому. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Скорость выражается в м/с, км/ч, в узлах или приближенно в баллах по шкале Бофорта.

разговорный

художественный

научный

Определите стиль текстов.а)  - Варька! – закричала мать из кухни. – Варвара! Где ты есть?

Слайд 11Создайте небольшой текст на выбор:

Публицистического стиля на тему «На уроках необходимо

работать активно»,
Официально-делового стиля (напишите объяснительную по причине опоздания на урок),
Разговорного стиля «Встреча давних друзей»
Создайте небольшой текст на выбор:Публицистического стиля на тему «На уроках необходимо работать активно»,Официально-делового стиля (напишите объяснительную по

Слайд 12Вспомните основные типы речи русского языка
Повествование
Описание
Рассуждение

Вспомните основные типы речи русского языкаПовествованиеОписаниеРассуждение

Слайд 13ТИПЫ РЕЧИ
Повествование
Рассуждение
Описание
Последовательные, сменяющие друг друга действия

Вопрос: что происходит?

Части речи: глагол
Одновременные признаки

предмета, места, человека, состояния окружающей среды
Вопрос: какой?
Части речи: прилагательное, наречие, слова категории состояния

Рассуждать – значит ДОКАЗЫВАТЬ, говорить о причинах свойств, явлений.
Вопрос: почему?
Схема рассуждения:
тезис;
аргументы (доказательства + примеры);
вывод




ТИПЫ РЕЧИПовествованиеРассуждениеОписаниеПоследовательные, сменяющие друг друга действияВопрос:  что происходит?Части речи: глаголОдновременные признаки предмета, места, человека, состояния окружающей

Слайд 14Терминологический диктант
Запишите названия типов речи.
Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и

показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.

2) Вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, поэтому. 

3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все  эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь  говорящего была насыщена глаголами.

Описание

Рассуждение

Повествование

Терминологический диктантЗапишите названия типов речи.Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также

Слайд 15Задание на повторение (по рядам)
Определите тип речи, который можно использовать в

сочинениях на данные темы.
а) 1) Моя собака.
   2) Зачем мне нужна собака?
    3) Как мы однажды с собакой…
 
б) 1) Зачем нужно ходить в школу?
    2) Мой счастливый школьный день.
3) Как я прогулял уроки.
 
в) 1) Как я играл в футбол.
  2) Моя любимая игрушка.
    3) Почему я люблю играть в футбол?

Задание на повторение (по рядам)Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы.а) 1) Моя

Слайд 16ПРОВЕРИМ
Ответы:  А)  Описание

  Рассуждение                
  Повествование
 
                 Б) Рассуждение                                         Описание                                         Повествование

                  В) Повествование                                           Описание                                           Рассуждение

ПРОВЕРИМОтветы:  А)  Описание           Рассуждение                

Слайд 17Понаблюдаем вместе!
Что такое рассуждение?
Поработаем со словарем.
В словаре С.Ожегова мы можем прочитать:
Рассуждение

– это:
1 – умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
2 – высказывание, обсуждение.

Понаблюдаем вместе!Что такое рассуждение?Поработаем со словарем.В словаре С.Ожегова мы можем прочитать:Рассуждение – это:1 – умозаключение, ряд мыслей,

Слайд 18ВЫПОЛНИТЕ МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР
СЛОВА «рассуждение»

ВЫПОЛНИТЕ МОРФЕМНЫЙ РАЗБОРСЛОВА «рассуждение»

Слайд 19Орфографический словарь
Научимся правильно писать данное слово.

Рассуждение
Суждение
Судить




Орфографический словарьНаучимся правильно писать данное слово.Рассуждение СуждениеСудить

Слайд 20Подумаем вместе!
– В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение?

(Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга очень интересная; прошедшее мероприятие было скучным; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…)
– Какова основная задача этого типа текста?
(Объяснить, доказать, установить какую-либо истину)
– Попутно вспоминаем, каково назначение повествования? Описания?
(Повествование – рассказать о каком-то событии; описание – раскрыть признаки предмета)
– Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа.
– Рассуждение имеет свои особенности.
(В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя. Чаще всего в рассуждении используются наречия.)

Подумаем вместе!– В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение?    (Когда нужно доказать

Слайд 21Схема сочинения-рассуждения
Тезис
Доказательство (аргументы)
Вывод
Как это работает?
1) определить основную мысль рассуждения (сформулировать ведущий тезис)
2)подобрать доказательства

и наметить последовательность их  изложения
3) сформулировать вывод.
- Рассуждая, обязательно приводите доказательства, подтверждающие ваши высказывания (это могут быть примеры из книг, кинофильмов, эпизоды из вашей жизни и т.д.).
– В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод (ТДВ)

Схема сочинения-рассужденияТезисДоказательство (аргументы)Вывод Как это работает?1) определить основную мысль рассуждения (сформулировать ведущий тезис)2)подобрать доказательства и наметить последовательность их  изложения3) сформулировать вывод.-

Слайд 22Толковый словарь
– Что такое тезис?
Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.
– Что

такое доказательства?
Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.
– Что такое вывод?
Вывод – это то, что следует из сказанного выше.

Толковый словарь– Что такое тезис?Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.– Что такое доказательства?Доказательства – основные доводы, факты,

Слайд 23Лексическая работа
– Существуют в языке слова-конструкторы, которые очень помогут вам создавать текст

рассуждение.
Когда формулируем тезис, можно использовать выражения: я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает…
Для введения в текст доказательств, фактов, примеров употребляем такие слова: во-первых, одна из причин, во-вторых, другая причина, другим доказательством является, в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к примеру, чтобы убедиться…
При формулировке вывода логично использовать слова-конструкторы: таким образом, вот почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно…
Запомните, данные слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания.

Лексическая работа– Существуют в языке слова-конструкторы, которые очень помогут вам создавать текст рассуждение.Когда формулируем тезис, можно использовать выражения:

Слайд 24Практическая работа
По заданной структуре определите тип текста (устно).
А. 1.Общее впечатление от

предмета. 2. Детали предмета.
Б. 1. Начало события. 2. Развитие действия. 3. Кульминация. 4.Конец события, развязка.
В. 1. Тезис. 2.Доказательства. 3. Вывод.
– В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод. (ТДВ)

Практическая работаПо заданной структуре определите тип текста (устно).А. 1.Общее впечатление от предмета. 2. Детали предмета.Б. 1. Начало

Слайд 25Практическая работа
Определите, к какому стилю и типу речи нужно отнести данный

текст?

1. Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром.
Практическая работаОпределите, к какому стилю и типу речи нужно отнести данный текст? 1. Белая береза под моим

Слайд 26Практическая работа
Определите, к какому стилю и типу речи нужно отнести данный

текст?
2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе. “Что же с ним делать?”– спросил Рувим. “Выдрать, ”– ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!”Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.
Практическая работаОпределите, к какому стилю и типу речи нужно отнести данный текст? 2. Кот обворовывал нас каждую

Слайд 27Практическая работа
Определите, к какому стилю и типу речи нужно отнести данный

текст?
3. Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножик с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, да еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.



Практическая работаОпределите, к какому стилю и типу речи нужно отнести данный текст? 3. Из Москвы мне привезли

Слайд 28Сочинение- рассуждение

Почему нужно заниматься спортом?
Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но почему-то остаются в стороне от занятий физической культурой. Одному не хватает времени, другому – терпения. Приобщаются к спорту у экранов телевизоров, "болея" за любимые команды: футболистов, хоккеистов и так далее.
Почему же нужно заниматься спортом? Во-первых, развиваются быстрота, ловкость, гибкость. Во-вторых – выносливость. Человек тренированный может выдержать большие физические нагрузки. В-третьих, если человек регулярно занимается спортом, он может избежать множества заболеваний, в первую очередь – простудных. Когда я был маленьким, очень часто болел. Врач посоветовал родителям закалять меня. Так я попал в секцию плавания, где занимаюсь уже несколько лет. Теперь я "забыл дорогу" к врачу.
Не каждый из нас будет чемпионом, но занятия спортом обязательно помогут нам стать сильными и здоровыми.
– Какие элементы рассуждения мы встречаем в данном тексте?


Сочинение- рассуждение             Почему нужно заниматься

Слайд 29Сочинение- рассуждение


Бег – имя существительное.

Сочинение- рассуждение          Бег – имя существительное.

Слайд 30Сочинение- рассуждение
Слово бег – имя существительное. Попытаемся доказать это. Во-первых, оно

обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?
Во-вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно – к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег…
В-третьих, слово бег склоняется, т. е. изменяется по падежам: бег, бега, бегу…
В-четвертых, в предложении слово бег чаще всего является подлежащим и дополнением. Например: Красив бег этого спортсмена! Здесь бег-подлежащее.
Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.
Сочинение- рассуждение		Слово бег – имя существительное. Попытаемся доказать это. 	Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого

Слайд 31Домашнее задание
Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем:
Хорошо быть грамотным!
Небезопасно для здоровья

играть в компьютерные игры.
Домашнее заданиеНапишите сочинение-рассуждение на одну из тем:Хорошо быть грамотным!Небезопасно для здоровья играть в компьютерные игры.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть