Презентация, доклад по развитию речи Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту М. Булатова и В. Порудоминского о В.И. Дале (6 класс)

Содержание

Назовите главные задачи, которые стоят перед вами для успешного написания сжатого изложения. 1) умение воспринимать, обрабатывать информацию на слух; 2) запоминать текст как структуру, организованную по определённым логическим законам: понять, сколько в нём смысловых частей, какой

Слайд 1Урок развития речи
Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту М. Булатова

и В. Порудоминского
(задание ОГЭ).
Урок развития речиПодготовка к написанию сжатого изложения по тексту М. Булатова и В. Порудоминского(задание ОГЭ).

Слайд 2Назовите главные задачи, которые стоят перед вами для успешного написания сжатого

изложения.

1) умение воспринимать, обрабатывать информацию на слух; 2) запоминать текст как структуру, организованную по определённым логическим законам: понять, сколько в нём смысловых частей, какой логике подчиняется их взаимное расположение, какими логическими переходами они соединены; 3) излагать информацию кратко и связно; 4) чем проще и яснее будет текст для слушателя, тем легче пересказать его сжато.

Назовите главные задачи, которые стоят перед вами для успешного написания сжатого изложения. 1) умение воспринимать, обрабатывать информацию

Слайд 3Какое изложение мы называем сжатым?
Краткое изложение исходного текста с передачей

существенной информации, при которой исключаются подробности.
Какое изложение мы называем сжатым? Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности.

Слайд 4Сжать текст? ЛЕГКО!
Что нужно сделать для успешного сжатия текста?
(Отобрать

существенную информацию, кратко передать содержание текста, его основные мысли; логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются без искажений.)
Когда бывает нужно в жизни кратко, сжато пересказать исходный текст?
(Дали в журнале несколько строчек; перед показом следующей серии кратко рассказывают о героях фильма, о том, что с ними произошло раньше - иначе можно не понять... и т. д.)

Сжать текст? ЛЕГКО!Что нужно сделать для успешного сжатия текста?  (Отобрать существенную информацию, кратко передать содержание текста,

Слайд 5Приемы и способы сжатия текста Какие способы и приемы сжатия текста вы

знаете?

Основные приёмы сжатия информации: 1) обобщение частной информации 2) исключение второстепенной
3) упрощение синтаксических структур.

Приемы и способы сжатия текста   Какие способы и приемы сжатия текста вы знаете?  Основные

Слайд 6

Памятка 1. При сжатии любого текста обычно опускаются: - диалоги, - пространные описания природы, - описания чувств, настроений. 2. При этом сохраняются - ключевые слова и обороты речи, - наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.
Памятка

Слайд 7
Придерживайтесь следующей последовательности действий при сжатии текста:

уточнение темы и основной мысли;

при этом особое внимание обращается на заглавие текста;
определение стиля исходного текста;
определение типа речи;
анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части);
выполнение чернового варианта;
проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.

Заполни пропуски

Придерживайтесь следующей последовательности действий при сжатии текста:уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на

Слайд 8Чтение текста изложения на странице 65 (упражнение 119).

Чтение текста изложения на странице 65 (упражнение 119).

Слайд 9Выяснение значений непонятных слов
Басить. Говорить басом.
Наст. Твердая корка
на снегу после

короткой
оттепели. Едешь на санях
по насту.


Заледеневший.
Покрывшийся льдом.


Понукать. Заставлять
делать что-н.
скорее, торопить.
Понукать коня.


Мичман. 1.Воинское звание
младших командиров
Военно-морского флота.
Присвоили звание мичмана.
2.Первый чин офицера-
моряка в царской России,
человек, носящий этот чин.


Седок. 1.Пассажир,
едущий в экипаже
(обычно наемном).
2.Всадник, верховой.


Ямщик. Кучер на
ямских лошадях.

?

Выяснение значений непонятных словБасить. Говорить басом.Наст. Твердая корка на снегу после короткой оттепели. Едешь на санях по

Слайд 10 О ком идет речь в тексте? Тема - …

О ком идет речь в тексте?   Тема - …

Слайд 11Слово о Владимире Ивановиче и его «Толковом словаре»
Собиратель русских слов

Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Он получил образование морского офицера, затем врача, был известен и как автор множества сказок, рассказов, очерков. Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. Но делом всей его жизни стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию.
Владимир Иванович поставил перед собой цель собрать и записать все русские слова, В военном походе, в госпитале. в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Он любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.
Слово о Владимире Ивановиче  и его «Толковом словаре» Собиратель русских слов     Владимир

Слайд 12Слово о «Толковом словаре живого великорусского языка» Даля.

Работу по собиранию в записи слов он начал еще юношей и продолжал до самой смерти. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь четыре новых слова, которые услышал от прислуги
Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка». В него Даль включил 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения значений слов.
Более сорока лет без помощников, в одиночку собирал, составлял Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюбленного в русский язык.
Слово о «Толковом словаре живого великорусского языка» Даля.     Работу по собиранию в записи

Слайд 13Определение основной мысли текста
Морозный мартовский день

1819 года оказался главным в жизни В. И. Даля: в этот день он принял решение собирать слова.
Определение основной мысли текста     Морозный мартовский день 1819 года оказался главным в жизни

Слайд 14Как можно озаглавить текст?
«Дело всей жизни»,
«Важное решение»,
«Первое слово

знаменитого словаря»,
«Самый главный день в жизни Даля»,
«Решение, которое перевернуло жизнь Даля».
Как можно озаглавить текст? «Дело всей жизни», «Важное решение», «Первое слово знаменитого словаря», «Самый главный день в

Слайд 15Определите стиль текста и тип речи
Стиль - художественный.
Тип – повествование.


Определите стиль текста и тип речи Стиль - художественный.Тип – повествование.

Слайд 16Деление текста на микротемы
На сколько частей можно разделить текст?
4 микротемы.

Деление текста на микротемы На сколько частей можно разделить текст?4 микротемы.

Слайд 17Составляем план и выбираем ключевые слова
Прочитайте первый абзац. О ком идет

речь? Важен ли этот абзац для раскрытия микротемы? Его нужно пересказывать сжато или подробно? Какие можно выделить ключевые слова?
В первом абзаце особенно важно описание седока, эта часть заинтересовывает читателя, которому хочется узнать, кто же этот человек, замерзающий от холода и в то же время не теряющий интереса к словам, к тому, как говорят в народе, именно эта часть рисует Даля как человека, который не отступит от принятого решения.

Составляем план и выбираем ключевые слова Прочитайте первый абзац. О ком идет речь? Важен ли этот абзац

Слайд 18Цитатный план
1. «Мичманская форма греет плохо»
 
Ключевые слова
Едут двое. Ямщик в тулупе.

Седок жмется от холода, форма греет плохо.
 
Перескажите I часть
По серому насту сани идут легко. Ямщик, одетый в теплый тулуп, всё поглядывает на седока. Тот жмется от холода. Мичманская форма греет плохо.

Цитатный план 1. «Мичманская форма греет плохо» Ключевые словаЕдут двое. Ямщик в тулупе. Седок жмется от холода, форма

Слайд 19Собирание материала. Сжатие
По серому насту сани

идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.

Собирание материала. Сжатие     По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик,

Слайд 20
Прочитайте 2 абзац.
Нужно ли воспроизводить разговор между ямщиком и мичманом в

форме диалога?
Желательно. Диалог оживляет повествование и характеризует Даля как человека любознательного.
Составьте второй пункт плана и выпишите ключевые слова.

Прочитайте 2 абзац.Нужно ли воспроизводить разговор между ямщиком и мичманом в форме диалога? Желательно. Диалог оживляет повествование

Слайд 21Цитатный план
2. «Замолаживает…»
 
Ключевые слова
Замолаживает, пасмурнеет, к теплу
 
Перескажите эту часть текста сжато


Ямщик все посматривал на небо. Вдруг утешительным басом сказал: «Замолаживает». Мичман посмотрел недоуменно, а ямщик пояснил смысл слова: «пасмурнеет» - к теплу.

Цитатный план 2. «Замолаживает…» Ключевые словаЗамолаживает, пасмурнеет, к теплу Перескажите эту часть текста сжато Ямщик все посматривал на небо.

