Слайд 1Творческая работа.
По рассказу Леонида Андреева
«КУСАКА»
Выполнил: Абдулазянов Алексей ученик 7 Б
класса МБОУ СОШ №8
Учитель: Сергеенко Людмила Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Томмот РС(Я)
Слайд 2ЦЕЛЬ
1. Ознакомить одноклассников с произведением.
2. Рассказать об авторе
3. Рассказать о проблеме,
которую раскрывает автор.
4. Чему учит этот рассказ?
Слайд 3Слово об авторе
Родился Леонид 9 августа 1871 года в городе Орел.
Уже в детстве в биографии Леонида Андреева проявился интерес к литературе. Первое образование получил в классической гимназии родного города, где учился с 1882 по 1891. Следующим этапом обучения стало поступление в Петербургский университет, где Леонид учился на юридическом отделении.
Его семья всегда была достаточно обеспечена. Но когда отец скончался, в биографии Леонида Николаевича Андреева наступил сложный период. Не хватало средств, так что иногда Леонид вынужден был даже голодать. В то время Андреев написал свои первые рассказы, но их не приняли в редакции. Леонид оставил университет, а со временем перешел в Московский университет на ту же специализацию. Чтобы содержать семью ему приходилось много работать, сменить несколько мест.
Слайд 4После окончания университета в 1897 году занялся адвокатурой. Если рассматривать краткую
биографию Леонида Андреева, то примерно на то же время приходятся первые журналистские работы в «Московском вестнике».
Затем в 1898 впервые печатается его рассказ («Баргамот и Гараська»), благодаря которому Андреев познакомился с М. Горьким. Получил большую популярность после рассказа «Жили-Были», напечатанном в 1901 году. В следующем году публикуются сочинения Андреева.
Когда началась Первая Русская революция, Андреев активно участвовал в общественной жизни. Попал в тюрьму, но вскоре был выпущен под залог. А в ноябре 1905 покинул страну. Вначале отправился в Германию, затем в Италию, Финляндию. Первая мировая война в биографии писателя Леонида Андреева наложила отпечаток на его жизнь и творчество. Скончался писатель 12 сентября 1919.
Слайд 5Словарная работа
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека.
Нравственность - правила,
определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Приручить (кого, что) - приручить к человеку, сделать ручным, послушным.
Приручиться - стать ручным, привыкнуть к человеку.
Слайд 6Произведения Леонида Андреева
«Баргамот и Гараська» (1898).
«Красный смех»
(1904).
«Жизнь Василия Фивейского» (1906).
«Жизнь человека» (1907).
«Рассказ о семи повешенных» (1908).
«Дневник Сатаны» (1918).
Слайд 7В своих произведениях Л. Андреев всегда выступает в защиту слабых и
обездоленных, униженных несчастных.
Слайд 8Отношение к животным у русского народа являлось в старину одним
из критериев добра , нравственности.
К жениху, явившемуся в дом свататься , подпускали кошку и смотрели, как он к ней отнесется: приласкает или отпихнет с пренебрежением? И делали вывод: отдать ли дочь за него?
Вот и Л.Андреев заставляет нас посмотреть на людей с этой точки зрения.
Слайд 9Леонид Андреев писал:
«…В рассказе «Кусака» главным героем является собака, которая,
как и любое живое существо, имеет душу, умеет любить и страдать, хочет верить в людей, хочет иметь свой дом, тепло, заботиться о ком-то и получать заботу, тепло и ласку».
Слайд 10План рассказа
«Она никому не принадлежала».
«У неё отняли ее непримиримую злобу».
«Всей своей
собачьей душой расцвела собака»
«А Кусаку придется оставить. Бог с ней!»
«Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно».
Слайд 11Сюжет
Этот рассказ о бездомной собаке, которая не нужна была никому, пока
её не приручила семья, которая в последствии её оставила.
Характеристика собаки:
Собака была бездомной, одинокой: она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени. Жизнь ее была безрадостна: «от теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, когда … она показывалась на улице, — ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». В одиночестве собака копила страх и злобу.
Собака перестала доверять людям после встречи с пропойцем-мужиком, который сначала хотел ее приласкать, но, «когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога». «Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли…» «С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее».
Слайд 12Жизнь Кусаки после встречи с дачниками
«Первой, с кем познакомилась собака, была
хорошенькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад… собака яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в густых кустах крыжовника и смородины».
«Приехавшие дачники были очень добрыми людьми», они привыкли к Кусаке, стали называли ее «своей» собакой, подкармливали ее. Особенно Леля старалась подружиться с Кусакой: она ласково подзывала собаку к себе… «И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная, наверно, ударят ее или приласкают. Но ее приласкали».
Собака изменилась внешне: «длинная шерсть…очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». Но не только. У нее появилось имя, она обрела смысл жизни: Кусака «принадлежала людям и могла им служить». Кусачка стала более открытой, сама «искала и просила ласки».
Собака с удовольствием сторожила дачу, охраняла сон людей. Дети и подростки просили Кусаку поиграть с ними, и она могла «упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви». «Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя…»
Слайд 13Отношение дачников к Кусаке
На даче Кусаку воспринимали как живую игрушку, наполняющую
весельем однообразные летние дни. Дачники не задумывались над истинными чувствами собаки. «И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в ее глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях».
Они не взяли ее с собой. Комфорт городской жизни не согласуется с наличием дворовой собаки, поэтому внешне добрые люди остались безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки. «Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя», – приводила свои аргументы мама Лели. Да и непрестижно держать дворовую собаку в городе: «…предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит».
Даже Леля не простилась с собакой, потому что она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание.
Собака вновь осталась в одиночестве. Но теперь она забыта и брошена теми людьми, которым доверяла, к которым привязалась и которых любила: «собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно».В начале рассказа собака не знала человеческой ласки, а в конце испытала человеческое предательство.
Слайд 14Характеристика главных героев
Кусака в 1 главе- бездомная собака: «Она зализывала
ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу». У неё не было собственного имени, её никто не любил: «Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали.
Кусака в 3 главе- добрая, весёлая собака, прирученная семьёй. «Всею своей собачьей душою расцвела Кусака».
Кусака в 5 главе- снова бездомная и одинокая собака
Леля во 2 и 3 главе- весёлая, жизнерадостная девочка гимназистка: «Желающая жадно и нетерпеливо обнять и сжать в своих объятиях всё видимое»
Леля в 4 главе- грустная девочка, желающая забрать с собой в город Кусаку: «Она сидела, охватив руками колени, и печально глядела в окно, по которому скатывались блестящие капли начавшегося дождя».
Слайд 15Тема рассказа.
Какие проблемы решает автор в своём произведении?
Тема рассказа:
Тема взаимоотношений
человека и животного. Тема добра, милосердия и сострадания.
Проблема:
Автор обращает внимание на проблему человеческого равнодушия, жестокости и бессердечия. Люди должны нести ответственность за судьбу тех, кого приручили, быть милосердными, добрыми, внимательными, защищать обиженных и обездоленных.
Слайд 16Чему учит произведение?
Произведение Кусака учит читателя доброте и милосердию, любви и
состраданию. Учит быть в ответе за того, кого мы приручили.
Слайд 17Синквейн
Кусака
Бездомная, пугливая
Мчалась, зализывала, пряталась
Она никому не принадлежала
Дворняга
Леля
Весёлая, жизнерадостная
Ласкала, играла, веселилась
Желала жадно
обнять и сжать всё видимое в свои объятиях
Оптимистка