Слайд 1Две Анны в жизни Коста
Выполнила ученица МОУ СОШ № 46 Асламурзаева
Белла
Слайд 2Работу выполнила ученица МБОУ
СОШ № 46 Асламурзаева Белла
Руководитель: Бигаева З.
Р.
Слайд 3 Предметом интереса каждого осетина является вопрос о том, какое
место занимали в жизни и творчестве Коста две Анны - Попова и Цаликова.
Слайд 4 Своего жилья у него не было, он вынужден был
жить в разных местах: у родственников, знакомых, порой - на квартире, зарабатывая на жизнь живописью. В этот период он проводил свободное время на бульваре. Там он впервые увидел Анну Попову. Она привлекла его своей особенной внешностью, одухотворённой красотой и обаянием. Девушка завладела сердцем Коста, который совершенно потерял покой.
Слайд 5Он долго искал возможность познакомиться с ней, просил многих помочь ему
в этом.
Слайд 6
Да, я уж стар... Ты смотришь боязливо
На впалые глаза,
глубокие морщины.
Мой горб рисуется в рубище некрасиво,
На плечи падают лохмотьями седины...
Да, я уж стар!
Слайд 7Получив это письмо, Анна разгневалась из-за того, что какой-то незнакомец осмелился
написать ей. Под рукой у неё оказались ножницы, и она изрезала, но не выбросила его. Это письмо до сих пор хранится в нашем архиве.
Слайд 8По воспоминаниям Поповой, Коста и после этого случая подолгу сидел на
большом камне напротив их дома на берегу Терека, глядя на их окна.
Слайд 9Их встреча всё-таки состоялась, за ней последовали другие. Однако Анне с
её незаурядным умом хватило и первого раза, чтобы понять, что она имеет дело с неординарной, яркой, чрезвычайно интересной личностью, добрым, искренним, талантливым человеком
Слайд 10 Осознав после первой же встречи с поэтом, что в
его лице она нашла родственную душу, способную глубоко переживать, Анне стало неловко за то, как пренебрежительно она обошлась с письмом Коста, даже не удосужившись прочитать его.
Слайд 11 Ах, с каким безграничным восторгом, дитя,
На руках из
мишурного света
Я унёс бы далёко, далёко тебя
И любил бы любовью поэта...
Детский слух услаждал бы я лирой своей,
И под звуки её безмятежно
Засыпала б ты сладко на груди моей,
А я пел бы, баюкал бы нежно...
Много, много сложил бы я песен тогда
На чарующем лоне природы
О восторгах любви, наслажденьях труда
И о светлом блаженстве свободы...
Слайд 12Воспоминания Анны Поповой определённо проникнуты болью, сожалением, горечью за несостоявшийся союз
с поэтом. Тем более что, судя по их интонации, она испытывала довольно глубокое чувство к Коста, несмотря на все уловки, к которым она прибегала, чтобы скрыть и даже подавить его.
Слайд 13Очевидно, интерес Анны к молодому поэту не прошёл мимо внимания её
братьев. С ним они познакомились, принимая участие в деятельности Общества распространения образования и технических знаний среди горцев Терской области. Братья Анны уважали Коста, и это давало ему надежду, что они не только не будут препятствовать их отношениям, но даже поспособствуют им.
Слайд 14Помимо "Многоточий" и акростиха Коста посвятил Анне и другие стихотворения. Это
"А. Я. П." ("Скрывать, молчать, страдать безмолвно..."), датированное 1888 г., "Прости", "Да, я люблю её...", датированные оба 1889 г.
Слайд 15Образ Анны стал источником вдохновения Коста и как художника. Во-первых, он
создал известный её портрет, написанный маслом в середине 80-х годов.Анна послужила моделью и при создании картин "Скорбящий ангел", написанной в 1888 г.,
Слайд 16
и "Святая Нина",
заказанной Коста
женским учебным
заведением Святой
Нины в Тифлисе и
Демонстрировавшей
я на выставке
во
Владикавказе в 1887 г
Слайд 17
Кстати, один из братьев Анны Поповой, Пётр Яковлевич Попов, также позировал
Коста и запечатлён в картине "Нерукотворный образ Христа". Позже автор подарил Анне её портрет и "Нерукотворный образ Христа".
Слайд 18 Как известно, Коста написал Анне Поповой всего три письма. Два
из них являются любовными .
Слайд 19Анна, эта умная, красивая, образованная, обеспеченная девушка
так и не вышла замуж,
предпочтя одиночество замужеству без
любви. Она писала: "Да! Я верила поэту Коста и в знак нашей
дружбы <а скорее всего, любви - И.Б.>, чтя светлую память о
нём, никому не давала слова, ни с кем не связала свою жизнь и
осталась одинокой, со скорбной, разбитой душой..."
Слайд 20Анна Попова умерла в Тбилиси в 1940 г. в возрасте 75
лет в бедности и одиночестве
Слайд 21Со второй своей любовью - Анной Александровной Цаликовой Коста Хетагуров познакомился
несколько лет спустя после знакомства с Анной Поповой. Произошло это, по воспоминаниям сестёр Цаликовых, в 1888-89 гг.
Слайд 22Квартиранту деликатно намекнули, и он вынужден был съехать. Коста, уже серьёзно
увлёкшийся Анной, был в смятении и написал в тот период стихотворение "Один, опять один без призраков родного...", в котором дал волю своему отчаянию и чувству одиночества.
Слайд 23« Может показаться странным, что я адресую письмо на Ваше имя...
Имею ли я на это право - не знаю и даже не стараюсь знать. Я пишу потому, что чувствую в этом потребность...»
Слайд 24
Цаликовы жили в Пятигорске с 1894 г. Они сразу влились в
местное общество, а сёстры пользовались популярностью среди молодёжи, в том числе осетинской, имея репутацию образованных, талантливых, гостеприимных девиц. Особенно это было верно в отношении Анны, которая была избалована мужским вниманием ещё с гимназических времён, а в Пятигорске была в центре внимания офицеров, служивших в осетинском дивизионе, расквартированном там.
Слайд 25С 1893 г. Коста жил и работал в Ставрополе, сотрудничая в
газете "Северный Кавказ", но и находясь там, он всё время думал об Анне, часто виделся с ней, тайно наезжая во Владикавказ, а позже - и в Пятигорск, неоднократно признавался в чувствах и в письмах, и при встречах, но их отношения в течение многих лет практически не развивались, оставаясь на том же уровне
Слайд 26В 1896 г. до Коста дошла новость о том, что Анна
Цаликова дала согласие выйти замуж за Мамая Дзахсорова. Своё отношение к этой новости Коста выразил в том же письме: "Не верь, что я забыл родные наши горы", - вырвалось опять из моей пылавшей груди. И Вы, кажется, отлично поняли, к кому относилось это стихотворение. Вскоре я узнал, что Вы невеста. Это событие вызвало ряд стихотворений самых разноречивых, не чуждых горечи и даже озлобления... Упоминать о них не стоит".
Слайд 27
В 1897 г., в день рождения Анны Цаликовой Коста преподнёс имениннице
её портрет, написанный им. Портрет он начал писать ещё во Владикавказе в 1890 г., живя у Цаликовых. Прототип не желала позировать, ссылаясь на разные причины, однако всё дело было в обыкновенном женском кокетстве .
Слайд 28В 1898 г. Коста поселился в Пятигорске недалеко от Цаликовых. В
1901 г. здесь же, в зале со сценой при номерах Лейцингера, впервые была поставлена пьеса Коста "Дуня". Заглавную роль в премьерной постановке сыграла Анна Цаликова, считающаяся в коставедении первой исполнительницей роли Дуни. Играла она блестяще в спектакле, режиссёром которого был сам Коста.
Слайд 29«Все годы знакомства с Анной Цаликовой Коста не терял надежду вызвать
у неё ответное чувство, вместе с тем хорошо осознавая своё положение. Он писал: "Моё горе - горе совсем особого рода: общественно-социальное моё положение настолько "шатко", что всякая попытка связать с своею судьбою судьбу другого живого мыслящего существа - "безумие".»
Слайд 30 Благодарю тебя за искреннее слово,
Прости, прости навек!
- Отвергнутый тобой,
Я посох и суму благословляю снова,
Благословляю жизнь, свободу и покой!
Благодарю тебя! - Ты снова возвратила
Скитальцу бедному потерянное "я",
Мучительным "прости" ему ты озарила
Забытую стезю разумного бытья.
Теперь настрою вновь заброшенную лиру,
Забуду твой напев и незлобивый смех,
Начну по-прежнему я странствовать по миру,
Молиться и любить, любя, страдать за всех...
Слайд 31В конце концов Коста, поняв, что у его отношений с Анной
нет никаких перспектив, по-видимому, примирился с этой мыслью, во всяком случае, он больше не предпринимал попыток просить руки Анны Цаликовой. А в 1902 г. он и вовсе попросил руки дочери своего друга Иорама Хурумова Лёли Хурумовой и получил согласие. Браку помешала смерть Лёли, умершей в 22 года от туберкулёза.
Слайд 32Анна Цаликова продолжала учительствовать,
ездила за границу. Она так и не вышла
замуж
и умерла в 1914 г. после операции на почке.
Слайд 33
"Лет полтораста назад по улицам немецкого города Веймара прогуливались Бетховен и
Гёте. Навстречу им попадались короли, герцоги и князья, съехавшиеся в Веймар на какое-то празднество. Бетховен не обращал на них никакого внимания. Но Гёте почтительно с ними раскланивался. Бетховена это возмущало. Он считал, что не Гёте должен кланяться королям, а короли должны в ноги поклониться Гёте. Он говорил: "Королей много, а Гёте один". Но ведь это был Бетховен! Не всякому дано смотреть на вещи с такой высоты. Анна Цаликова была передовая и развитая девушка. Но отдавая предпочтение офицеру перед Коста, она, видимо, не сознавала, что офицеров много, а Коста - один".