Слайд 22Собирание материала
По серому насту сани идут

легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.

Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:
- Замолаживает...
- То есть как «замолаживает»? - Мичман* смотрит недоумённо.
- Пасмурнеет,- коротко объясняет ямщик. - К теплу.


Собирание материала     По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный

Слайд 23
Прочитайте 3 абзац.
Что важно взять из этого абзаца?
Можно ли его сжать?


Да, можно. Даль делает первую запись и долго дует на закоченевшие пальцы – в этом настойчивость, упорство.
Надо ли воспроизвести буквами все, что записал Даль в записную книжку?
Необязательно, следовательно, основную мысль передадим сжато.

Прочитайте 3 абзац.Что важно взять из этого абзаца?Можно ли его сжать? Да, можно. Даль делает первую запись

Слайд 24Цитатный план
3. «Замолаживать – иначе пасмурнеть…» 
Ключевые слова
Долго дует на закоченелые пальцы.
 
Перескажите

эту часть текста сжато
Мичман достал записную книжку, долго дул на закоченевшие пальцы и записал это понравившееся слово «Новгородской губернии».
Цитатный план 3. «Замолаживать – иначе пасмурнеть…» Ключевые словаДолго дует на закоченелые пальцы. Перескажите эту часть текста сжато Мичман

Слайд 25Собирание материала
По серому насту сани идут

легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.

Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:
- Замолаживает...
- То есть как «замолаживает»? - Мичман* смотрит недоумённо.
- Пасмурнеет,- коротко объясняет ямщик. - К теплу.

Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:
«Замолаживать - иначе пасмурнеть - в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».

Собирание материала     По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный

Слайд 26
Прочитайте 4 абзац текста.
Какие факты из этой части текста необходимо воспроизвести

в изложении?
Составьте 4 часть плана и выпишите ключевые слова.

Прочитайте 4 абзац текста.Какие факты из этой части текста необходимо воспроизвести в изложении?Составьте 4 часть плана и

Слайд 27Цитатный план
4. «Решение, которое перевернуло жизнь».
Ключевые слова
Мартовский день 1819 года, на

пути из Петербурга в Москву, сорок лет упорной работы, «Толковый словарь живого великорусского языка».
Перескажите эту часть текста сжато
Тот мартовский день перевернул всю жизнь мичмана. Он исписал застывшими руками первую страничку записной книжки. Из страницы после сорока лет вырос «Толковый словарь». А мичманом был В.И. Даль.
Цитатный план 4. «Решение, которое перевернуло жизнь».Ключевые словаМартовский день 1819 года, на пути из Петербурга в Москву,

Слайд 28Собирание материала
Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в

жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусскогоязыка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль.

Собирание материала		Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга

Слайд 29Комментарий к отобранному материалу
«Тот жмется от холода ...», «…греет плохо».


Описание седока характеризует условия его жизни.
Разговор между ямщиком и мичманом оживляет повествование и характеризует Даля как человека любознательного.
«…долго дует на закоченевшие пальцы…»
Описание показывает настойчивость, упорство Даля.
Воспроизводить буквально то, что записал Даль в свою записную книжку, т. е. цитировать эту часть текста, необязательно: мы хотим показать, как случилось, что Даль принял решение собирать слова.
Мартовский день 1819 г.; на пути из Петербурга в Москву; сорок лет упорной работы; «Толковый словарь живого великорусского языка».
Эти факты из пояснительной части текста необходимо воспроизвести в изложении.
Комментарий к отобранному материалу «Тот жмется от холода ...», «…греет плохо».   Описание седока характеризует условия

Слайд 30Пунктуационная работа
Какие знаки препинания вызывают трудность?
Посмотрите схемы, найдите предложения, которые соответствуют

им.
Вспомните правила постановки знаков препинания при диалоге.
 
Схемы
П ? – а .
– П , - а .
А : «П» .
 
Текст состоит из 154 слов, а сжатый текст –примерно из 82 слов.
 
Напишите сжатое изложение.

Пунктуационная работаКакие знаки препинания вызывают трудность?Посмотрите схемы, найдите предложения, которые соответствуют им.Вспомните правила постановки знаков препинания при

Слайд 31Успешной работы!

Успешной работы!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть