Презентация, доклад по методике русского языка на тему Творческий диктант как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий

Содержание

Что такое диктант?Диктант - это вариант письменного задания, при котором обучающиеся пишут различные тексты под диктовку преподавателя.Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования различных умений и навыков. Диктант, как правило, проводится по связному

Слайд 1Творческий диктант как средство формирования коммуникативных УУД
Учитель руссого языка и литературы

МБУ “Школа № 5”
Бегутова Валентина Михайловна

г.о. Тольятти - 2017 г.

Творческий диктант как средство формирования коммуникативных УУДУчитель руссого языка и литературы МБУ “Школа № 5” Бегутова Валентина

Слайд 2Что такое диктант?
Диктант - это вариант письменного задания, при котором обучающиеся

пишут различные тексты под диктовку преподавателя.

Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования различных умений и навыков.

Диктант, как правило, проводится по связному тексту. Текст должен быть понятен, интересен по содержанию и форме изложения. Он должен содержать новую информацию об окружающем мире и иметь воспитательное значение.
Что такое диктант?Диктант - это вариант письменного задания, при котором обучающиеся пишут различные тексты под диктовку преподавателя.Диктант

Слайд 3Диктант с изменением текста
Это любой диктант, при записи которого продиктованный

текст изменяется по заданию учителя:
выбирается указанный материал,
изменяются конструкции продиктованных предложений,
вставляются новые слова или словосочетания и т.п.
Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности, что помогает лучше понять и запомнить материал

Диктант с изменением текста Это любой диктант, при записи которого продиктованный текст изменяется по заданию учителя: выбирается

Слайд 4Виды творческих диктантов
Выборочный диктант

Распределительный диктант.

Выборочно-распределительный диктант

Виды творческих диктантов Выборочный диктантРаспределительный диктант.Выборочно-распределительный диктант

Слайд 5Виды творческих диктантов
Выборочный диктант - это письменная работа, в процессе

которой школьники из продиктованного текста выбирают и записывают слова, словосочетания или – реже - предложения на закрепляемое правило.
Распределительный диктант – это письменная работа, в процессе которой ученики записывают диктуемый текст, распределяя его по группам по указанию учителя.
Выборочно-распределительный диктант – это письменная работа, при выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного по группам.

Виды творческих диктантов Выборочный диктант - это письменная работа, в процессе которой школьники из продиктованного текста выбирают

Слайд 6Выборочный диктант
Бактерии. Вирусы.
1.Одноклеточные организмы
2.Имеет головку с ДНК и отростки
3.Ядерное

вещество присутствует в цитоплазме в «распыленном» состоянии
4.Не относятся ни к растениям, ни к животным
5.Могут функционировать только внутри других организмов
6.Бывают шаровидные, палочковидные и извитые
7.Бывают шаровидной, овальной, палочковидной и нитевидной формы
8.Размножаются простым делением
9.Размножаются внутри живой клетки
10.Имеют неклеточное строение
11.При неблагоприятных условиях образуют споры

 Ответ: 1 вариант-1б, 3б, 4в,б, 6б,8б,11б:
2 вариант , 2 в,4в,б, 5в,7в, 9в, 10в,.

Выборочный диктантБактерии. Вирусы.1.Одноклеточные организмы 2.Имеет головку с ДНК и отростки 3.Ядерное вещество присутствует в цитоплазме в «распыленном»

Слайд 7Распределительный диктант
Термины: 1.Туризм; 2. Рекреация; 3. Круиз; 4.«Индустрия туризма»; 5.Особый вид международного

туризма; 6. Европа
Диктант по географии по теме: «Мировой туризм»
1. Восстановление сил, отдых.
2. Путешествия, совершаемые с целью отдыха и познания различных областей своей страны или других стран и сочетаемые в ряде случаев с элементами спорта (спортивный т…)
3. Морское путешествие.
4. Сеть гостиниц, мотелей, туристических фирм, др.
5. Главный туристический регион мира.
6. Паломничество в священные места.

Ключ для проверки: 1. Рекреация; 2. Туризм; 3. Круиз; 4. «Индустрия туризма»; 5. Европа; 6. Особый вид международного туризма.


Распределительный диктантТермины: 1.Туризм; 2. Рекреация; 3. Круиз; 4.«Индустрия туризма»; 5.Особый вид международного туризма; 6. ЕвропаДиктант по географии по

Слайд 8Задание: выписать прилагательные, распределяя их по разрядам: качественные и относительные
Речь шла

о хлебе, о бережном отношении к великому дару земли. Я слушал, а сам вспоминал день, который не отмечен в календаре красной цифрой, а для меня на всю жизнь остался замечательным праздником. Мы возвращались из школы, дорога до детского дома была не близкой. Прежде чем свернуть на проселочную дорогу, мы обязательно заходили в сельмаг. Мы смотрели, что дают по продовольственным карточкам. Карточки – это простые бумажные талончики. Только если у тебя их нет, то и купить даже хлеба ты не можешь. Так вот, в тот памятный день 1947 года мы купили буханку хлеба без всяких талончиков. В этот день была отменена в нашей стране карточная система.

Выборочно-распределительный диктант

Задание: выписать прилагательные, распределяя их  по разрядам: качественные и относительныеРечь шла о хлебе, о бережном отношении

Слайд 9Качественные прилагательные
бережном
великому
красной
замечательным
не близкой
простые
памятный
Отностиельные прилагательные
детского
проселочную
продовольственным
бумажные
карточная

Качественные прилагательныебережномвеликомукраснойзамечательнымне близкойпростыепамятныйОтностиельные прилагательныедетскогопроселочнуюпродовольственнымбумажныекарточная

Слайд 10Виды творческих диктантов по развитию речи
Творческий диктант
Свободный диктант
Диктант по аналогии

Виды творческих диктантов  по развитию речиТворческий диктантСвободный диктант Диктант по аналогии

Слайд 11Виды творческих диктантов по развитию речи
Творческий диктант – это запись текста

под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя.
Свободный диктант – это промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно.
Диктант по аналогии – это такая творческая работа, в процессе которой ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию.

Виды творческих диктантов по развитию речиТворческий диктант – это запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным

Слайд 12Творческий диктант.
Восстановить первоначальный текст, поставив слова с основой на шипящий в

единственном числе.
Летние ночи коротки. Скоро первые лучи солнца заглянули в палатку и разбудили меня. Товарищи мои забрались под плащи и крепко спали. Я поглядел на шалаши, где спали сторожа. Там было тихо. На берегу речки шуршали камыши. Над моей головой пролетели стрижи.
Творческий диктант.Восстановить первоначальный текст, поставив слова с основой на шипящий в единственном числе.Летние ночи коротки. Скоро первые

Слайд 13Летняя ночь3 коротка. Скоро первый луч2 солнца заглянул в палатку и

разбудил меня. Товарищ2 мой забрался под плащ2 и крепко спал. Я поглядел на шалаш2, где спал сторож2. Там было тихо. На берегу речки шуршал камыш2. Над моей головой пролетел стриж2.

Летняя ночь3 коротка. Скоро первый луч2 солнца заглянул в палатку и разбудил меня. Товарищ2 мой забрался под

Слайд 14Диктант по аналогии
После проведения наблюдений и беседы написать о калине, рябине

или черемухе.
Абрикосовое дерево расцвело – оно стало удивительно нарядным. Все его веточки, унизанные розово-белыми цветами, выглядели невесомыми. Подуй ветер – не станет нарядного дерева: унесет он его весенний наряд за тридевять земель.
Вскоре цветы дали завязь, - это были маленькие абрикосики, на вкус горьковато - кислые. Завязь облепила все веточки - отяжелело дерево. Зеленые абрикосы с утра до вечера глядели на солнце, сами становились похожими на маленькие кусочки солнца. Золотом отливали бесчисленные плоды.
Диктант по аналогииПосле проведения наблюдений и беседы написать о калине, рябине или черемухе.Абрикосовое дерево расцвело – оно

Слайд 15Рябиновое дерево расцвело – оно стало удивительно нарядным. Все его веточки,

унизанные гроздьями мелких желотвато-белых цветов, выглядели, как вязаное кружево. Но подуй ветер – полетят мелкие лепесточки: унесет он его весенний наряд за тридевять земель.
Вскоре цветы дали завязь, - это были гроздья мелких темных ягодок, очень горьких на вкус. Завязи облепили все веточки - отяжелело дерево. Быстро пожелтевшие ягодки с утра до вечера глядели на солнце, постепенно становились красными. Рубинами сияли бесчисленные кисти. Вот будет радости птицам поздней оченью и зимой!

Рябиновое дерево расцвело – оно стало удивительно нарядным. Все его веточки, унизанные гроздьями мелких желотвато-белых цветов, выглядели,

Слайд 16Краткая характеристика культуры Западного Средневековья
- Господствующая роль религии и церкви в

обществе. Человек рассматривается как греховное существо, требующее прежде всего спасения души, очищения перед Богом. Роль искусства в основном рассматривается как способ прославить Бога. Церкви же приписывается роль единственного посредника между людьми и Богом.
-- Потеряно много достижений античности. Однако зародились и развились национальные культуры народов Европы, базировавшиеся на фольклоре.
В феодальной среде возникает рыцарская культура. Рыцарский кодекс отражен в жанрах литературы, возникающие в средние века. Эти жанры создают культ Прекрасной Дамы, высоких чувств, благородства, воинской доблести. Популярные сюжеты поэзии трубадуров - о короле Артуре и рыцарях «Круглого стола», рыцаре Ланселота, Тристане и Изольде.
Впервые в западной культуре возникает высшее образование - первые европейские университеты.
Большим достижением средневековья стала также готическая архитектура (собор Парижской Богоматери). Главная особенность готической архитектуры - направленность здания вверх, к небесам, легкость, «оторванность» от земли.
В рамках развития национальных культур были составлены бесценные образцы героического эпоса европейских народов: «Песня о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», “Слово о полку Игреве”, «Песнь о моем Сиде».
Выдающиеся представители культуры средневековья: Микеланджело Буонаротти, Иероним Босх, Лоренцо Бернини, Андрей Рублев, Джефри Чосер, Фома Аквинский (философ), Джованни Боккаччо, Данте Алигьери и другие.




Краткая характеристика русской культуры 12 века
Синтез двух религиозных систем – христианства, и язычества, которое было основой культуры славянских племен.Наряду с христианскими мотивами в искусстве этого периода все еще присутствовали природные мотивы, свойственные язычеству – почтительное уважение к природе, к животным, птицам. В отдаленных регионах и деревнях процветало язычество и народные промыслы.
Начавшийся в 11 веке процесс развития грамотности. В целом, культура Руси в 12 веке во многом переняла традиции Византии и Греции, откуда и было перенято христианство. Основная концепция - показать бренность земной жизни в противовес важности жизни духовной.
Архитектура 12 века. От Византии Русь переняла традицию купольно-крестовой формы храмов, которые начали строиться повсеместно. Однако в 12 веке архитектура Руси начинает несколько отходить от византийских традиций и принимать свои собственные, уникальные черты. Этому способствует рост феодализма и феодальной раздробленности, который в 12 веке принимает огромные масштабы. Каждый князь не просто желает получить власть, он стремиться сделать вверенные ему территории самыми красивыми, помпезными – начинают строиться храмы, в которые князья вкладывают огромные суммы денег, архитектура становится все более изощренной, более помпезной, что не свойственно греческим и византийским храмам.
Иконопись теперь становится русской – если раньше на Руси работали, в основном, греческие или византийские мастера, то теперь появляются свои собственные иконописцы, которые привносят новые традиции и элементы
Литература в 12 векем представляет собой переводы различных греческих трактатов. 12 веке появляется первая русская летопись – Повесть Временных Лет. Нестор Летописец. “Слово о полку Игореве”, “Слово о законе и багодати”

Краткая характеристика культуры Западного Средневековья- Господствующая роль религии и церкви в обществе. Человек рассматривается как греховное существо,

Слайд 17Зрительно-слуховые диктанты
Зрительно-слуховые диктанты начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем

идёт поиск и объяснение орфограмм.
Восстановленный диктант – это работа по связному тексту, в процессе которой школьник сначала прослушивает предложенный отрывок, затем пишет по нему выборочный диктант и наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям.
Самодиктант или письмо по памяти: учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.
Немой диктант - один из видов терминологического диктанта, когда по условным обозначениям или иллюстациям ученики записывают прежде изученные термины и явления. Этот вид диктанта универсален.
Зрительно-слуховые диктанты Зрительно-слуховые диктанты начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм.Восстановленный диктант

Слайд 18Зрительно-слуховые диктанты
Восстановленный диктант.
Самодиктант или письмо по памяти
«Немой» диктант

Зрительно-слуховые диктанты Восстановленный диктант.Самодиктант или письмо по памяти«Немой» диктант

Слайд 19Восстановленный диктант.
Восстановить текст в тех же синтаксических конструкциях по выписанным именам

числительным.

...почти 150 миллионам километров.
...по 30 километров, ...14000 лет.
...100 километров в час, ... через 170 лет.
... 100 километров в час, ... через 17 с лишним лет.
... 350 метров в секунду, ... за 14 лет.
Восстановленный диктант.Восстановить текст в тех же синтаксических конструкциях по выписанным именам числительным....почти 150 миллионам километров. ...по 30

Слайд 20Расстояние от Земли до Солнца равно почти 150 миллионам километров. Пешеход,

преодолевая ежедневно по 30 километров, шел бы до Солнца 14000 лет. Поезд, идущий без остановок со скоростью 100 километров в час, достиг бы Солнца через 170 лет. Самолет, летящий со скоростью 100 километров в час, долетел бы до Солнца через 17 с лишним лет. Звук, достигающий в атмосфере скорости 350 метров в секунду, от Земли до Солнца дошел бы за 14 лет.

Расстояние от Земли до Солнца равно почти 150 миллионам километров. Пешеход, преодолевая ежедневно по 30 километров, шел

Слайд 21«Немой» диктант Правописание безударной непроверяемой гласной в корне слова (11 класс)

«Немой» диктант Правописание  безударной непроверяемой  гласной в корне слова (11 класс)

Слайд 41Абажур, бакалея, вентиляция, вереница, вестибюль, горизонт, дизентерия, калитка, каморка, канифоль, кощей,

лотерея, облигация, периферия, поликлиника, ромштекс, ротапринт, экскаватор, эскалатор, эстакада.

Абажур, бакалея, вентиляция, вереница, вестибюль, горизонт, дизентерия, калитка, каморка, канифоль, кощей, лотерея, облигация, периферия, поликлиника, ромштекс, ротапринт,

Слайд 42Список использованных источников
http://mirznanii.com/a/173939/vidy-diktantov-metodika-ikh-provedeniya
https://infourok.ru/geograficheskie_diktanty_7_klass-313412.htm
Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. - М.

Рольф. 2001.
https://infourok.ru/material.html?mid=13013
http://www.uchportal.ru/load/32-1-0-38372
https://infourok.ru/istoricheskie_tematicheskie_diktanty_k_urokam_istorii.-401465.htm
Список использованных источниковhttp://mirznanii.com/a/173939/vidy-diktantov-metodika-ikh-provedeniyahttps://infourok.ru/geograficheskie_diktanty_7_klass-313412.htmГолуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. - М. Рольф. 2001.https://infourok.ru/material.html?mid=13013http://www.uchportal.ru/load/32-1-0-38372https://infourok.ru/istoricheskie_tematicheskie_diktanty_k_urokam_istorii.-401465.htm

Слайд 43Благодарю за внимание

Благодарю за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть