Слайд 1А.М.Горький «На дне»
Презентация учителя русского языка и литературы МБОУСОШ №17 г.
Тулы
Федотовой Е.Ю.
Слайд 2История создания
«На дне» — самая известная пьеса Максима Горького. Пьеса была
написана в конце 1901 — начале 1902 гг. Первоначальные названия «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В пьесе, имеющей подзаголовок «Картины», изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих.
В январе 1904 г. пьеса получила Грибоедовскую премию.
Слайд 3История 1 постановки
Большую помощь оказал
Горький. К будущему спектаклю им была прислана большая партия фотографий, специально заказанная и выполненная другом писателя известным фотографом М. П. Дмитриевым. Это были многочисленные виды нижегородских ночлежных домов, снимки босяков, странников, нищих, сидящих на земле, стоящих подле ночлежных домов, крючников в лаптях. Весь этот обширный материал был тщательно отобран писателем. Многие фотографии были снабжены пометками Горького. Так, на одном из групповых снимков, изображающих ночлежников, Горьким сделана приписка: «Грим для Сатина. Высокий, худой, прямой». На другой фотографии писатель делает пометку, указывая на одного из нищих: «Грим для Луки. Не забывать — Лука лысый». В.И. Качалову, игравшему Барона, Горький прислал фотографии барона Бухгольца, спившегося босяка, попавшего в нижегородскую ночлежку. Эти фотографии послужили артисту превосходным материалом для создания сценического образа, костюма и грима Барона.
Слайд 4История 1 постановки
Через несколько дней после посещения Хитровки Станиславский вместе с
Симовым и его помощником К. Сапуновым принялись за изготовление макетов. Все, что увидели Симов и Станиславский на Хитровке, своеобразно претворялось в макетах. Художник не стремился буквально воспроизвести «казенно прямолинейные помещения ночлежек», они были не интересны. Симов и Станиславский создавали в макете обобщенно-типический образ «дна». ]
Слайд 5История 1 постановки
В 1902году Станислав-ский, Немирович-Данченко и художник Симов приходили изучать быт
«низов» на Хитровку для постановки этой пьесы в Московском художественном театре. Станиславский вспоминал: «Все эти милые ночлежники приняли нас, как старых друзей, так как хорошо знали нас по театру и ролям, которые переписывали для нас. Мы выставили на стол закуску, т. е. водку с колбасой, и начался пир. Когда мы объяснили им цель нашего прихода, заключающуюся в изучении жизни бывших людей для пьесы Горького, босяки растрогались до слёз. «Какой чести удостоились!» — воскликнул один из них.
Слайд 6 Макет ночлежки.
Рисунок, присланный Горьким Московскому
Художественному театру в связи с
работой
над постановкой пьесы "На дне".
Наверху надпись Горького: "Это может дать общее
представление о внутренности ночлежки, но здесь
слишком просторно, слишком много воздуха".
1902
Слайд 7Хитровский рынок
дом Утюг (перестроен)
"Сухой овраг"
...у знакомых на Покровском бульваре... (дом Телешова)
дом генерал-майора
Хитрово
дом Орлова (не сохранился)
дом Ромейко (потом Кулакова) он же Свиной дом (не сохранился)
Отмечено на карте:
Хитров рынок
дом Ярошенко (он же дом Степанова) -- трактир "Каторга"
...в доме Румянцева были два трактира -- "Пересыльный" и "Сибирь"...
3-й участок Мясницкой части
дом Буниных
В самом центре большой ночлежк находился тамошний университет с босяцкой интеллигенцией. Это был мозг Хитрова рынка, состоявший из грамотных людей, занимавшихся перепиской ролей для актеров и для театра. Они ютились в небольшой комнате и показались нам милыми, приветливыми и гостеприимными людьми. Особенно один из них пленил нас своей красотой, образованием, воспитанностью, даже светскостью, изящными руками и тонким профилем. Он прекрасно говорил почти на всех языках, так как прежде был конногвардейцем. Прокутив свое состояние, он попал на дно, откуда ему, однако, удалось на время выбраться и вновь стать человеком. Потом он женился, получил хорошее место, носил мундир, который к нему очень шел.
"Пройтись бы в таком мундире по Хитрову рынку!" — мелькнула у него как-то мысль.
Но он скоро забыл об этой глупой мечте... А она снова вернулась... ещё... ещё... И вот во время одной из служебных командировок в Москву он прошелся по Хитрову рынку, поразил всех и... навсегда остался там, без всякой надежды когда-нибудь выбраться оттуда.
Слайд 9Хитровка
Из воспоминаний В.А.Гиляровского
Большая площадь в центре
столицы, близ реки Яузы, окружённая облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи в болото, несколько переулков. Она всегда курится. Особенно к вечеру. А чуть-чуть туманно или после дождя поглядишь сверху, с высоты переулка – жуть берёт свежего человека: облако село! Спускаешься по переулку в шевелящуюся гнилую яму .
Слайд 10Хитровка
Из воспоминаний В.А.Гиляровского
Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В
лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдёт, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны.
Слайд 11Конфликт в пьесе
Социальный
Любовный
Костылёв и Медведев
( власть)
Бесправные ночлежники
Пепел
Костылёв - Василиса
Василиса –
Наташа
Слайд 12Своеобразие пьесы
Предмет изображения
– сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на «дно» жизни.
Любовный конфликт – грань социального (показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает, а ведёт к трагедии.
В результате только Василиса достигает всех своих целей. В ней не остаётся ничего человеческого. Социальные условия изуродовали всех: и рабов, и хозяев).
Основной конфликт – внутренний ( в сознании людей «дна»).
Сюжет внесобытийный, в диалогах героев.
Жанр – социально-философская драма.
Новаторство – в многоголосии (говорящие слышат друг друга и отвечают , не вступая в прямой обмен репликами. Они думают и говорят о своём, но вторгаются в чужие жалобы, тревоги, невольно дают оценки надеждам ночлежников. Звучит не голос, не слаженный хор, а хаотичная, неприглаженная жизнь).
Слайд 13«Отверженные» в драме
Анализ афиши:
авторские пояснения скупы (возраст, профессия);
мир «дна» многолик, социально
определён(бывший барон, бывший актёр, бывший слесарь, бывший крючник);
список отражает и последовательность появления действующих лиц, и иерархию этого трагического мира
Слайд 14«Отверженные» в драме
3 группы обитателей ночлежки
Примирившиеся
Бубнов
Татарин
Настя
Анна
Барон
Клещ
Страдающие, желающие начать
новую жизнь
Актёр
Пепел
Наташа
Центральные герои
Лука
Сатин
Слайд 15«Отверженные» в драме
Бубнов – картузник, 45 лет .
Значение имени:
мастер, делающий ударный инструмент
болтун, который беспрерывно болтает, бубнит;
промотавшийся или проигравшийся в карты;
глупец, лентяй, прихлебатель (бубны в голове – без царя в голове).
Отличительные черты: лень, равнодушие, много пьёт, на людей смотрит со стороны, чаще всех говорит о правде.
«Все люди на земле — лишние».
«Шум — смерти не помеха».
«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?»
«Все хотят порядка, да разума нехватка».
«А кто пьян да умён — два угодья в нём…»
«Вовремя уйти всегда лучше».
«На что мне совесть? я – небогатый!»
«Люди все живут…как щепки по реке плывут».
«Всё сказки».
Слайд 16«Отверженные» в драме
Татарин - крючник. Ночлежники называют его
Асаном,иногда князем (распространенная в то время обидная для татар кличка).
Отличительные черты: проповедует необходимость соблюдения морали и общечеловеческого закона, слепо подчиняется закону.
«Кто закон душа имеет - хорош! Кто закон терял — пропал!.. Не обижай человека — вот закон!»
Слайд 17«Отверженные» в драме
Настя («воскресшая»)-«девица, 24-х лет», сожительница Барона.
Отличительные черты: добрая, живёт
в воображаемом мире бульварных романов, которые она читает, подвергаясь насмешкам ночлежников и плача над прочитанным. В реальной жизни Настя не видит ничего светлого.
«Надоело мне... лишняя я здесь».
Слайд 18«Отверженные» в драме
Барон – бывший барин, 33 лет теряет имя (Debil
– немощный, хилый, тщедушный)
Отличительные черты: нечестный, много пьёт, ничего нет за душой, живёт прошлым, слишком поздно осознаёт, как прошла жизнь
«Я, брат, боюсь… иногда. Понимаешь? Трушу… Потому – что же дальше?
А… ведь зачем-нибудь я родился?
Слайд 19«Отверженные» в драме
Клещ – бывший слесарь, 40 лет, оказался в ночлежке
из-за потери работы и болезни жены.
Значение имени – насекомое-кровосос.
Отличительные черты: презирает всех окружающих («Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу… Вот, погоди…умрёт жена), чёрств и суров по отношению к жене. После смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает других ночлежников как товарищей по несчастью.
«…Какая тут правда? И без неё – дышать нечем…»
Слайд 20«Отверженные» в драме
Анна – жена Клеща - ощущает свою ненужность, обездолена
«Не
помню - когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь… За что?
Ну… ещё немножко пожить… пожить бы…немножко! Коли там муки не будет…здесь можно потерпеть… можно!
Слайд 21«Отверженные» в драме
Актёр – «лет 40», на «дно» попал из-за нужды,
отсутствия работы. «Провинциальные актёры имели работу лишь в течение сезона – 6-7 месяцев, да и в то время получали жалование, когда заблагорассудится антрепренёру. Положение провинциального актёра и в моральном смысле было незавидным: переезды из города в город, поиски работы, зависимость от полицейских властей, пренебрежение со стороны общества, унижения… Сколько бы ни заработал актёр, он всё проживал за первые 7 недель, в течение которых не было работы, закладывал свой гардероб, продавал вещи. Антрепренёры сознательно затягивали переговоры контрактов, которые заключались в конце концов на самых невыгодных для актёра условиях».
Слайд 22«Отверженные» в драме
Актёр переживает потерю имени (сценический псевдоним
– Сверчков-Заволжский: 1 часть сценического имени указывает на незаметность, 2 часть – широту натуры), добр, ищет правды (не случайно любимое стихотворение – французского поэта Беранже:
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет,-
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Речь по-актёрски витиевата.
«Пропил я душу, старик... я, брат, погиб...»
«Нет у меня здесь имени... Понимаешь ли ты, как это обидно - потерять имя! Даже собаки имеют клички...»
«Без имени - нет человека...»
«Я – уезжаю, ухожу… Понимаешь – есть лечебница для организмов… для пьяниц… Я её найду, вылечусь… Я на пути к возрождению…»
Слайд 23«Отверженные» в драме
Васька Пепел («царственный») - 28 лет, вор, «аристократ» в
среде ночлежников (у него отдельная комната).
Отличительные черты: широта натуры, удаль, у него водятся деньги, и он дает ночлежникам по их просьбе на выпивку. Такой образ жизни не приносит ему удовлетворения.
«А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть».
«Я сказал – брошу воровство!.. Я грамотный... буду работать... Ты думаешь – моя жизнь не претит мне?.. Я - не каюсь… в совесть я не верю… Но я одно чувствую: надо жить... иначе!.. Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать...» «…Оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня...»
«Несладко живу... волчья жизнь - мало радует... за что ни схватишься… всё – гнилое… всё – не держит»
Слайд 24«Хозяева жизни»
Костылёв – хозяин ночлежки
Отличительные черты: ханжа, «божьими словами» прикрывает хищничество,
злобу, жестокость, елейные речи сочетает с грубой бранью, скупает краденое, не гнушается обобрать до последней нитки ночлежников, тем самым толкая их на воровство.
«А я на тебя полтинку накину, - маслица в лампадку куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть…»
Слайд 25«Хозяева жизни»
Василиса – жена Костылёва
Отличительные черты: «лютая баба», «гадюка», «зверь-баба», избивает
сестру, подговаривает Пепла на убийство мужа, предаёт Ваську.
«Освободи меня… от мужа!.. Ты – не сам… через товарищей! Деньги будут… уедешь куда-нибудь… меня навек освободишь… Видеть мне её – трудно… бью. И – буду бить!»
«Убили! Мужа моего… вот кто убил! Васька убил! Я – видела!..»
Слайд 26«Хозяева жизни»
ПолицейскийМедведев -дядя Василисы, хозяйки ночлежки, защитник «хозяев жизни». Считает, что
«вся земля в околотке помещается». О человеке судит по паспорту.
Слайд 27Размышления о правде и человеке
Лука – странник, скорее всего из
крестьянского сословия, о себе ничего не сообщает, кроме: «Мяли много. Оттого и мягок…»
Отличительные черты: деятелен, заботлив, участлив, быстро находит подход к ночлежникам («Погляжу я на вас, братцы, - житьё ваше – о-ой!..»), непритязателен, мягок, но не безгрешен, не отвечает на грубости, умело обходит неприятные для него вопросы. В каждом из ночлежников Лука видит человека, открывает светлые стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев и вселяет веру в лучшее будущее.
Слайд 28Размышления о правде и человеке
Имя героя восходит:
- евангелист Лука («lux»
- светоносный, «при восходе солнца родившийся»),
дано по ассоциации– «лукавый» , бес (критик Долженков).
«Мне очень хочется написать хорошо, хочется написать с радостью… Мне хочется солнышка пустить на сцену, весёлого солнышка, русского эдакого… не очень яркого, но любящего всё, всё обнимающего». (М.Горький.)
«Старик у вас – несимпатичный, в доброту его – не веришь». (Л.Толстой.)
Слайд 29Размышления о правде и человеке
Взгляды Луки:
«Христос-от всех жалел и нам
так велел», на прямой вопрос, есть ли Бог, отвечает: «Коли веришь – есть, не веришь – нет… Во что веришь, то и есть…»
«Мне всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают… так-то».
«Старику – где тепло, там и родина».
«Особливо же деток надо уважать… ребятишек! Деткам –то жить не мешайте… Деток уважьте! ( в Евангелии: «Пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им; ибо таковых есть царствие Божие»)
Верит в силу мечты, добра, пользу жалости.
«Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… али ещё что…А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит…да! Человек – может добру научить… очень просто!
Слайд 30Размышления о правде и человеке
Взаимоотношения
с ночлежниками
Лука – Анна Лука – Настя Лука – Наташа
Лука – Актёр Лука – Васька Пепел
Ухаживает за ней, утешает («Смерть – она всё успокаивает… она для нас ласковая»)
«Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она».
советует ей почаще напоминать Пеплу, что тот «хороший человек».
Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат…Воздержись!.. Возьми себя в руки и – терпи… А потом – вылечишься… и начнёшь жить снова… Человек всё может… лишь бы захотел…
«Там ты себе можешь путь найти… Там таких – надобно!»
«А хорошая сторона – Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!»
Слайд 31Размышления о правде и человеке
Сатин - лет под 40, «много читал
книг», «был образованным человеком».
Отличительные черты:
Шулер, пьяница, отрицает труд, презирает нравственные ценности, бравирует этим, но ему не чуждо сострадание, ночлежники относятся к нему с симпатией (Лука: «Веселый ты, Костянтин... приятный»).
Слайд 32Размышления о правде и человеке
Значение имени:
Сата, Сатя – сокращённые варианты
имени Сатир (в греческой мифологии сатиры – боги из свиты бога виноделия Диониса. Они насмешливы, задиристы, наглы, любят вино).
Эту фамилию связывают с именем «князя тьмы» - Сатаны. Сатин – Сатана (точка зрения критика Долженкова:
Сатин – разрушитель(внушает Пеплу мысль об убийстве Костылёва: «И чего ты не пришибёшь его, Василий? …ты умненько. Потом – женись на Василисе… хозяином нашим будешь…»; Актёру: «Это всё старик… навинтил Актёра»; «Никуда ты не пойдёшь…всё это чертовщина!»)
Имя связано с первоначальным заголовком «Без солнца» (солнце и человек – творение Бога)
3) Сатина зовут Константином. Это значит «постоянный», от слова «константа».
Слайд 33Размышления о правде и человеке
Взгляды Сатина:
«Характер — вещь полезная».
«Многим деньги легко
достаются, да немногие с ними легко расстаются».
«Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее».
«Дважды убить нельзя».
«В карете прошлого никуда не уедешь».
«Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»
«Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!..Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно!Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»
Слайд 34«
«Жалеть людей надо».
«…вовремя человека пожалеть…хорошо бывает».
«Не всегда правдой душу вылечишь».
«…человек должен
уважать себя».
«Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека».
«Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо».
Размышления о правде и человеке
Лука
Сатин
Надежда,
сострадание
истина
«Человек – вот правда!»
«Надо уважать человека» и «человек должен уважать себя»
Слайд 35Размышления о правде и человеке
Позиция М.Горького
Слайд 36Размышления о правде и человеке
Позиция М.Горького
Человек «медленно, но твёрдым шагом идёт по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним – пыль прошлого тяжёлой тучей, а впереди стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его. Они бесчисленны, как звёзды в бездне неба, и человеку нет конца пути! Так шествует мятежный человек – вперёд! И – выше! Всё вперёд! И – выше!»
(Из очерка «Человек».)