Презентация, доклад по методической теме

Содержание

Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Задачи:формирование у обучающихся интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение —

Слайд 1Обучение смысловому чтению на уроках литературы –условие формирования и развития универсальных

учебных действий обучающихся
Обучение смысловому чтению на уроках литературы –условие формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся

Слайд 2Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить

все детали и практически осмыслить информацию.

Задачи:
формирование у обучающихся интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства;
развитие воображения ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного;
формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно - речевые умения;
снятие эмоционального напряжения и тревожности в процессе обучения смысловому чтению и работы с текстом;
преображение личности учащихся через чтение подлинно художественных классических произведений и формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру;
чтение разнообразных по жанру и тематике произведений расширяющие кругозор и формирующие познавательные интересы детей.

Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.

Слайд 3«Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом».

А.А. Леонтьев
«Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом».

Слайд 4Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций. Когда ребенок

владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него

Слайд 5Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации,

овладению современными средствами, методами и технологиями работы. Новые условия порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Залог успеха - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире.
Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями

Слайд 6Работа с текстом строится по трём направлениям

Работа с текстом строится по трём направлениям

Слайд 71. Поиск и восстановление информации, понимание прочитанного.
общая ориентация в содержании текста

и понимания его целостного смысла(определение главной темы, общей цели или назначения текста; умение выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать идею, выражающую общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить (соотнести) основные части графика, таблицы, схемы, карты и т. п.; объяснить назначение рисунка, схемы; обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом и т. д.);

нахождение информации (умение пробежать текст глазами, определить его основные структурные компоненты, искать необходимую информацию, которая в тексте выражена иначе (в иной синонимической форме), чем в вопросе).
1. Поиск и восстановление информации, понимание прочитанного.общая ориентация в содержании текста и понимания его целостного смысла(определение главной

Слайд 82. Преобразование и интерпретация информации
 умения сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию

разного характера, обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов, делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключения о главной мысли текста.
2. Преобразование и интерпретация информации умения сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, обнаруживать в тексте доводы

Слайд 93. Рефлексия и оценка информации.
 В данной группе объединены умения:
рефлексия содержания текста (умения

связывать информацию, обнаруженную в тексте со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения или опровергающие точку зрения оппонентов);
рефлексия на форму текста (умения оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения
3. Рефлексия и оценка информации. В данной группе объединены умения:рефлексия содержания текста (умения связывать информацию, обнаруженную в тексте со

Слайд 10три этапа работы над текстом
I этап. Работа с текстом до чтения –

антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения):

- определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста. Чёткое понимание, что ученик знает и понимает на данный момент и умение сделать запрос на дальнейший прирост знаний отслеживается через таблицу «ЗХУ: знаю, хочу узнать, узнал» (технология РКМЧП);
- выделение героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, эпиграфу, «прочитывание» иллюстрации, сделанной к тексту с опорой на читательский опыт.
три этапа работы над текстомI этап. Работа с текстом до чтения – антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения):- определение

Слайд 11. II этап. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста:
- самостоятельное

чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя),
- выявление первичного восприятия (беседа, фиксация первичных впечатлений),
- выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Здесь уместен приём «чтение с остановками: что узнали из прочитанного? Что будет дальше?»

. II этап. Работа с текстом во время чтения1. Первичное чтение текста:- самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание,

Слайд 12 2. Перечитывание текста:
- медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его

отдельных фрагментов),
- анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и др.). Учителю необходимо научить школьников находить ключевые слова, а затем – определять их точное значение в данном тексте. У автора существуют способы выделения ключевых слов: это может быть подчёркивание, курсив или другой шрифт
- постановка уточняющих вопросов к каждой смысловой части и вопросов, прогнозирующих дальнейшее действие в развитии сюжета,
- беседа по содержанию текста. Особое внимание – к слову
- обобщение прочитанного, постановка к тексту обобщающих вопросов,
- выразительное чтение.

2. Перечитывание текста: - медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов),- анализ

Слайд 13III этап. Работа с текстом после чтения:
- концептуальная (смысловая) беседа по тексту. 
-

соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. На данном этапе уместны вопросы на установление причинно-следственных связей, или «толстые» вопросы (из технологии РКМЧП).
- выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. На этом этапе хорошее творческое задание на понимание идеи произведения и обобщения информации – составление синквейна (приём из технологии РКМЧП).
III этап. Работа с текстом после чтения:- концептуальная (смысловая) беседа по тексту. - соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения

Слайд 14Мцыри.
Одинокий. Несчастный. Мечтающий.
Страдает. Ищет. Проходит испытания.
Не соглашается с жизнью, которой живёт.
Бунтарь.

Мцыри.Одинокий. Несчастный. Мечтающий.Страдает. Ищет. Проходит испытания.Не соглашается с жизнью, которой живёт.Бунтарь.

Слайд 15Основные приемы осмысления текста:
Деление текста на части, его смысловая группировка и

приводят к выделению смысловых опорных пунктов, углубляющих понимание и облегчающих последующее запоминание материала.
Антиципация — предвосхищение или смысловая догадка.
Реципация — мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникших в процессе чтения.
Сжатие текста.
Выделение ключевых слов.
Анализ структуры текста.
Многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.
Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них (в самом тексте, путем воспоминания, рассуждения и умозаключения или путем обращения к учителю и сверстнику).
Постановка вопроса-предложения, сочетающего в себе вопрос и предположительный ответ на него.
Критический анализ и оценка (находит выражение в дополнениях к прочитанному, в сомнении или несогласии, в высказывании собственной позиции (мнения) и отстаивания ее).
Основные приемы осмысления текста: Деление текста на части, его смысловая группировка и приводят к выделению смысловых опорных

Слайд 16Виды работ над текстом
Чтение всего текста, отдельной части, абзаца.
Чтение, деление на

части.
Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
Чтение с сокращением текста. (Убрать предложения или слова, которые можно опустить.)
Сжатый пересказ.
Чтение цепочкой по предложению, абзацу.
Чтение вполголоса, жужжащее чтение.
Нахождение отрывка к рисунку, иллюстрации.
Ответы на вопросы.
Составление диафильма по прочитанному.
Инсценирование, т.е. чтения текста по ролям.
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Чтение самого красивого места в произведении.
Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
Чтение «выше нормы» (когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10—15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 120 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 150—155 слов в минуту).
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль произведения.

Виды работ над текстомЧтение всего текста, отдельной части, абзаца.Чтение, деление на части.Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного

Слайд 17Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
Чтение, нахождение

предложений, которые стали поговорками (для басни).
Беседа с сопровождением выборочного текста.
Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.
Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
Чтение названия рассказа. Как еще можно назвать?
Чтение по ролям.
Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе) .
Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
Чтение стихотворения, расстановка пауз.
Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
Нахождение в рассказе самого длинного слова.
Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
Чтение, пометка непонятных слов.
Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т. д.
Комбинированное чтение (учитель — учащиеся хором).
Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).Беседа

Слайд 18Наиболее эффективна постановка предварительных вопросов, так как с их помощью учащиеся

могут:

целесообразно изменить план текста при его пересказе;
сравнить содержание изученного текста с ранее усвоенным материалом;
установить причинные связи между явлениями;
совершенствовать свои умения рассуждать и делать самостоятельные выводы.

Наиболее эффективна постановка предварительных вопросов, так как с их помощью учащиеся могут: целесообразно изменить план текста при

Слайд 19Прием самопостановки вопросов к тексту
Позволяет рассматривать чтение и понимание учебного текста

как решение мыслительной задачи, суть которой заключается в умении обнаруживать и решать те проблемы, которые составляют содержание текста.

Прием самопостановки вопросов к тексту Позволяет рассматривать чтение и понимание учебного текста как решение мыслительной задачи, суть

Слайд 20Составление плана.
Достоинства плана перед другими формами записей:
самая короткая запись;
план нагляден и

обозрим;
восстанавливает в памяти прочитанное;
помогает составлению записей.

Составление плана. Достоинства плана перед другими формами записей:самая короткая запись;план нагляден и обозрим;восстанавливает в памяти прочитанное;помогает составлению

Слайд 21Виды планов:
Вопросный (Как? Сколько? Когда? Почему?)
Тезисный (кратко сформулированная идея рассказа)
Назывной (план

записан в виде тезисов, но без глаголов)
Опорная схема (состоит из опор, т.е. слов, словосочетаний, предложений несущих наибольшую смысловую нагрузку)
Комбинированный (сочетает в себе разные виды планов)
Картинный

Виды планов: Вопросный (Как? Сколько? Когда? Почему?)Тезисный (кратко сформулированная идея рассказа)Назывной (план записан в виде тезисов, но

Слайд 22Требования к формулировке пунктов плана:
В пунктах плана должны выражаться главные мысли

текста, чтобы было понятно, о ком или о чём и что говорится в каждой части рассказа.
Пункты плана должны быть связаны по смыслу.
Пункты плана должны быть краткими, чёткими.

Требования к формулировке пунктов плана:В пунктах плана должны выражаться главные мысли текста, чтобы было понятно, о ком

Слайд 23Работа над планом.
Прочитать текст.
Определить идею, т.е. главную мысль и сформулировать её.
Разделить

текст на части.
Озаглавить каждую часть.
Перечитать текст и ещё раз продумать формулировки пунктов плана.
Тезис – это запись, которая вбирает в себя суть текста, т.е. основную суть произведения. Тезисы представляют собой развёрнутый сложный план. Это самые важные, главные положения, мысли автора, которые носят характер выводов. Как составляют тезисы? После предварительного ознакомления текст читают вторично. При этом разбивают его на отрывки. Далее находят в каждой части главное и кратко формулируют мысль. Это и будут тезисы.
Конспект – краткое изложение, краткая запись чего-то. Такая запись даёт возможность изложить весь материал, но в небольшом объёме. Конспект – это план, переходящий в краткий пересказ. В отличие от краткого пересказа, конспект может не содержать плавных переходов.

Работа над планом. Прочитать текст.Определить идею, т.е. главную мысль и сформулировать её.Разделить текст на части.Озаглавить каждую часть.Перечитать

Слайд 24Как составить конспект?
Отобрать существенную информацию.
Сохранить отобранную информацию.
Записать полученный текст ( при

составлении конспекта употребляется лексика данного текста).

Как составить конспект? Отобрать существенную информацию.Сохранить отобранную информацию.Записать полученный текст ( при составлении конспекта употребляется лексика данного

Слайд 25Типы вопросов для осмысления текста:
Простые вопросы Отвечая на них, обучающиеся называют

какие-то факты, вспоминают, воспроизводят некую информацию.
Уточняющие вопросы Начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?» Представляют собеседнику обратную связь относительно того, что он только что сказал.
Объясняющие вопросы Начинаются со слова: «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей.
Творческие вопросы Начинаются со слов: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
Оценочные вопросы «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?». Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
Практические вопросы «Как бы вы поступили на месте героя?» Направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
Типы вопросов для осмысления текста:Простые вопросы Отвечая на них, обучающиеся называют какие-то факты, вспоминают, воспроизводят некую информацию.Уточняющие

Слайд 26Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в

структуре всех универсальных учебных действий: - в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; - в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; - в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: -

Слайд 27Уровни понимания текста

Уровни понимания текста

Слайд 28группы метапредметных результатов

группы метапредметных результатов

Слайд 29Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и

науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
Примерная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Материалы с сайта http://www.bibliofond.ru
Словарь С.И.Ожегова http://www.ozhegov.org/words/39648.shtml
Словарь В.И.Даля http://dal.sci-lib.com/letter025.html
Словарь Т.Ф.Ефремовой http://slovonline.ru/slovar_efremov
Ролан Барт. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ. Семиотика. Поэтика. http://www.modernlib.ru/books/rolan_bart/semiotika_poetika_izbrannie_raboti/read_1/
сайт «Образовательной системы 2100» (http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php)


ЛитератураФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение,

Слайд 30Презентацию подготовила:
Учитель русского языка и литературы
Ванькова Елена Ивановна

Презентацию подготовила: Учитель русского языка и литературы Ванькова Елена Ивановна

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть