Презентация, доклад по ораторскому искусству Практикум по риторике

Содержание

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ Цель занятия: научиться преодолевать страх перед выступлением, самовыражаться, заинтересовать своей неповторимой личностью. Задание 1. Составьте и произнесите РЕЧЬ «Я». Тема её – вы сами. Подсказка . Ваше выступление – это ваша визитная карточка. Цель её

Слайд 1ПРАКТИКУМ
РИТОРИКА

ПРАКТИКУМ РИТОРИКА

Слайд 2САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ
Цель занятия: научиться преодолевать страх перед выступлением, самовыражаться, заинтересовать

своей неповторимой личностью.

Задание 1. Составьте и произнесите РЕЧЬ «Я». Тема её – вы сами.

Подсказка .

Ваше выступление – это ваша визитная карточка. Цель её – познакомить с собой, представить себя, заинтриговать собой, по возможности обаять аудиторию. Найдите для такого хорошо знакомого вам предмета разговора, как информация о себе, своём характере, увлечениях, достоинствах и недостатках, неожиданный приём, ассоциацию, что- бы не только сообщить свои анкетные данные, но и наиболее искренне и полно представить свой внутренний мир. Итак, «заговори, чтобы я тебя познал», понял и заинтересовался тобой. (Русская пословица: конь узнается по езде, а человек по разговору).

На подготовку двух-, трёхминутной речи потратьте не более 10 минут. Вы впервые получили задание сочинить свое собственное выступление. И здесь и в дальнейшем, произнося тренировочные речи, руководствуйтесь следующим советом: написанный текст держите перед собой, лишь изредка заглядывая в него. Избегайте механического чтения. Внимание и сосредоточенность помогут вам удержать в памяти и воспроизвести написанное вами близко к тексту. Особенно важно не терять связь со слушателями, публично мыслить и активно выполнять свою действенную задачу.

Вспомним требование Петра Великого: «Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по написанному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была». И будем учиться говорить умно.
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ Цель занятия: научиться преодолевать страх перед выступлением, самовыражаться, заинтересовать своей неповторимой личностью. Задание 1. Составьте и

Слайд 3Произнесите правильно скороговорки
У Фили пили – Филю же и побили.
Полчетверти

четверика чечевицы без червоточины.
Вот топор, вот топорище, вот тут кнут, вот кнутовище.
С вишен галок поп пугая, в саду увидел попугая. Ты, поп, галок попугай, попугая не пугай.
Бык тупогуб, тупогубенъкий бычок, у быка бела губа была тупа.
Козел-мукомол кому муку молол, а кому не молол. От того, кому молол, получал ватрушки, от того, кому не молол, получал по макушке.

Произнесите правильно скороговоркиУ Фили пили – Филю же и побили. Полчетверти четверика чечевицы без червоточины. Вот топор,

Слайд 4
Маланья-болтунья болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь,
что

не скажешь: на дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова, не вместит двор дров – дрова выдворить.
И не скажешь: тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Однако прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке.
Значит, Маланья-болтунья зря болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не пере выскороговоришь.

Маланья-болтунья болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, что не скажешь: на дворе трава, на траве

Слайд 5
Береги честь смолоду, а то была у Фрола – Фролу

на Лавра наврала, пойдёт к Лавру – Лавру на Фрола наврёт, ведь язык без костей и от лжи не краснеет, без того красный.
У злой Натальи все люди канальи, а ещё говорит: «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ».
Береги честь смолоду, а то была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдёт к Лавру

Слайд 6
В четверг, четвёртого числа, в четыре с четвертью часа шли

три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича. Шли, шли, вдруг перед ними река – широка, как Ока. А на том берегу стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Увидали попы, рты раскрыли попы, закричали попы, побежали попы.
У страха глаза велики, пуганая ворона куста боится.

В четверг, четвёртого числа, в четыре с четвертью часа шли три попа, три Прокопия попа, три

Слайд 7
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».
Пришел

Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.
Везет Сеня Сaню с Соней в сaнкaх. Сaнки скок! Сеню – с ног, Сaню – в бок, Соню – в лоб. Все в сугpоб – хлоп!
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп

Слайд 8
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше,

шумливо шарят гроши.
Вылит колокол, да не по-колоколовски. Шит колпак, да не по-колпаковски. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.Вылит колокол, да не

Слайд 9
Забыл Панкрат Кондратьев под кроватью домкрат, а Панкрату Кондратьеву без домкрата

не поднять на тракте трактор.
Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.
Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии. Лигурийцы регулировщика ругали.
Забыл Панкрат Кондратьев под кроватью домкрат, а Панкрату Кондратьеву без домкрата не поднять на тракте трактор.Бомбардир бонбоньерками

Слайд 10
Лирики из городка Нерли на Нерли-реке читали лимерики.
Вахмистр с вахмистршей, ротмистр

с ротмистршей, прапорщик с прапорщицей, подпрапорщик с подпрапорщицей.
В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
У боярина бобра нет богатства, нет добра – два бобренка у бобра лучше всякого добра.
Из-под пригорка, из-под подвыподверта зайчик с приподвыподвертом переподвыподвернулся.
Лирики из городка Нерли на Нерли-реке читали лимерики.Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, прапорщик с прапорщицей, подпрапорщик

Слайд 11
Баркас примчался в порт Мадрас, Матрос принёс на борт матрас, В порту Мадрас

матрас матроса Порвали в драке альбатросы.
С вишен галок  поп, пугая, в саду увидел попугая, мимо Пахом ехал  верхом. Увидал Пахом, стал браниться с попом: «Ты, поп, галок попугай, попугая не пугай». Но пустой голове всё трын трава.
Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит, но всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь
Баркас примчался в порт Мадрас, Матрос принёс на борт матрас, В порту Мадрас матрас матроса Порвали в

Слайд 12Задание 3. Реклама.
Произнесите следующие объявления так, чтобы они звучали как

реклама. Предварительно подумайте, что Вы таким образом могли бы рекламировать.
Разрекламируйте, заинтересуйте, ознакомьте, объявите, удивите.
Проанализируйте, у кого из вас получилось лучше. Почему?

1. Бранденбургские рододендроны из дендрария!
2. Либретто «Риголетто»!
3. Король Орёл!
Задание 3. Реклама. Произнесите следующие объявления так, чтобы они звучали как реклама. Предварительно подумайте, что Вы таким

Слайд 13
Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под

пером
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.
Грабли – грести, метла – мести, весла – везти, полозья – ползти.
Архип осип. Осип охрип.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа тупа.
Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером Фараонов фаворит на сапфир сменял

Слайд 14Внимательно прочтите пословицы и поговорки

Язык разум открывает.
Человеческое слово стрелы острее.


Пулей попадешь в одного, а метким словом – в тысячу.
Живое слово дороже мертвой буквы.
Не спеши языком – торопись делом.
Ласковым словом и камень растопишь.
Хорошо верёвка длинная, а речь короткая.
Язык до Киева доведет.
Язык мой – враг мой.
За твоим языком не поспеешь босиком.
Выпустил словечко – не догонишь на крылечке.
Сказанное слово серебряное, несказанное – золотое.

Задание. Напишите речь на любую из выбранных пословиц (на 3 минуты). Подготовка речи – 15 минут.

Внимательно прочтите пословицы и поговоркиЯзык разум открывает. Человеческое слово стрелы острее. Пулей попадешь в одного, а метким

Слайд 15 Замените слова на эвфемизмы.
Задание 4. Тренинг на умение создавать

ЭВФЕМИЗМЫ.

Подсказка . ЭВФЕМИЗМЫ – мягкие эквиваленты достаточно резких слов или выражений, которые предпочтительно завуалировать, т.е. это синонимы, смягченные по смыслу.
Цель тренинга научиться пользовать «мягкими» словами для избегания конфликтных ситуаций.
Например, вместо «Он умер» лучше сказать «Он ушёл из жизни». Слово «бедный» заменить на «нуждающийся»,
или сказать «он из категории самых незащищенных людей».
Замените слова на эвфемизмы. Задание 4. Тренинг на умение создавать ЭВФЕМИЗМЫ.  Подсказка . ЭВФЕМИЗМЫ –

Слайд 16
Бродяга –
Вредный –
Скупой –
Маленькая ростом –
Вульгарная кофта


Хитрый поступок –
Странный –
Старый –
Инвалид –
Дебил –
Трусливый –
Урод –
Слабая женщина –
Пьяница –
Грубый –
Толстый –
Жирная –
Худющая –
Гей –

Низкий –
Чайник –
Ты все напутал –
Он не красивый, мне он не нравиться –
Нюня –
Тупой –
Стерва –
Нужно –
Страшно –
Неудача –
Провал –
Провальный –
Ненадежный –
Выскочка –
Дешёвая вещь –
Безалаберный –
Безответственный –

Бродяга – Вредный – Скупой – Маленькая ростом – Вульгарная кофта – Хитрый поступок – Странный –

Слайд 17
Бродяга – человек без определённого места жительства
Вредный – человек с

характером
Скупой – бережливый
Маленькая ростом – миниатюрная
Вульгарная кофта – смелый фасон
Хитрый поступок – мудрое решение
Странный – загадочный
Старый – человек преклонного зрелого возраста
Инвалид – человек с ограниченными способностями
Дебил – человек с недоразвитыми умственными способностями
Трусливый – осторожный
Урод – малоприятной наружности
Слабая женщина – хрупкая
Пьяница – увлекающийся алкоголем
Грубый – брутальный
Мот – любящий тратить деньги
Толстый – крупный
Жирная – пышечка, большого размера


Худющая – тонкая, стройная
Гей – человек нетрадиционной ориентации
Низкий – не высокий
Чайник – начинающий водитель
Ты все напутал – не продумал
Он не красивый, мне он не нравиться – это не мой тип мужчины
Нюня – меланхолик
Тупой – человек с неразвитой реакцией, недогадливый
Стерва – женское самолюбие
Нужно – желательно
Страшно – тревожно
Неудача – неполная победа
Провал – затруднительное положение
Провальный – неэффективный
Ненадежный – изменчивый
Выскочка – человек с амбициями
Дешёвая вещь – доступная вещь
Безалаберный – неаккуратный, не достаточно прилежный
Безответственный – рискованный

Бродяга – человек без определённого места жительства Вредный – человек с характером Скупой – бережливый Маленькая ростом

Слайд 18 Определите значение следующих фразеологизмов
без сучка без задоринки
ни в

зуб ногой
идти в гору
вавилонское столпотворение
время – деньги
зеленая улица
без изюминки
втирать очки
земля обетованная
соль земли
полезное с приятным
перемывать косточки
краеугольный камень
крылатые слова
казанская сирота



Какую функцию выполняют в речи фразеологизмы?

притча во языцех
прокрустово ложе
сжечь корабли
синий чулок
ярмарка тщеславия
плоть и кровь
гомерический хохот
бразды правления
всю подноготную
медовый месяц
попасть впросак
убить время
держать ухо востро

Определите значение следующих фразеологизмов без сучка без задоринки ни в зуб ногой идти в гору вавилонское

Слайд 19 Используя только глаголы, составьте определенный сюжет.
Например. Очнулась. Взглянула.

Обомлела. Проспала. Вскочила. Разогрела. Выскочила. Помчалась. Догнала. Доехала. Поднялась. Уселась. Позвонила. Вздохнула. Успокоилась.
Тема:
Урок
Магазин
Друзья (друг, подруга)
День рождения
На катке
Волейбол


Используя только глаголы, составьте определенный сюжет. Например. Очнулась. Взглянула. Обомлела. Проспала. Вскочила. Разогрела. Выскочила. Помчалась. Догнала.

Слайд 20Чем отличаются данные однокорневые синонимы в эмоционально-стилистическом отношении? Придумайте с ними

предложения, выделяя это различие.

лицо – лик
куда – куды
немедленно – немедля
сторож – страж
тлен – тление
торговец – торгаш
учёба – ученье
Пример. А у Ули глаза были большие, тёмно-карие, – не глаза, а очи.
Он не ел, а вкушал

Чем отличаются данные однокорневые синонимы в эмоционально-стилистическом отношении? Придумайте с ними предложения, выделяя это различие.лицо – лик

Слайд 21Подберите эпитеты для слова глаза («эпитет» в переводе с греческого «прибавленное,

приложенное»).

Подсказка . Образное, красочное определение усиливает выразительность и образность речи, подчеркивает признаки предмета, обогащает содержание высказывания. Произносите по очереди свои словосочетания, наполняя внутренним видением, а значит и отношением, создаваемый образ.
Замечено что если выступающий хочет воздействовать на разум слушателей, то он использует имена существительные, на волю – глаголы, на эмоции – прилагательные.

Найдите многочисленные прилагательные к выбранным словам – дорога, голос и др. Передавайте эпитетами образ предмета, явления, постарайтесь мысленно увидеть его, почувствуйте себя художником, рисующим картину:
Роза гордая, стыдливая, царственная, поникшая, брошенная...
Дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, косые...

Подберите эпитеты для слова глаза («эпитет» в переводе с греческого «прибавленное, приложенное»). Подсказка .  Образное, красочное

Слайд 22Глаза
Например:
сапфирные
сердоликовые
васильковые
агатовые
медовые
оливковые
янтарные
стеклянные
оленьи


хитрющие
лучистые
бездонные

большие
выразительные
удивительные
яркие
непроницаемые
глубокие
узкие
Внимательные…



Глаза Например: сапфирные сердоликовые васильковые агатовые медовые оливковые янтарные стеклянные оленьи хитрющие лучистые бездонные большиевыразительныеудивительныеяркиенепроницаемыеглубокиеузкиеВнимательные…

Слайд 23Социально-бытовое красноречие.
Задание 4. Напишите и произнесите текст ПОЗДРАВИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ. Обязательно

используйте известные вам риторические фигуры, чтобы добиться эмоционального разговорного стиля.
Тема вашей поздравительной речи
«Свадебное поздравление»,
«Поздравление с юбилеем или с днем рождения»,
«Хвалу Дуракам» (в честь 1-го апреля),
«Юбилей города».
Как и в предыдущих заданиях, речь должна быть рассчитана на 2–3 минуты, на подготовку дается 10 – 15 минут.

Социально-бытовое красноречие. Задание 4. Напишите и произнесите текст ПОЗДРАВИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ. Обязательно используйте известные вам риторические фигуры, чтобы

Слайд 24Подсказка
Образец поздравительной речи 1:
«ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ДНЁМ ТЕАТРА»

Театр! Волшебное

слово – театр! Сладостный, неповторимый, божественный...
За тобой – судьбы людей, опыт столетий. Мы смеёмся с тобой и плачем, умираем и вновь рождаемся... Вместе с нами идут по жизни суровый Гамлет и добрый Дон-Кихот.
Театр, ты целый мир, ты вечен! Сегодня – твой день. Ты знал свои взлёты и падения, звёздные часы и эпоху безвременья. Но, несмотря ни на что, ты жив, и живо среди людей восприятие театра как дарованного свыше чуда.
Что пожелать тебе? Конечно же, всегда быть новым, непредсказуемым, желанным!
Ну а нам всем – почаще
встречаться с этим праздником, имя которому – театр!

ПодсказкаОбразец поздравительной речи 1: «ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ДНЁМ ТЕАТРА» Театр! Волшебное слово – театр! Сладостный, неповторимый, божественный... За

Слайд 25
Образец поздравительной речи 2: «ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ЗАЧЁТОМ ПО РИТОРИКЕ»


Декабрь! Зима! Пора предновогодних праздников, пора волнений и ... зачётов!
И собрались сегодня мы, чтоб испытание пройти.
Друзья мои! Я поздравляю вас!
Ведь мы – избранники судьбы. Не всем дана возможность искусством слова овладеть и в мастерстве сем преуспеть.
Прошли мы курс риторики, да так успешно, что словом нынче мы повелеваем.
Как не поздравить вас с учителем, который щедро, терпеливо открыл законы мастерства и разбудил сегодняшних Сократов и Платонов!
Сегодня были вы красноречивы все, но и потом вам будут по плечу возвышенные речи.
Друзья мои! Я поздравляю вас! Не всем отмерен этот путь счастливый. А мы – избранники судьбы.
Воскликнем дружно, не тая: Хвала риторике! Риторике хвала!
Образец поздравительной речи 2:  «ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ЗАЧЁТОМ ПО РИТОРИКЕ» Декабрь! Зима! Пора предновогодних праздников, пора волнений

Слайд 26Подсказка .
Поздравительная речь пишется по следующей схеме.

1. Вступление. Обращение

к собравшимся. Сообщение повода.
2. Главная часть:
а) история жизни юбиляра или праздничного события;
б) изложение достоинств и достижений;
в) пожелания юбиляру.
3. Заключение. Тост или здравица.

Подсказка . Поздравительная речь пишется по следующей схеме. 1. Вступление. Обращение к собравшимся. Сообщение повода. 2. Главная

Слайд 27СОГЛАСОВАНИЕ РЕЧИ С АДРЕСАТОМ
Цель занятия: научиться создавать речи, рассчитанные на

разные аудитории.
Задание 1. Вспомните, какие бывают аудитории по объёму, социальному и возрастному составу, по интересам, интеллекту, целям и т.д.
Определите, какой аудиторией является ваша студенческая группа (соборной или сборищной), какой пафос подойдет для произнесения речи в такой аудитории?
СОГЛАСОВАНИЕ РЕЧИ С АДРЕСАТОМ  Цель занятия: научиться создавать речи, рассчитанные на разные аудитории. Задание 1. Вспомните,

Слайд 28Задание 2. Тренинг «комплимент»
Сядьте в круг и внимательно посмотрите на сидящего

справа. Найдите в нём достоинства и скажите ему комплименты.
Начинает любой из членов группы.
Человек, которому сделан комплемент, должен поблагодарить и сказать комплимент следующему студенту, сидящему рядом.
Задание 2. Тренинг «комплимент»Сядьте в круг и внимательно посмотрите на сидящего справа. Найдите в нём достоинства и

Слайд 29Задание 3. Пишем «любовное» письмо
Напишите любовное письмо девушке или молодому человеку,

зная, что он (она):
– визуал;
– аудиал;
– рационалист (дигитал);
– кинестетик.
Для удобства можно воспользоваться таблицей.

Задание 3. Пишем «любовное» письмоНапишите любовное письмо девушке или молодому человеку, зная, что он (она): – визуал;

Слайд 30Все правильно

Все правильно

Слайд 31Письмо девушке-визуалу
Солнце моё!
Я уже давно не видел тебя, но твой

образ по-прежнему у меня перед глазами. Я вижу, как лучик света играет в твоих чистых каштановых волосах, как блики отражаются в зелёной глубине твоих глаз... Твоя красота затмевает всё вокруг меня. Ты позволила мне взглянуть на мир другими глазами, ты открыла мне новые горизонты... Лишь только я закрываю глаза и начинаю мечтать о тебе, я вижу, как мы идем по сказочно красивому осеннему парку, глядим друг на друга, на рыжие и золотые листья, летящие вокруг нас, – и перед нами открывается яркая дорога будущей жизни... Я люблю тебя и надеюсь, что мы скоро увидимся...
Письмо девушке-визуалуСолнце моё! Я уже давно не видел тебя, но твой образ по-прежнему у меня перед глазами.

Слайд 32Письмо мужчине-дигиталу
Давно не решалась тебе написать, однако пришла к выводу, что

нужно сделать этот шаг. Мы с тобой взрослые, серьёзные люди и прекрасно осознаем, что вместе нам лучше. Сейчас наша жизнь обрела смысл. Будучи реалистами, думаю, мы оба понимаем, что наша встреча не могла произойти случайно. И наши отношения развиваются не как отношения просто знакомых людей. В них определённо присутствует что-то большее. Я долго размышляла и пришла к выводу, что нам нужно сделать следующий шаг, думаю, ты понимаешь меня. Мы вместе уже полгода, и нам пора оформить наши взаимоотношения. Кроме того, ребёнку нужен отец, и я не знаю никого более
достойного на эту роль, чем ты. К тому же вместе легче вести хозяйство. Одно из моих самых лучших воспоминаний – наши прогулки по мелкооптовому рынку (помнишь, как мы покупали телевизор на новогодней распродаже).
С уважением любящая и понимающая тебя Людмила.

Письмо мужчине-дигиталуДавно не решалась тебе написать, однако пришла к выводу, что нужно сделать этот шаг. Мы с

Слайд 33КОМПОЗИЦИЯ РЕЧИ. РЕЧЬ ПО КОНТРАСТУ
Подсказка . Построение речи по контрасту

используется чаще всего в политической (агитационной, митинговой, диалектической) речи, а также в академической речи при выявлении спорных вопросов научного знания.

Композиция речи по контрасту может быть следующей:
1. Вступление. Обоснование темы. Указания на аспекты её решения.
2. Главная часть (ответ на вопрос, поставленный в теме).
а) Выдвижение первого тезиса, аргумент № 1, вывод № 1, аргумент № 2, вывод № 2 и т.д.;
б) выдвижение антитезиса № 1, аргументы, выводы.
3. Заключение. Общий вывод.

В речи используются прямые доказательства, а также косвенные доказательства (от противного, сведение к абсурду), применяется также двухсторонняя аргументация, логические и психологические аргументы, нисходящая аргументация (сильные, затем слабые аргументы), индукция (от конкретного к общему).
В контрастной речи применяется односторонняя аргументация (позитивные с вашей точки зрения аргументы), оппонент – воображаемый, вымышленное лицо, т.е. это приём «чучела оппонента».
Антитезис доказывается вскользь и 1–2 раза при особой противоречивости, а доминирует позитивная аргументация (дедуктивная от общего к частному). Можно использовать тропы, аксиомы.

КОМПОЗИЦИЯ РЕЧИ. РЕЧЬ ПО КОНТРАСТУ Подсказка . Построение речи по контрасту используется чаще всего в политической (агитационной,

Слайд 34
Задание 1. Выберите одну из предложенных тем.
Темы для контрастной речи:

«Восток и Запад», «Москва и Петербург», «Белое и Чёрное море», «Марфа и Мария»,
«Масленица и Пасха», «Бедность и богатство».

Задание 2. Составьте примерную схему речи по контрасту и план, по которому вы будете составлять речь.
Для этого выделите противоположности в теме, найдите главные характеризующие черты первого явления, а затем – второго явления. Выстраивайте антиномии.


Подсказка . Примерная схема для контрастной речи «Москва–Петербург».
1. Вступление.
2. Основная часть.
а) мужское – женское, отец – мать;
б) столица Северная – столица Южная;
в) Европейское – Азиатское;
г) строгая архитектура – «пёстрый стиль»;
д) Петербург – культурная столица, Москва – экономическая и политическая и т.д.;
е) тепло – холод;
ж) свобода – порядок;
з) белый камень – гранит;
и) кольцо – прямая.
3. Заключение. Общий вывод.


Задание 1. Выберите одну из предложенных тем. Темы для контрастной речи: «Восток и Запад», «Москва и Петербург»,

Слайд 35речь по контрасту
Напишите и отрепетируйте речи по контрасту в усложнённых вариантах.

Подготовьте и произнесите речь на одну из тем по выбору.
1. «Богатство и бедность – равновеликие ценности».
2. «Марфа и Мария. В чём смысл бытия?».
3. «Москва и Петербург – две столицы России, две половинки русской души».

речь по контрастуНапишите и отрепетируйте речи по контрасту в усложнённых вариантах. Подготовьте и произнесите речь на одну

Слайд 36АРГУМЕНТАТИВНАЯ РЕЧЬ
Задание 1. Составьте речь по схеме на тему: «Завтра,

завтра, не сегодня – так ленивцы говорят».

Анализ темы. Почему многие любят всё откладывать? (смысл пословицы).

II. Причины:
1) недостаток чувства долга и любви к добру;
2) легкомыслие, надежда на то, что всё можно успеть сделать «за один присест»;
3) изнеженность, непривычка к постоянным усилиям и преодолению трудностей;
жажда удовольствий, «коим в жертву приносится долг», отвращение от всего, что кажется неинтересным.

III. Следствия:
1) кто откладывает работу, тот удваивает тяжесть труда;
2) многое, что не сделано вовремя, уже безвозвратно упущено;
отложенная работа выполняется всегда спешно, кое-как;
4) настроение портится:
а) оттого, что долг не выполнен;
б) от предчувствия ещё более тяжелых усилий, которые понадобятся, чтобы успеть справиться;
5) теряется доверие начальства, сотрудников, подчиненных: они обнаруживают нашу слабость.

АРГУМЕНТАТИВНАЯ РЕЧЬ Задание 1. Составьте речь по схеме на тему: «Завтра, завтра, не сегодня – так ленивцы

Слайд 37Аргументативная речь
Подсказка . Речь по контрасту и диалектическая речь относятся к

единому типу – аргументирующей речи. Разница определяется доминированием признаков.

Общее:
Цель – убедить собеседников.
Содержание речи – аргументация, доказательства в пользу своей позиции.
Особенность – заострённость позиции, усиление аналитики, информативная значимость, возможность представить
разные точки зрения по одному вопросу, повышенная логическая точность.
Структура аргументативной речи:
а) тезис;
б) аргумент № 1;
в) иллюстрация:
– аргумент № 2, пример;
– аргумент № 3, пример;
г) вывод.

Аргументативная речьПодсказка . Речь по контрасту и диалектическая речь относятся к единому типу – аргументирующей речи. Разница

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть