Слайд 1Подготовка к написанию сочинения
по роману Ф. М. Достоевского
«Преступление и
наказание».
Слайд 2Основные темы сочинений.
1.Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление
и наказание».
2. Теория Раскольникова и её крах.
3.Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Слайд 3Мир униженных и оскорблённых в романе
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Слайд 4I. Вступление. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе XIX века
(А.С.
Пушкин «Станционный смотритель», Н.В. Гоголь «Шинель»).
II. 1. Изображение в романе жизни петербургской бедноты:
а) типичность и безысходность жизни семьи Мармеладовых;
б) нищенское существование студента Родиона Раскольникова;
в) зависимое и униженное положение матери и сестры Родиона.
2.Трагедии униженных и оскорблённых – порождение русской жизни:
а) страшный образ «жёлтого» Петербурга в романе;
б) формы протеста «маленьких людей» против давления жизни. Идеи Раскольникова как протест против этого мира.
III. Мир насилия и грабителей в романе:
а) старуха-ростовщица, «высасывающая кровь из людей», как символ этого страшного мира;
б) мир Лужина и Свидригайлова.
IV. Заключение. Боль за человека – основа авторской позиции в романе
Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Естественное состояние человека и человечества - единение, братство и любовь. В романе звучит призыв автора к людям соединиться «в добром и хорошем», вера в то, что добро неуничтожимо в мире, что оно дано человеку изначально, заложено в нем самом.
Слайд 52. Теория Раскольникова и её крах.
Слайд 6I. Социальные и философские истоки теории Раскольникова.
II. Как развенчивается в
романе теория Раскольникова?
1. Идеи Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений:
а) «недодуманность» теории до конца, несоответствие замыслов и результатов;
б) поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем: мастерство следователя в опровержении теории «двух разрядов» людей.
2. Наказание Раскольникова за преступление:
а) мучительнейшее ощущение «разомкнутости и разъединённости с человечеством»;
б) смерть матери;
в) каторга - юридическое наказание и очистительное страдание.
3. Почему Раскольников, несмотря на совершённое им преступление, вызывает не только сочувствие, но даже сострадание?
а) Душевные страдания Раскольникова, переживаемые им после преступления.
б) Возможность нравственного перерождения Раскольникова .
III. «Я хотел Наполеоном сделаться… ». Проблема наполеонизма в романе и в наши дни.
Слайд 7 3. Образ Сони Мармеладовой в романе
Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Слайд 8I. Образ Сони как необходимый противовес Раскольникову и его теории.
II. Роль
героини Мармеладовой в структуре романа «Преступление и наказание».
1.Реконструкция детства и юности Сони как средство постижения ее характера:
- относительно благополучное детство (отец чиновник, не пьет, дает Сонечке возможность получить образование, начала религиозности);
- неблагополучная юность (жизнь с мачехой и пьющим отцом, потерявшим работу);
- решение пожертвовать собой во имя семьи.
2. Характер героини:
- жертвенность;
- высокая нравственность, жизнь по заветам Христа;
- религиозность;
- чуткость, доброта;
- беззащитность и сила в противостоянии судьбе.
Слайд 9 3.Идейное противостояние Сони и Раскольникова:
- сходство судеб (по Раскольникову): Родион Раскольников убивает себя, а Сонечка, став проституткой, - саму себя;
- несоответствие судьбы и характера героини теории Раскольникова (Сонечка не подходит ни под одну из категорий);
- контраст судьбы героев: Раскольников, убив старуху и Лизавету, «себя убил», а Соня сохранила свою душу;
- Соня - это судья и спасение Раскольникова.
4. Отношение других персонажей - признание высокой нравственности героини, которая выражается:
- в поисках помощи и поддержки Сони (Раскольников, Катерина Ивановна, Мармеладов);
- в стремлении опорочить ее перед героем (Лужин);
- в стремлении помочь (Свидригайлов).
5. Роль образа героини в романе «Преступление и наказание»:
- идейный противовес теории Раскольникова (очищение от греха идет через покаяние, возвращение к людям)
- единственный персонаж, который оказывает главному герою помощь;
- любовь к Соне - возрождение героя по законам Евангелия.
III. Соня- любимый идеал Достоевского, рупор его идей о невозможности для человека жить не по совести, а руководствуясь абстрактной теорией.
Слайд 10Эпиграф.
Присутствие эпиграфа очень украшает работу и свидетельствует о глубоком понимании темы
ее автором. Поэтому очень важно уметь удачно подбирать подходящие эпиграфы и правильно оформлять их.
Слайд 11«В беду попадают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят
по ступеням.» (А. А. Бестужев-Марлинский).
«Он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало втягивать.» (Ф. М. Достоевский)
«Одна смерть и сто жизней взамен. Да ведь тут арифметика.» (Ф. М. Достоевский)
«Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны.» (Ф. Вольтер)
«Всякая идея для своего успеха нуждается в жертвах; из житейской борьбы никто не выходит незапятнанным.»
(Ж. Ренан)
«Если человек другого равнодушно убивает, то, значит, он в себе уже убил все человеческое.» ( Сае )
«Преступление доводит преступника до душевного ада.»
(В. Набоков)
«Самое жестокое наказание то, которое вызывает искреннее раскаяние.» (Э. Севрус)
«Я себя убил, а не старушонку!» (Ф. М. Достоевский)
Слайд 12Презентацию подготовила
Н.А. Тришина
Д.З. : напишите сочинение на одну
из предложенных тем.