Презентация, доклад по литературному чтению на тему Басни И. А. Крылова

Содержание

Цель урока.Образовательная: совершенствование языковой культуры учащихся;Развивающая: формирование развития коммуникативности и экспрессивности речи;Воспитательная: воспитать потребность быть порядочным, организованным, интеллектуально подкованным; воспитать любовь к басенному стиху.

Слайд 1
Тема: «Истоки басенного жанра в России»
Басни И. А.

Крылова.

Выполнила:
Зенькова Марина
Петровна

Тема: «Истоки басенного жанра в России» Басни И. А. Крылова.Выполнила: Зенькова МаринаПетровна

Слайд 2Цель урока.
Образовательная: совершенствование языковой культуры учащихся;
Развивающая: формирование развития коммуникативности и экспрессивности

речи;
Воспитательная: воспитать потребность быть порядочным, организованным, интеллектуально подкованным; воспитать любовь к басенному стиху.
Цель урока.Образовательная: совершенствование языковой культуры учащихся;Развивающая: формирование развития коммуникативности и экспрессивности речи;Воспитательная: воспитать потребность быть порядочным, организованным,

Слайд 3Иван Андреевич Крылов
(1769 — 1844)
К. Брюллов. Портрет И. Крылова

Иван Андреевич Крылов(1769 — 1844)К. Брюллов. Портрет И. Крылова

Слайд 4
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не

встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский

Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844)

К. Брюллов. Портрет И. Крылова

Кто не слыхал его живого слова?Кто в жизни с ним не встретился своей?Бессмертные творения КрыловаМы с каждым

Слайд 5Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И

слова это – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
П. Вяземский

Забавой он людей исправил,Сметая с них пороков пыль;Он баснями себя прославил,И слова это – наша быль.И не

Слайд 6
Иван Андреевич Крылов родился в бедной дворянской

семье и поэтому не получил никакого образования.
Первоначально письму и чтению обучал Ивана Андреевича отец, а затем у него появилась охота к литературе благодаря матери.
Учение давалось Крылову легко. Особенно были заметны с детства разнообразные способности Ивана Андреевича. После смерти отца заботы о воспитании и образовании сыновей Ивана и Льва взяла на себя мать. Так как отец был единственным кормильцем семьи, Иван с детства начал работать в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. Из-за нехватки денег Крылов работал у Львовых, а платой за труд стала учеба.


Из биографии

Иван Андреевич Крылов родился в бедной дворянской семье и поэтому не получил никакого

Слайд 7
В Петербург Крылов переехал в

1782 с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга Я. Б. Княжнина, Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и Г. Р. Державин с женой, покровительствовавшей Крылову.

Группа писателей в Летнем саду. Слева: И. А. Крылов

В Санкт-Петербурге

В Петербург Крылов переехал в 1782 с Львовыми. С 1783 служил

Слайд 8
В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому

баснописцу в бронзе. В конкурсе на лучший проект победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками К.Брюлловым и Агиным.
Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.


Памятник И. А. Крылову

В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. В конкурсе на

Слайд 9Иван Андреевич Крылов
(1769 — 1844)

Иван Андреевич Крылов(1769 — 1844)

Слайд 10
Эзоп – древнегреческий баснописец (VI век до н. э.), считавшийся создателем

басни.


Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец

У истоков басенного жанра

Эзоп – древнегреческий баснописец (VI век до н. э.), считавшийся создателем басни. Лафонтен Жан де (1621 –

Слайд 11М. В. Ломоносов
И. И. Хемницер
В. И. Майков
А. П. Сумароков
И. А. Крылов
Басни

в русской литературе писали:
М. В. ЛомоносовИ. И. ХемницерВ. И. МайковА. П. СумароковИ. А. КрыловБасни в русской литературе писали:

Слайд 12
«Из того ли то города из Мурома,
Из того ли села из

Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец»

Определи литературный жанр

«Из того ли то города из Мурома,Из того ли села из КарачароваВыезжал удаленький дородный добрый молодец»Определи литературный

Слайд 13
«Красная девица сидит в темнице, а коса на улице»

«Красная девица сидит в темнице, а коса на улице»

Слайд 14
«Землю красит солнце, а человек а – труд»

«Землю красит солнце, а человек а – труд»

Слайд 15
«Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той

горой»

«Ласточки пропали,А вчера зарейВсе грачи леталиДа как сеть мелькалиВон над той горой»

Слайд 16
«Дождик, дождик, пуще -
Дай хлеба гуще!
Хлеба –каравай,
Весь день поливай!»

«Дождик, дождик, пуще - Дай хлеба гуще!Хлеба –каравай,Весь день поливай!»

Слайд 18


■ Краткий рассказ, часто стихотворный
■ 2 части: основное повествование и мораль

(нравоучение)
■ Аллегория (иносказание)
■ Сатирическое изображение
■ Герои – чаще животные
■ Мораль (строки с нравоучительным выводом)

■ Диалог
■ Использование просторечной лексики
■ Лаконизм
■ Афористичность языка
■ Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь
■ Олицетворения

Басня как жанр

■ Краткий рассказ, часто стихотворный■ 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение)■ Аллегория (иносказание)■ Сатирическое изображение■ Герои

Слайд 19Басня
– это короткий , нравоучительный рассказ в_______

, в скрытой

форме

Изображающий_______


и их_________

Главные герои:__________

и_________

Басня– это короткий , нравоучительный рассказ в_______ , в скрытой формеИзображающий_______ и их_________ Главные герои:__________и_________

Слайд 20Басня
– это короткий , нравоучительный рассказ в_______
стихах
, в скрытой

форме

Изображающий_______

людей

и их_________

поступки

Главные герои:__________

животные

и_________

растения

Басня– это короткий , нравоучительный рассказ в_______стихах , в скрытой формеИзображающий_______людей и их_________ поступкиГлавные герои:__________животныеи_________растения

Слайд 21

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»
И. А. Крылов. Избранные басни

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»И. А. Крылов. Избранные басни

Слайд 22Басня

Басня

Слайд 23В.Г. Белинский:

«Басня есть
поэзия рассудка»

В.Г. Белинский: «Басня есть поэзия рассудка»

Слайд 24
1. Лето красное пропела

2. Вертит очками так и сяк

3. А воз

и ныне там

4. Чтоб музыкантом быть, так
надобно уменье

5. «Соседка, перестань срамиться» – ей шавка говорит


Угадай басню

1. Лето красное пропела2. Вертит очками так и сяк3. А воз и ныне там4. Чтоб музыкантом быть,

Слайд 25
«Квартет»



2. «Волк и ягнёнок»



3. «Осёл и соловей»


Угадай басню
Художник Е. Рачев

«Квартет»2. «Волк и ягнёнок» 3. «Осёл и соловей» Угадай баснюХудожник Е. Рачев

Слайд 26А Васька слушает да ест
Один говорит, стыдит, убеждает, а другой,

не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое.
Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.

Художник А. М. Савченко

А Васька слушает да ест Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то

Слайд 27А воз и ныне там
Говорится обычно в ситуации, когда прошло

много времени, а дело с места не сдвинулось.

Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» - опять вы не подготовились.
А воз и ныне там Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места

Слайд 28Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?


Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого.
Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого.
Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе.

►Кума (устар., разг.) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола.

Художник Г. Куприянов

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Вместо того, чтобы критиковать недостатки других,

Слайд 29Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку
Взаимные похвалы

не бывают искренними.
Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его.

Художник Г. Куприянов

Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку Взаимные похвалы не бывают искренними.Говорят иронически, когда один

Слайд 30
«Волк на псарне» - отклик на события войны 1812 года, когда

Наполеон вошел в оставленную русским полководцем Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец, затем переслал басню Кутузову, который, прочитав ее вслух после сражения под красным, обнажил голову, показав свои седины.

Художник А. М. Савченко

У каждой басни своя история

«Волк на псарне» - отклик на события войны 1812 года, когда Наполеон вошел в оставленную русским полководцем

Слайд 31
Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812

года?

Художник Е. М. Рачёв

Здесь под Ловчим подразумевается великий русский полководец М. И. Кутузов, под Волком – Наполеон.

Рассмотрим басню подробнее

Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года?Художник Е. М. РачёвЗдесь под Ловчим

Слайд 32
Выражение «попал на псарню» имеет дополнительный смысл: слово «попал»

несет оттенок неожиданности, а псарня – это не овчарня, псы могут защитить себя сами.

«Поднялся…двор» означает, что с Волком начал сражаться весь народ.

Прямое значение фразы «и вмиг ворота на запор» дополняется переносным: русская армия, совершив маневр и выйдя на Калужскую дорогу, закрыла для Наполеона пути отхода в области, где были запасы продовольствия.

Волк забился в угол, «ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех он съесть». У русского народа есть пословица: «Видит око, да зуб неймет». Волк- Наполеон хочет завоевать всю Россию, но не может. Его возможности меньше его желаний.

Поработаем над языком басни

Выражение «попал на псарню» имеет дополнительный смысл: слово «попал» несет оттенок неожиданности, а псарня –

Слайд 33

«Пустился в переговоры» - значит «начал переговоры». «Начал» - в данном

случае синоним слова «пустился». Но «пустился» звучит выразительнее.

«Уставим общий лад» - значит «заключим мирный договор». Волк- Наполеон предлагает русскому царю стать союзником и «грызться», то есть воевать на стороне России.

«Не делать мировой» означает не заключать мирного договора.

«Выпустить на Волка гончих стаю» - дать армии команду преследовать отступающих французов, чтобы изгнать их за пределы страны.

«Пустился в переговоры» - значит «начал переговоры». «Начал» - в данном случае синоним слова «пустился». Но «пустился»

Слайд 34«Свинья под Дубом». Художник Г. Куприянов
►Какое явление жизни аллегорически описывает басня?
►Какой

вам представляется Свинья?
►В каких строчках заключена мораль басни?
►Создайте свои иллюстрации к басне.

"Свинья под Дубом"

«Свинья под Дубом». Художник Г. Куприянов►Какое явление жизни аллегорически описывает басня?►Какой вам представляется Свинья?►В каких строчках заключена

Слайд 35Невежда- малообразованный человек, неуч;

Невежа- грубый, невоспитанный человек

Невежда- малообразованный человек, неуч;Невежа- грубый, невоспитанный человек

Слайд 36«Свинья под Дубом». Художник Е.М.Рачев

«Свинья под Дубом». Художник Е.М.Рачев

Слайд 37«Свинья под Дубом». худ. А. Лаптева

«Свинья под Дубом».  худ. А. Лаптева

Слайд 38

,
ица


РОНА
Отгадай басню


,   ицаРОНАОтгадай басню

Слайд 39




Басня
«Ворона и Лисица»

Басня«Ворона и Лисица»

Слайд 40
«Ворона и Лисица».
Худ. Г. Куприянов
►Сравните басню И. А. Крылова «Ворона и

Лисица» с баснями Эзопа и Лафонтена.
►Что общего и чем различаются басни?
►В чем смысл морали? Какая ситуация подтверждает эту мораль?
►Какие качества осуждают и высмеивают баснописцы?
►Чья басня кажется вам более выразительной?

"Ворона и Лисица"

«Ворона и Лисица».Худ. Г. Куприянов►Сравните басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица» с баснями Эзопа и Лафонтена.►Что

Слайд 41Эзоп «Ворон и Лисица»

Эзоп «Ворон и Лисица»

Слайд 42
Жан де Лафонтен «Ворон и лисица»

Жан де Лафонтен «Ворон и лисица»

Слайд 43угодливое восхваление, лицемерие
отвратильный, омерзительный
не на пользу

(по басне Крылова «Ворона и лисица»)
Лесть

-

Гнусный -

Не впрок -


Словарная работа

угодливое восхваление, лицемериеотвратильный, омерзительныйне на пользу(по басне Крылова «Ворона и лисица»)Лесть -Гнусный -Не впрок - Словарная работа

Слайд 44взобраться и устроиться с трудом на чем - либо
очаровать, покорить чем

- либо

хитрая и ловкая обманщица, мошенница;

Взгромоздясь –

Пленить -

Плутовка –


Словарная работа

взобраться и устроиться с трудом на чем - либоочаровать, покорить чем - либохитрая и ловкая  обманщица,

Слайд 45нежный, добрый
главная среди птиц
от слова «вещунья» - предсказательница
Ангельский (голосок) -
Царь

– птица -

Вещуньина (голова) -


Словарная работа

нежный, добрыйглавная среди птицот слова «вещунья» - предсказательницаАнгельский (голосок) - Царь – птица - Вещуньина (голова) -

Слайд 46
Хитрая
Добрая
Неуклюжая
Растяпа
Умная
Простофиля
Тщеславная
Глупая
Красивая

Коварная
Хитрая
Неискренняя
Плутовка
Добрая
Льстивая
Умная
Честная
Глупая

ХитраяДобраяНеуклюжаяРастяпаУмнаяПростофиляТщеславнаяГлупаяКрасиваяКоварнаяХитраяНеискренняяПлутовкаДобраяЛьстиваяУмнаяЧестнаяГлупая

Слайд 47
Неуклюжая
Растяпа
Простофиля
Тщеславная
Глупая


Коварная
Хитрая
Неискренняя
Плутовка
Льстивая
Умная


НеуклюжаяРастяпаПростофиляТщеславнаяГлупаяКоварнаяХитраяНеискренняяПлутовкаЛьстиваяУмная

Слайд 48Мораль басни

« Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;
но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок»
Мораль басни« Уж сколько раз твердили     миру, Что лесть гнусна, вредна;

Слайд 49Собери пословицы
Верь своим очам


На языке – медок


У лести


нет

чести

а не чужим речам

а на сердце – ледок

Собери пословицыВерь своим очам На языке – медокУ лести нет честиа не чужим речам а на сердце

Слайд 50

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в

баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.

Чему учат басни Крылова?

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть