Слайд 2 Как сделать, чтобы годы учения, годы детства, отрочества и
юности стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь?
Точка опоры – это прежде всего обретение достоинства…
В.Ф.Шаталов
Слайд 3Цель: теоретически обосновать, а затем практически апробировать изучение нового материала
Актуальность: использование
опорных конспектов активизирует мыслительные навыки обучающихся и повышает уровень их знаний; помогает применять полученные навыки на разных этапах обучения
Слайд 4Понятие «опорный конспект»
Понятие «опорный конспект» ввел в мир методики преподавания педагог-новатор
В.Ф. Шаталов. Он впервые стал применять и дал теоретическое обоснование ассоциативным конспектам.
Опорный конспект – это система сигналов в виде краткой условной записи. Кроме единиц информации и различных связей между ними, в опорный конспект обязательно вводятся знаки, которые напоминают о примерах, опытах, используемых для конкретизации теоретического материала.
Слайд 6Система Шаталова
Основными требованиями к
составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова, являются:
лаконичность
структурность
унификация,
автономность блоков
использование привычных ассоциаций и стереотипов
непохожесть
простота
Слайд 7Назначение опорного конспекта
Слайд 8Основа опорного конспекта
Содержание опорного конспекта — информация, представленная в опорном конспекте.
Текст опорного
конспекта — совокупность обозначений, составляющих опорный конспект.
Ключевые слова — понятия, содержащие смысловую основу опорного конспекта
Слайд 10Структура опорного конспекта
Лаконичность. В опорном конспекте должно содержаться не более 400
знаков. В конспекте отражается самое главное по данной теме (опоры выражены символами, схемами, формулами, ассоциациями).
Структурность - укрупнение дидактических единиц знания. Материал излагается блоками (связками) и содержит 4 – 5 связок. Их расположение должно быть удобным и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.
Слайд 11Структура
Унификация – это использование единой символики по одному предмету. Удобно использовать
определенные знаки для обозначения часто повторяющихся слов
Автономность – это возможность воспроизводить каждый тематический блок отдельно, при этом практически не затрагивая другие
Слайд 12Структура
Привычные ассоциации и стереотипы. Удачный образ позволяет вспомнить тему по ассоциации.
Непохожесть - внесение разнообразия в опорные конспекты по структуре и графическому исполнению
Простота. Отсутствие замысловатых шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи. Буквенные обозначения сводятся к минимуму.
Слайд 13Основные этапы работы с опорными конспектами
постановка целей и задач
усвоение обозначений
определение
основных элементов
составление конспекта
работа с ключевыми словами
составление формулы конспекта
Слайд 15Инструкция по составлению опорного конспекта
Запишите название темы
Ознакомьтесь с изучаемым материалом по
тексту учебника, пособия, справочника
Выделите главное, составьте конспект в виде простых записей
Выберите ключевые слова или понятия, отражающие суть темы.
Изложите исходный текст , используя разные способы (слова, словосочетания, предложения, схемы, таблицы)
Продумайте способ «кодирования» знаний, выбрав для этого необходимые приемы (сокращение слов, графические обозначения)
Составьте опорный конспект
Слайд 17Порядок составления опорного конспекта
1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой
темы (текст учебника, карты, дополнительная литература)
2. Выделение главного, составление кратких записей.
3. Подбор опорных сигналов - слов, определённых знаков, графиков, рисунков.
4. Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование разного типа шрифтов
5. Составление опорного конспекта
Слайд 18Методика работы с опорным конспектом
конспект полностью «рождается» во время объяснения;
конспект заранее
заготовлен на доске частично;
конспект полностью заготовлен на доске.
самостоятельное составление конспекта по заданной схеме
Слайд 20Основные требования к содержанию и форме записи
• Полнота изложения материала
• Последовательность
и логичность в отражении
темы
• Лаконичность записи
• Структурирование записей - изложение материала
по пунктам в форме простого или сложного плана
• Расстановка акцентов - выделение ключевых слов,
понятий разными способами (шрифты, различные
цвета, графические приемы)
• Наглядность
• Связь с материалами учебника, справочника и
другими видами учебной литературы
Слайд 21
Мнемонические приемы
Мнемоника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем
образования искусственных ассоциаций
Разновидности мнемонических приемов:
жизненные ситуации;
ассоциации;
аббревиатура;
опорные слова, словосочетания;
логические цепочки;
символика.
Слайд 22Опора для запоминания
Создание жизненных ситуаций, аналогий при объяснении учебного материала облегчает понимание материала
и дает дополнительную опору для запоминания.
Ассоциация - система приемов, облегчающих запоминание и понимание учебного материала.
Аббревиатура применяется в опорном конспекте для выделения информации. При использовании аббревиатуры в опорном конспекте необходимо отражать приемы ее расшифровки.
Символика позволяет улучшить структуру представляемой информации. Примером символики могут служить хорошо знакомые учащимся значки
Логические цепочки используются в опорных конспектах и позволяют расширить причинно-следственные связи
Слайд 24Рабочая тетрадь – основа рабочего конспекта
С опорными конспектами рабочие тетради объединяет
знаковая форма представления учебной информации.
Рабочая тетрадь — особый жанр дидактических материалов, призванный активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Существенное отличие ее заключается в том, что в опорных конспектах учебная деятельность отражается в определенной логике, а в рабочей тетради она специально конструируется.
Слайд 25Функции рабочей тетради
Обучающая (формирует у учащихся необходимые компетенции)
Развивающая (развивает устойчивое внимание
на уроке, мышление, улучшает восприятие материала )
Воспитывающая (воспитывает аккуратность в ведении конспекта)
Формирующая (формирует навыки самоконтроля)
Рационализирующая (формирует навыки организации учебного времени)
Контролирующая (позволяет контролировать уровень формирования компетенций)
Слайд 26Использование «рабочей тетради»
Одним из средств управления мыслительной деятельностью являются листы рабочей
тетради, или сами рабочие тетради. В настоящее время рабочие тетради решают следующие образовательные задачи:
усвоение технических понятий;
приобретение практических умений и навыков;
формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля;
развитие мышления у учащихся;
контроль хода обучения.
Слайд 27Опорный конспект – справочное пособие
Опорные конспекты являются хорошим
справочным пособием , которое:
служит наглядным средством для изучения материала
обеспечивает возможность самостоятельной работы над изучаемым материалом
служит средством научной организации труда
упрощает восприятие теоретического материала
дает возможность успешно организовывать повторение - промежуточное и итоговое
Слайд 28Преимущества работы по опорным конспектам
1)качественно улучшаются результаты работы слабых учеников при
сохранении высоких результатов у сильных ребят;
2)активизируется мотивация учебной деятельности;
3)происходит формирование грамотной и осмысленной речи;
4)появляется системность при изучении программного материала, при выполнении домашнего задания
Слайд 29
Контроль на основе опорных конспектов
Многократное повторение материала
Промежуточный контроль - проверка знаний
по разделам
Систематический контроль - поурочный контроль
Слайд 30Значение опорного конспекта
Опоры могут быть самые разные, но общий принцип просматривается
чётко: даже слабый ученик может отвечать у доски достаточно свободно, не задерживая весь класс и не сбивая темпа урока.
Опорный конспект – это путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи. Опорный конспект позволяет ученикам свёртывать и развёртывать изучаемый материал, и сама эта операция, доступная каждому ученику, очень облегчает понимание и запоминание материала и исключает возможность зубрёжки.
Слайд 31Значимость мультимедийной техники
использование мультимедийной техники позволяет увеличить объем материала и повысить эффективность
восприятия. Компьютерные презентации учебного материала в виде опорных конспектов обеспечивают эффективность коммуникационного взаимодействия
Слайд 32Целесообразность применения опорных конспектов
Слайд 33Вывод
Использование опорных конспектов стимулирует:
работу над теоретической базой
индивидуальную работу на этапе изучения,
повторения и контроля, изучаемого материала
интенсификацию учебной деятельности (меньше времени тратится на решение организационных проблем и как следствие увеличивается объём работы, выполняемой учащимися);
ориентацию на личность учащегося
Слайд 34Презентацию подготовила:
Бойко Наталия Евгеньевна
Преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ КК КМСК
декабрь 2016