Слайд 1Урок развития речи в 6 классе
Слайд 2
научиться систематизировать материал, отработать навык построения сложного плана, написать сочинение.
Цель:
Слайд 3Рассмотрите материалы к сочинению в упр.180
На какую тему можно написать сочинение?
Слайд 4
— Можно ли, имея эти материалы, сразу писать сочинение?
Нет,
их надо привести в определенный порядок.
Выберете и напишите к каждому пункту плана соответствующие материалы.
Слайд 6Проверим
1. Коридор: циновка, вешалка в коридоре.
2. Комната:
а) паркетный пол;
б)
стены - циферблат стенных часов, календарь, картина в золочёной раме, большое зеркало;
в) потолок - полосы солнечного света на потолке;
г) окна - трёхстворчатое окно, росточки цитрусовых в горшках
на подоконнике, тюлевые занавески на металлическом карнизе;
д) мебель - шкаф в углу, полка для книг, журнальный сто-
лик на трёх ножках, большой обеденный стол, красивые мягкие
стулья.
Слайд 7
Благодаря плану у нас получился «каркас» будущего сочинения. Взгляд уже не
мечется, а плавно переходит с предмета на предмет. Теперь можно выделить особо какие-либо выразительные детали интерьера, например стенные часы, картину, сказать о них подробнее.
Слайд 8Может, сухо перечислить предметы?
Если сухо перечислить предметы, находящиеся в помещении, сочинение
не получится - выйдет что-то вроде отчёта. Любое помещение вызывает у нас определённые чувства, может нам нравиться, показаться непривлекательным ни оставить равнодушными. В сочинении как раз и надо выражать отношение к изображаемому, отношение, которым вы хотите поделиться. Как это сделать? С помощью выразительных деталей, эпитетов, сравнений и т.п.
Слайд 9На какую тему можно написать сочинение?
Конечно, речь пойдёт о жилом
интерьере. Но попробуем перенестись в стены пока Неизвестной нам квартиры, попытаемся представить, кто может Жить в этом интерьере. Тогда можно будет конкретизировать тему Сочинения: «У бабушки с дедушкой», «В гостях у соседей» и т. д.
Слайд 10Систематизация материалов помогает лучше увидеть и понять Интерьер. Например, обратим внимание
на контраст между маленьким журнальным столиком и большим обеденным столом; отметим, как комнату делает светлой не только трёхстворчатое окно, но и натёртый до блеска паркетный пол, и большое зеркало, и полосы солнечного света на потолке.
Вот уже и проступает отношение к интерьеру. Какое?
Заметен неравнодушный взгляд.
Слайд 11Упр. 181 - чтение текста, коллективное обсуждение сложного плана.
Слайд 12Первый пункт («Вход в горницу»)
Чем служит в структуре текста?
ВВЕДЕНИЕ
Слайд 13Основная часть поделена на подпункты. Зачем?
Проглядывается отношение пишущего: небогатая обстановка не
впечатления убогости - наоборот, она подчёркивает выразительность искусных украшений, созданных руками народных мастеров.
Слайд 14Последний пункт плана («Народное искусство живёт и сегодня»)
обобщает сказанное, делает вывод,
т. е. является заключением.
Теперь легко ответить на вопрос: «С какой целью автор создал это описание?»
Слайд 15Ответ содержится в последнем предложении:
автор хотел утвердить мысль о силе
традиций, о стремлении народа к красоте, о том, что народное искусство вечно.
Слайд 16Как автор выражает своё отношение к описываемому интерьеру?
Автор подбирает эмоционально окрашенную,
«тёплую» лексику. «Кленовые сени» напоминают о народной песне «Ах вы, сени, мои сени...», «горница» - о старине, названия природных материалов {кленовые, липовые, льняное, деревянная) - о вечной связи человека и природы. Эпитеты (яркой, чудесные) добавляю! выразительности, показывают отношение автора к изображаемому. Вывод, сделанный в конце описания, выражает уважение автора к народным традициям, восхищение жизненной силой народного искусства.
Слайд 17Словарно-орфоэпическая работа
Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 103.
Составьте словосочетания
с этими словами.
Слайд 19Подведение итогов уроков
О чём важно помнить при описании интерьера?
Как составить сложный
план сочинения?
Слайд 20Написать сочинение-описание помещения
Слайд 21
Самостоятельная группировка материалов — упр. 133, 134
Дом.задание: упр.136
Слайд 22Примерный сложный план сочинения-описания «Интерьер моей комнаты»
1. Просторная светлая комната
(общее впечатление).
2. Интерьер комнаты:
а) письменный стол;
б) книжный шкаф;
в) диван-кровать;
г) мягкий серый палас.
3. Моя любимая комната (моё отношение к описываемому).
Слайд 23Оформляем заглавие и вид работы
Отступ — 2 строки.
Сочинение — описание
интерьера.
*заглавие