Слайд 1 Развитие критического мышления через чтение и письмо…
УчительГБОУ
ГБОУ СОШ №3
Васильева Виктория
Викторовна
Слайд 2 НАРОД, КОТОРЫЙ ДУМАЕТ НА ОДИН ГОД ВПЕРЁД - ВЫРАЩИВАЕТ ХЛЕБ.
НАРОД, КОТОРЫЙ ДУМАЕТ НА 10 ЛЕТ ВПЕРЁД - ВЫРАЩИВАЕТ САД.
НАРОД, КОТОРЫЙ ДУМАЕТ НА 100 ЛЕТ ВПЕРЁД - ВЫРАЩИВАЕТ МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ.
Слайд 3Проблемы
- Механическое заучивание (зубрежка)
- Использование готовых материалов сети интернет
- Отсутствие монологической
речи
- Узкий кругозор
Снижение грамотности
Низкая культура
Слайд 4ТРЕБОВАНИЯ ФГОС: НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
СЕГОДНЯ ВЫПУСКНИК ШКОЛЫ XXI ВЕКА ДОЛЖЕН:
уметь
самостоятельно приобретать знания;
применять их на практике для решения
разнообразных проблем;
работать с различной информацией,
анализировать, обобщать, аргументировать;
самостоятельно критически мыслить,
искать рациональные пути в решении проблем;
быть коммуникабельным, контактным в
различных социальных группах, гибким в
меняющихся жизненных ситуациях.
Слайд 5ВОПРОСЫ:
Как учить детей без принуждения?
Как помочь им раскрыть свои
возможности?
Как сделать предмет интересным для всех?
Как дать стимул к обучению?
Как достичь нового качества образования?
Слайд 6КРИТИЧЕСКОЕ
МЫШЛЕНИЕ
Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:
не объем
знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
- коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;
объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Слайд 7ЦЕННОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ
свобода творческой фантазии и учителя, и учащихся;
возможность дать детям
высказывать свое личное мнение;
возможность обсудить с одноклассниками массу интересных вопросов;
общение и сотрудничество со всеми людьми, то есть подготовка граждан открытого общества.
Слайд 8ТЕХНОЛОГИЯ
«РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (РКМЧП)»
Была разработана
в конце XX века в США. В России активно внедряется с 2006 года.
Основоположники - американские педагоги (Куртис Мередит, Чарльз Темпл и Джинни Стилл), а также российские (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.)
Слайд 9КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Критическое мышление — это способность анализировать информацию, делать самостоятельные выводы,
чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Слайд 10БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии
с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия.
Технология РКМЧП - надпредметная. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.
Слайд 12ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ
Прием “Корзина идей”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на
начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.
Алгоритм работы:
1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Слайд 13ПРИЕМ “СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА”
Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он
связан с приемом “Корзина идей”.
Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.
Слайд 14
ПРИЁМ «КЛАСТЕР»
СУФФИКС
Часть слова
Стоит после корня
Образует новые слова
Обозначается
Слайд 15ПРИЕМ РКМЧП
«КЛАСТЕР»
Свойства
воздуха
Без вкуса
Без запаха
Без цвета
Неосязаемый
Сжимается
Без формы
Проводит
звуки
Упругий
Сохраняет тепло
Имеет вес
Слайд 16Составление кластера
Например, при изучении творчества И.А.Бунина :
И.А.Бунин
«Я происхожу из старинного
дворянского рода...»,
из него
же В.А.Жуковский
«Тут, в глубочайшей полевой
тишине, среди...богатейшей
природы, и прошло все мое
детство»- И.А.Бунин
Много странствует
по Европе и Азии
Брат Юлий пробудил
любовь к книгам
В 1905 поселяется
в Москве, дружит
с М.Горьким,
А.П.Чеховым
Литературная судьба
складывалась счастливо,
его именовали «певцом осени,
грусти и дворянских гнезд»
Слайд 17ПРИЕМ “ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ”
Этот прием может быть началом урока. Учитель
предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Слайд 18ПРИЁМ «ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ»
Вопросы:
… ветер может разрушить горы?
… опавшие осенью
листья вредят почве?
… 1см почвы образуется за 300 лет?
… норы животных, живущих в почве, разрушают её?
… растения участвуют в образовании почвы?
… почва и камень родственники?
… почва – наша кормилица?
Окружающий мир «Почва»
Вопросы:
… ветер может разрушить горы?
… опавшие осенью листья вредят почве?
… 1см почвы образуется за 300 лет?
… норы животных, живущих в почве, разрушают её?
… растения участвуют в образовании почвы?
… почва и камень родственники?
… почва – наша кормилица?
Слайд 19ПРИЕМ “НАПИСАНИЕ СИНКВЕЙНА”
Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.
В переводе
“синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Слайд 20ПРИЁМ «СИНКВЕЙН»
Суффикс
ласкательный, новый,
образует, называет, обозначает.
Суффиксы образуют новые слова.
Часть.
Слайд 21НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Глагол.
Важный, необходимый.
Действует, изменяется, обозначает.
Глаголом жги сердца людей!
Знание.
Местоимение.
Работящее, разностороннее.
Указывает,
не называет, помогает.
Часто употребляется в речи.
Заместитель!
Слайд 22В РАБОТЕ
СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
Ученик.
Умный, воспитанный.
Читает, узнает, умнеет.
Я хочу хорошо учиться.
Школьник.
Товарищ.
Добрый,
умный.
Дружит, выручает, советует.
Он в беде поможет.
Друг.
Слайд 23НА УРОКАХ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Земля.
Голубая, третья.
Вращается, освещается, защищается.
Единственная обитаемая планета.
Жизнь.
Колумб.
Смелый, настойчивый.
Путешествовал, открывал,
рассказывал.
Он открыл Америку.
Герой.
Слайд 24НА УРОКАХ
РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Зима.
Снежная, пушистая.
Морозит, радует, восхищает.
К нам пришла настоящая зима!
Время года.
Снежинки.
Причудливые,
танцующие.
Искрятся, украшают, кружатся.
Белоснежный дар небес.
Мотыльки.
Слайд 25ПРИЕМ “КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА”
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в
том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Слайд 26ПРИЕМ “ЛОВИ ОШИБКУ”
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает
учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Слайд 27ПРИЕМ “НАРИСУЙТЕ СЧАСТЬЕ”
Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний
мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
Слайд 28ПРИЕМ “ПИСЬМО ПО КРУГУ”
Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы.
У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
Слайд 29ПРИЕМ “ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ”
Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления.
Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.
Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.
Маркировочные пометки:
Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.
Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.
Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
Слайд 31
ПРИЕМ МАРКИРОВКИ ТЕКСТА «ИНСЕРТ»
Слайд 32ПРИЕМ “НАПИСАНИЕ ЭССЕ”
Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии - эссе. Это
свободное письмо на заданную тему. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам.
Слайд 33ПРИЕМ
«ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ - УЗНАЛ»
Слайд 35ПРИЕМ «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ».
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:
По названию предположите, о чем будет рассказ?
▪
Какие события могут произойти в описанной
обстановке?
▪ Какие ассоциации вызывают у вас
имена, фамилии героев?
▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие
ощущения у вас возникли?
▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
неожиданным?
▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы
бы закончили его?
▪ Что будет с героем после событий рассказа?
Слайд 38ЧТО ДАЁТ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧЕНИКУ
повышение эффективности восприятия информации;
- повышение
интереса как к изучаемому материалу, так и к
самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение
всей жизни.
Слайд 39ЧТО ДАЁТ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЮ
умение создать в классе атмосферу
открытости и
ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе
обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать
свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации
для других учителей.
Слайд 40КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – ЭТО ЗДОРОВОЕ СОМНЕНИЕ В ЧЁМ-ТО.
ПЕРЕДО МНОЙ СТОИТ
ЗАДАЧА – РАБОТАТЬ НА КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, УЧИТЬ ДЕТЕЙ, ЧТОБЫ РЕБЁНОК УМЕЛ НАЙТИ ГЛАВНОЕ.
АВТОРЫ ГОВОРЯТ, И Я С НИМИ СОГЛАСНА, ЧТО МЫ ДАЁМ РЕБЁНКУ НЕ РЫБУ, А УДОЧКУ, Т.Е. ЧТО ОН САМ «ПОЙМАЕТ». «КАЖДЫЙ ПОЛУЧАЕТ РОВНО СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ВКЛАДЫВАЕТ САМ». В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НЕОБХОДИМО УМЕТЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ И РЕШАТЬ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ, УМЕТЬ ВЫРАЗИТЬ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К НОВЫМ ИДЕЯМ И ЗНАНИЯМ, ДАВАТЬ ПОНЯТИЕ ЧЕМУ-ТО НОВОМУ, ОТВЕРГАТЬ НЕУМЕСТНУЮ И НЕНУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ.
ЦЕННОСТЬ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ И В ТОМ, ЧТО ОНА УЧИТ ДЕТЕЙ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ, РАЗВИВАЕТ РЕЧЬ, ДАЁТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЩЕНИЯ, АКТИВИЗИРУЕТ МЫСЛИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, ПОБУЖДАЕТ ДЕТЕЙ К ДЕЙСТВИЮ, ПОЭТОМУ РАБОТАЮТ ВСЕ. УХОДИТ СТРАХ, ПОВЫШАЕТСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНИКА ЗА СВОЙ ОТВЕТ, УЧИТЕЛЬ И УЧАЩИЕСЯ ВМЕСТЕ УЧАСТВУЮТ В ДОБЫВАНИИ ЗНАНИЙ.
ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ – ЭТО НЕЛЁГКАЯ ЗАДАЧА. НЕТ КАКОГО-ТО ПЕРЕЧНЯ ШАГОВ, КОТОРЫЕ ВЕДУТ К КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ.
Слайд 41
НЕОБХОДИМОСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ И РЕЗУЛЬТАТЫ.
В технологии РКМЧП различают оценку качественную
и количественную:
Качественная
- вербальная оценка, выраженная в форме суждений;
- невербальная – в форме мимики и жестов;
Количественная: отметка, баллы, рейтинг.
Слайд 42Новое качество образования
ТРКМЧП
Развитие личности
Социальный опыт
Духовно-нравственный опыт
Формирование УУД
Слайд 43РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА
Сайт международного журнала
о критическом мышлении «Перемена»
http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
Фестиваль педагогических идей
http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
Газета «Первое сентября»
http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70
Учебная
программа курса «Технологии
компетентностно-ориентированного образования:
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического
мышления через чтение и письмо»
С.В.Столбунова. Лекция №1. «Технология развития критического
мышления через чтение и письмо»
Е.В.Зачесова «Пример использования РКМЧП, текст «Морские
черепахи»
А.Ковальчукова «Нарисуйте счастье»
И.Васюта, А.Махотина «Использование приемов развития
критического мышления на уроках литературы»
Публикации С.Заир-Бека в газете «Первое сентября»:
«Хайку по биологии, синквейны по физике», «Чтобы узнать – нарисуй!»,
«Пишите письма на уроке!», «Уроки с оглядкой»
Развитие критического мышления через чтение и письмо
http://ct-net.net/ru/ct_about_ru
Развитие критического мышления через чтение и письмо
-http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm