Слайд 1ГБОУ НПО РО ПУ № 38
Презентация к уроку литературы
Слайд 2В этом имени – слово «есень»
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в
нем от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы и синь-рассвет,
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты.
Николай Браун
Слайд 3Как вы относитесь к поэзии С. Есенина?
Какие его произведения вам
нравятся больше всего и почему?
Сергей Есенин: «Я сердцем никогда не лгу».
Слайд 4ТЕМА урока:
Художественное своеобразие творчества С. Есенина.
ЦЕЛЬ урока:
Раскрыть особенности творческого
метода поэта, своеобразие приемов в его поэзии, богатство лирического содержания стихотворений.
Слайд 5Домашнее задание:
Знакомство с жизнью и творчеством С. Есенина.
Знакомство с основными темами
и мотивами лирики поэта, лирическим стихотворением «Не жалею, не зову, не плачу…»
Слайд 6Опорные знания:
Какие страницы жизни поэта произвели на вас наибольшее впечатление?
Назовите основные
темы и мотивы лирики Есенина.
Что вы можете сказать о роли С. Есенина в развитии русской поэзии?
Слайд 7“ Жил мальчик в простой крестьянской семье”
(С.Есенин “Черный человек”)
Сергей Александрович Есенин
(род. 21 сентября (3 октября)
1895 г., село Константиново,
Рязанская губерния – 28 декабря
1925 г., Ленинград)–
русский поэт, представитель
новокрестьянской поэзии
(1914-1918 гг.), а позже
имажинизма (1918-1922 гг.).
С.Есенин в 1913 году.
Слайд 8Опорные знания:
Какие страницы жизни поэта произвели на вас наибольшее впечатление?
Назовите основные
темы и мотивы лирики Есенина.
Что вы можете сказать о роли С. Есенина в развитии русской поэзии?
Слайд 9Темы и мотивы лирики С. Есенина.
Родина
деревня
любовь
природа
Мотивы фольклорные, евангельские, философские;
мотив странничества, дороги,
дома;
мотив предчувствия смерти, подведения итогов пройденного пути, увядания.
Слайд 10Опорные знания:
Какие страницы жизни поэта произвели на вас наибольшее впечатление?
Назовите основные
темы и мотивы лирики Есенина.
Что вы можете сказать о роли С. Есенина в развитии русской поэзии?
Слайд 11ТЕМА урока:
Художественное своеобразие творчества С. Есенина.
Слайд 12Что такое художественное своеобразие?
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ — неповторимые черты и свойства того
или иного литературного произведения, придающие ему индивидуальность и непохожесть на другие произведения.
Слайд 13Как проявляется художественное своеобразие?
Черты и свойства литературного произведения:
тематика, мотивы, идея, проблематика,
пафос, образ автора, лирический герой, авторская позиция;
изображенный мир, художественная речь, композиция;
образная форма, индивидуальные средства и приемы.
Слайд 14ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
В чем заключается художественное своеобразие поэзии Есенина?
Слайд 15ЦЕЛИ урока:
раскрыть особенности творческого метода С. Есенина, своеобразие
художественных приемов в его поэзии;
продолжить формировать навыки анализа лирического произведения;
развивать коммуникативные, исследовательские способности; активное, творческое мышление;
способствовать воспитанию эстетического вкуса, неравнодушного отношения к поэтическому слову.
Слайд 16ЗАДАЧИ урока:
Проанализировать стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не
плачу…» по плану.
Представить результаты анализа в виде устного сообщения с цитированием стихотворных строк.
Слайд 17Работа творческих групп, работа в парах.
ЦЕЛЬ:
выделить характерные черты поэзии Есенина.
СХЕМА:
Ведущая тема, мотивы, идея, настроение.
Лирический сюжет, композиция.
Лирический герой, основные образы.
Изобразительные средства языка, лексика, поэтический синтаксис, звукопись.
Слайд 18Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь
дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Слайд 20Опережающее задание:
Сообщение на тему: «Художественное своеобразие поэзии С. Есенина».
Слайд 21В чем заключается самобытность художественного мира Есенина?
глубокий лиризм
необычайная образность
зрительность впечатлений
цветопись
принцип
пейзажной живописи
народно-песенная основа
принцип психологического параллелизма
афористичность языка
музыкальность
Слайд 22ТЕМА урока:
Художественное своеобразие творчества С. Есенина.
ЦЕЛЬ урока:
Раскрыть особенности творческого
метода поэта, своеобразие приемов в его поэзии, богатство лирического содержания стихотворений.
Слайд 23Домашнее задание:
Выразительное чтение наизусть стихотворений С. Есенина
о Родине (по выбору ), с элементами анализа.
Слайд 24Рефлексия:
Что нового открыли для себя на уроке?
Что было интересным?