Слайд 1Урок развития речи.
Обучающее сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».
Слайд 2Цели:
1. дать понятие натюрморта;
2. научить видеть картину, отбирать рабочий материал;
3.
продолжить эстетическое воспитание учащихся;
4. расширить словарный запас учащихся.
Слайд 3Рябинкий « Букет сирени»
Эдуард Панов « Сирень»
Слайд 4Николай Поликарпов «Сирень»
Михаил Врубель « The Lilacs»
Слайд 5 Пётр Петрович Кончаловский –
художник, создавший
большое количество натюрмортов с
изображением цветов. Его картины, портреты, натюрморты полны жизненной силы, правдивости. .
«Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы».
Слайд 6 Кончаловский великолепно
знал и любил цветы, особенно сирень. Ей
посвящено несколько работ. Это
«Сирень в стеклянной банке», «Сирень в стакане»,
Слайд 9Почему живописцы сирени верны?
Потому, что оттенков на каждого хватит.
Если
молоды вы, если вы влюблены -
Вам сирень теплотой розоватою платит.
Если вы аскетичны, суровы чуть-чуть,
Синь холодная веток вас к жизни пробудит.
Если чувства кипят, и волнуется грудь,
Хлопья белой сирени румянец остудят.
С. Красиков
Слайд 10Легенда о сирени.
Молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался её нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами.
Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень.
Вот что гласит древнегреческая легенда.
Слайд 11Хорошо на весеннем просторе
По откосу сбежать наугад,
Окунуться в душистое море,
Захлебнувшее дремлющий
сад.
Сколько белых и тёмно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось.
Ветку тронешь – дождём лепестковым
Осыпается мокрая гроздь.
В лёгкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.
В.Рождественский.
– это один из жанров живописи (от франц.
«натюр» - природа, «морт» - мёртвый)
. Картина с изображением так называемой мёртвой природы (цветов, фруктов, битой дичи и т. п.) в определённом сочетании.
Слайд 161.Как художник показал, что сирень
свежая, только что срезанная?
2.Какого цвета, каких оттенков
эта сирень?
3.Бледно – розовая, тёмно – красная, белоснежная, лиловая, фиолетовая,голубоватая, серебристая… Продолжите
этот ряд. Вспомните те слова,
с помощью которых можно описать
грозди сирени, её свежесть, запах.
4.Художнику важно передать своё
впечатление от срезанных веток.
Как это отражается на манере
письма П.П.Кончаловского?
Тщательно ли он выписывает
лепестки и листочки сирени?
Слайд 175.Почувствовали ли вы восхищение художника природой?
6.В чём выражается его любовь к
ней?
7.Об одной из картин художник сказал: «В этом букете всё живёт, цветёт и радуется.»
Как вы думаете, к какому натюрморту относятся эти слова? А может быть, к
нескольким? Поясните свою мысль.
Слайд 18Материалы к сочинению.
Пахнуло весной, богатый букет сирени, благоухает свежестью, удивительным цветочным
ароматом, веточки сирени залиты утренним солнцем, изумрудные листочки, оттеняют, каждый лепесточек выделен талантливой рукой художника, восхищение, щедрая, богатая природа, прелесть.
Слайд 19План.
I П.Кончаловский – мастер изображения цветов.
II Чудесный букет сирени.
1.
Цвет.
2. Гроздья.
3. Листья.
4. Букет.
III «В букете всё живёт, цветёт и радуется» (П.Кончаловский).
Слайд 20«В цветах есть всё, что существует в природе, только в более
утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в лесной чаще».
Слайд 21 Автор: Шапошникова Лариса Борисовна
учитель русского языка и литературы
МОУ «
СОШ № 4 г. Жирновска» Волгоградская область