Презентация, доклад По праву памяти живой к уроку обучения написанию сочинения-рассуждения с опорой на произведения русской литературы XX века. А.Ахматова. А.Твардовский. А.Галич.

Содержание

Эссе И.Эренбурга «Сикстинская Мадонна»Человек осознает себя, свой крест и вдруг понимает дивную связь времен, связь с живущим сегодня, всего, что было и отжило, всего, что в памяти…» русский прозаик, поэт, публицист, переводчик с французского и испанского

Слайд 1
Урок обучения написанию сочинения-рассуждения с опорой на произведения русской литературы XX

в.
А.А.Ахматова, А.Т.Твардовский, А. Галич.

Подготовила: Зайнуллина Г. Д.,
учитель русского языка и
литературы МБОУ «Лицей-интернат
г. Буинска Республики Татарстан»

КАЗАНЬ, 2015 г.

Урок обучения написанию сочинения-рассуждения с опорой на произведения русской литературы XX в.А.А.Ахматова, А.Т.Твардовский, А. Галич.Подготовила: Зайнуллина Г.

Слайд 2Эссе И.Эренбурга «Сикстинская Мадонна»
Человек осознает себя, свой крест и вдруг понимает

дивную связь времен, связь с живущим сегодня, всего, что было и отжило, всего, что в памяти…»

русский прозаик, поэт, публицист,
переводчик с французского и испанского языков, фотограф и общественный деятель.

Эссе И.Эренбурга «Сикстинская Мадонна»Человек осознает себя, свой крест и вдруг понимает дивную связь времен, связь с живущим

Слайд 3Век мой, зверь мой,
Кто сумеет заглянуть в твои зрачки
И горячей кровью

склеить
Двух столетий позвонки?
Век мой, зверь мой,Кто сумеет заглянуть в твои зрачкиИ горячей кровью склеитьДвух столетий позвонки?

Слайд 5Осип Эмильевич Мандельштам
Марина Ивановна Цветаева
Владимир Владимирович
Маяковский
Сергей Александрович Есенин

Осип Эмильевич МандельштамМарина Ивановна ЦветаеваВладимир ВладимировичМаяковскийСергей Александрович Есенин

Слайд 6Андрей Платонович Платонов
Варлам Тихонович Шаламов
Исаак Бабель
Борис Леонидович Пастернак

Андрей Платонович ПлатоновВарлам Тихонович ШаламовИсаак БабельБорис Леонидович Пастернак

Слайд 7Анна Андреевна Ахматова
Поэма «Реквием»

Анна Андреевна АхматоваПоэма «Реквием»

Слайд 8Группа 1
Исследователи-литературоведы.
«Реквием» А.А.Ахматовой.
Какие строчки передают меру материнского горя?

Охарактеризуйте лирическую героиню

поэмы.

В «Посвящении» Ахматова употребляет местоимение «мы». Зачем она делает этот акцент?

Какие художественные средства использует поэт, чтобы описать материнское горе?

А.А.Ахматова

Н.С.Гумилев

Группа 1Исследователи-литературоведы. «Реквием» А.А.Ахматовой.Какие строчки передают меру материнского горя?Охарактеризуйте лирическую героиню поэмы.В «Посвящении» Ахматова употребляет местоимение «мы».

Слайд 9Проанализируйте отрывок из поэмы А.Ахматовой «Реквием», заполните таблицу.
Мать
Магдалина
Распятие
Христос

Эпилог
Узнала я, как опадают

лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною
И в лютый холод, ив июльский зной
Под красною ослепшею стеною.

Как решена религиозно-библейская тема в поэме?

Проанализируйте отрывок из поэмы  А.Ахматовой «Реквием», заполните таблицу.МатьМагдалинаРаспятиеХристосЭпилогУзнала я, как опадают лица,Как из-под век выглядывает страх,Как

Слайд 10Лирическая героиня
Автор поэмы
Страдающая мать
При помощи стрелок покажите
связь образов

Лирическая героиняАвтор поэмыСтрадающая матьПри помощи стрелок покажите связь образов

Слайд 11Работа в тетради
Библейские образы

Мотив заступничества

Работа в тетрадиБиблейские образыМотив заступничества

Слайд 12Александр Трифонович Твардовский
«По праву памяти»

Александр Трифонович Твардовский«По праву памяти»

Слайд 13Группа 2
Исследователи-литературоведы.
«По праву памяти» А.Т.Твардовского.
Как соотносятся в поэме А.Т.Твардовского слова

«память «и «правда»?
Как в главе «Перед отлетом» создаются образы двух друзей – «мыслителя и поэта»?
Какой прием лег в основу главы «Сын за отца не отвечает»?
Какое место в поэме занимает эта глава?
Как воссоздается в этой главе время?
Какие мотивы вписываются в тему «пяти слов»?
Группа 2Исследователи-литературоведы. «По праву памяти» А.Т.Твардовского.Как соотносятся в поэме А.Т.Твардовского слова «память «и «правда»?Как в главе «Перед

Слайд 14 Каковы основные темы произведения. Выделите другим цветом неправильные ответы
Тема раскаяния и личной

вины человека.
Тема природы и Родины.
Тема памяти и забвения.
Тема исторического возмездия.
Тема «сыновней ответственности».
Тема поэта и поэзии.

Какова композиция данного произведения? Напишите или составьте схему.

Каковы основные темы произведения. Выделите другим цветом неправильные ответы Тема раскаяния и

Слайд 15Работа в тетради
Трехчастная композиция

Основные темы

Образ Родины

Работа в тетрадиТрехчастная композицияОсновные темыОбраз Родины

Слайд 16Шолохов Михаил
Александрович
Рассказ «Судьба человека»

Шолохов Михаил АлександровичРассказ «Судьба человека»

Слайд 17Александр Галич

Александр Галич

Слайд 18Группа 3
Соотнесите отрывки из трех произведений:
«Реквиема» А.Ахматовой,
«По праву памяти»

А.Т.Твардовского,
«Поэмы о Сталине» А.Галича.

Проследите за их лексикой. В чем ее особенность?

Что объединяет эти произведения?
Группа 3Соотнесите отрывки из трех произведений: «Реквиема» А.Ахматовой, «По праву памяти» А.Т.Твардовского, «Поэмы о Сталине» А.Галича.Проследите за

Слайд 19«Аве Мария»
Четверостишие
/ - / - / - /- / - /

- / -
/ - / - / - / - / -
/ - / - / - - / - / - / -
/ - / - / - - / - / - /

Девять строк
в строфе
/ - / - / - / - / -
/ - / - / - / - / -
/ - / - / - / - / -
/ - / - / - / - / -
/ - / - / - / - / -
/ - / - / - / - / -
/ - / - / - / - / -
/ - / - / - / - / -
/ - / - / - / - /

Дело явно липовое - все, как на ладони,
Пятую неделю долбят допрос,
Следователь хмурик с утра на валидоле,
Как пророк, подследственный бородой оброс...

А Мадонна шла по Иудее
В платьице застиранном до сини,
Шла Она с котомкой за плечами,
С каждым шагом делаясь красивей,
С каждым вздохом делаясь печальней,
Шла, платок на голову набросив –
Всех земных страданий средоточье,
И уныло брел за Ней Иосиф,
Убежавший славы Божий отчим...
Аве Мария...

«Аве Мария»Четверостишие/ - / - / - /- / - / - / - / - /

Слайд 21Работа в тетради
Мотивы перекликаются.

Поэты используют одни и те же образы, трактуя

их по-своему.

Тема памяти раскрывается как наиболее важная, так как рассматривается на библейских сюжетах и образах.
Работа в тетради	Мотивы перекликаются.	Поэты используют одни и те же образы, трактуя их по-своему.	Тема памяти раскрывается как наиболее

Слайд 22Домашнее задание
1. Прочитать рассказ А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Проследить, как интерпретируется в нем тема исторической памяти.
2. Написать сочинение-рассуждение на тему «По праву памяти…», используя материалы, собранные на уроке.
Домашнее задание  1. Прочитать рассказ А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Проследить, как интерпретируется в нем тема

Слайд 23Цитаты к сочинению в качестве возможного эпиграфа.
* Большинство людей не

любит, боится лишнего взгляда в прошлое, особенно на себя в нем, а вдруг придется осознать свою ошибку?(3. Н. Гиппиус).
*Если мы знаем, что история человеческого общества — это история войн, то, в конечном счете, история народов — это борьба за правду. (Ч. Айтматов).
*Если человечество вдруг исчезнет, оно, в самом деле, убьет своих мертвецов. (Ж. П. Сартр).
*Жизнь мертвых продолжается в памяти живых. (Цицерон).
*Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый — время. (В. Г. Белинский).
*История — самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики. (Индира Ганди).
*Какое счастье, что память возвращает нам прошлое не для того, чтобы переделать его, а лишь затем, чтобы осмыслить, оплакать и понять. (Н. Мандельштам).
*Концы лестницы, ведущей в будущее, упираются в прошлое. (В. Шкловский).
*Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. (Лао-цзы).
*Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. (В. Г. Белинский).
*Нам хватит времени на то,
Чтоб исправить прошлые дела. (Н. Коржавин).
*Не могут люди вечно быть живыми,
Но счастлив тот, чье помнить будут имя. (А. Навои).

Цитаты к сочинению в качестве возможного эпиграфа. * Большинство людей не любит, боится лишнего взгляда в прошлое,

Слайд 24*Но то, что было истинно великим, Останется великим навсегда. (Н. Тихонов).

Человечество, себя ты приковало К столбу Воспоминаний! (Сюй Юйно).
*О, это Прошлое!
Оно стоит перед глазами.
Зачем же Прошлым называть
Все то, что в нас и с нами? (ЛюДа-бай).
*Память — наше оружие. (А. Адамович).
*Пахнет время памятью моей. (В. Кузнецов).
*Прошедшего не существует, пока будут существовать книги. (Э. Булвер-Литтон).
*Прошлое сидит в нас, оно наша плоть и наш дух, без него нас нет...
(В. Тендряков).
*Покопайтесь в своих мыслях, и вы найдете в них только прошлое... (Б. Паскаль).
*Сохраните только память о нас, и мы ничего не потеряем, уйдя из жизни.
(Дж. Уитъер),
*Там хорошо, где нас нет: в прошлом нас уже нет, и оно кажется пре-красным. (А. П. Чехов).
*Тот, кто не запоминает прошлого, осужден на повторение его. (Дж. Сантаяна).
*Человек не умирает до тех пор, пока живут знавшие его. ( Ч. Айтматов).
*Человеку свойственно теряться, когда он не находит способа привести себя в связь с тем, что ему предшествует, и с тем, что за ним сле¬дует. (П. Я. Чаадаев).
*Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забу¬дете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти. (Л. Н. Андреев).
*Но то, что было истинно великим, Останется великим навсегда. (Н. Тихонов).*О Человечество, себя ты приковало К столбу

Слайд 25Илья Эренбург

***

Мы говорим, когда нам плохо,
Что, видно, такова эпоха,
Но

говорим словами теми,
Что нам продиктовало время.
И мы привязаны навеки
К его взыскательной опеке,
К тому, что есть большие планы,
К тому, что есть большие раны,

Что изменяем мы природу,
Что умираем в непогоду
И что привыкли наши ноги
К воздушной и земной тревоге,
Что мы считаем дни вприкидку,
Что сшиты на живую нитку,
Что никакая в мире нежить
Той тонкой нитки не разрежет.

В удаче ль дело, в неудаче,
Но мы не можем жить иначе,
Не променяем — мы упрямы —
Ни этих лет, ни этой драмы,
Не променяем нашей доли,
Не променяем нашей роли, —
Играй ты молча иль речисто,
Играй героя иль статиста,
Но ты ответишь перед всеми
Не только за себя – за время!

Илья Эренбург *** Мы говорим, когда нам плохо,Что, видно, такова эпоха,Но говорим словами теми,Что нам продиктовало время.И

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть