Презентация, доклад по литературе Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака

Содержание

Цели урока: познакомить учащихся с биографией поэта, разнообразием его дарований; дать представление о раннем творчестве Пастернака; совершенствовать навыки анализа текста.

Слайд 1Урок литературы 11 класс
Тема:
Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака. «Существенная ткань

сквозная.»
Урок литературы 11 класс Тема: Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака. «Существенная ткань сквозная.»

Слайд 2Цели урока:
познакомить учащихся с биографией поэта, разнообразием его дарований;

дать представление о раннем творчестве Пастернака;
совершенствовать навыки анализа текста.

Цели урока: познакомить учащихся с биографией поэта, разнообразием его дарований; дать представление о раннем творчестве Пастернака; совершенствовать

Слайд 3Эпиграф к уроку:

..Музыка слова состоит не в его звучности, а в

соотношении между его звучанием и значением.
Б.Л.Пастернак
Эпиграф к уроку:..Музыка слова состоит не в его звучности, а в соотношении между его звучанием и значением.Б.Л.Пастернак

Слайд 4Основные этапы урока



Биография
Б.Л.Пастернака
Итог урока.
Домашнее
задание
Анализ
стихотворения

Основные этапы урока БиографияБ.Л.ПастернакаИтог урока.Домашнее заданиеАнализ стихотворения

Слайд 5

Я жил в те дни, когда на плоской
Земле прощали старикам,
Заря мирволила

подросткам
И вечер к славе подстрекал.
Когда, нацелившись на взрослых
Сквозь дым крупы, как сквозь вуаль,
Уже рябили ружья в козлах
И крепла крупповская сталь.

Борис Леонидович Пастернак 1890 – 1960г

Я жил в те дни, когда на плоскойЗемле прощали старикам,Заря мирволила подросткамИ вечер к славе подстрекал.Когда, нацелившись

Слайд 6

Родился 10 февраля 1890 года в Москве в семье академика живописи

Л.О. Пастернака и Р. И. Пастернак (урожденной Кауфман), до замужества бывшей профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества.
Родился 10 февраля 1890 года в Москве в семье академика живописи Л.О. Пастернака и Р. И. Пастернак

Слайд 7
"Я родился в Москве, 29-го января ст. стиля 1890 года. Многим,

если не всем, обязан отцу, академику живописи Леониду Осиповичу Пастернаку, и матери, Розалии Исидоровне, превосходной пианистке".

Борис Пастернак


Слайд 8
Наиболее важными для духовного становления будущего поэта явились три события: приобщение

к христианству, увлечение музыкой и философией.
Родители исповедовали Ветхий Завет, а русская няня тайком от них водила мальчика в православную церковь. Первое творческое увлечение Пастернака, наряду с рисованием,- музыка.
Но, получив признание А. Скрябина, юноша порвал с музыкальным сочинительством.
Наиболее важными для духовного становления будущего поэта явились три события: приобщение к христианству, увлечение музыкой и философией.

Слайд 9Картины, созданные Борисом Пастернаком.

Картины, созданные Борисом Пастернаком.

Слайд 10Пастернак видел в детстве Льва Толстого, Левитана, Серова, Врубеля, А. Н.

Скрябина, Рильке, Поленова, К. Коровина, В. О. Ключевского и многих других значительных людей своего времени.

Их существование было, с одной стороны, семейной повседневностью, с другой - масштабом и мерой оценки собственной будущности.

Пастернак видел в детстве Льва Толстого, Левитана, Серова, Врубеля, А. Н. Скрябина, Рильке, Поленова, К. Коровина, В.

Слайд 11По окончании гимназии (1906) учился в Московском университете; с юридического факультета

перешел на историко-филологический (окончил в 1913 г.). Здесь под руководством Г. Г. Шпета Пастернак знакомится с феноменологией Э. Гуссерля, а в апреле 1912 г. на скудные средства родителей отправляется в Марбург для обучения у главы неокантианцев Германа Когена. Там он получает возможность продолжать карьеру профессионального философа, но прекращает занятия философией и возвращается на родину. "Прощай, философия"- эти слова из автобиографической повести Пастернака "Охранная грамота" (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком.
По окончании гимназии (1906) учился в Московском университете; с юридического факультета перешел на историко-филологический (окончил в 1913

Слайд 12
В печати Пастернак впервые выступил в альманахе "Лирика" (1913; 5 стихотворений),

затем появились его книги стихов "Близнец в тучах" (1914) и "Поверх барьеров" (1917). Возвратившись к этим стихам, многое исключив и переработав, добавив появившиеся затем в периодике, поэт выпустил через двенадцать лет новый сборник - "Поверх барьеров. Стихи разных лет" (1929) - своего рода расчет с прошлым. Настоящим своим поэтическим рождением Пастернак считал лето 1917 г. - время создания книги "Сестра моя - жизнь" (вышла из печати в 1922 г.). До того Пастернак в 1913 г. в литературном кружке "Мусагет" прочитал доклад "Символизм и бессмертие", где уже проступала программа нового, постсимволистского сознания.
В печати Пастернак впервые выступил в альманахе

Слайд 13
Рубеж 1920-1930-х гг. сказался в эволюции Пастернак мучительной напряженностью. После завершения

поэмы "Высокая болезнь" (1923-1928) Пастернак завершает роман в стихах "Спекторский" - о судьбе русского интеллигента, "которого должно вернуть истории" (1931, начат в 1925).В 1929 г. он публикует "Повесть" с одноименным героем стихотворного романа, которую считал первой частью будущей эпопеи и замысел которой восходил к 1918 г. В промежутках он опубликовал несколько прозаических произведений: "Аппелесова черта" (1918), "Письма из Тулы", "Детство Люверс" (оба-1922), "Воздушные пути" (1924).

Однако проза Пастернака, опубликованная при его жизни, не вызвала признания современников. Зато его лирика обретала все большую известность. На I съезде писателей СССР Н. Бухарин даже противопоставил ее поэзии Маяковского как "отжившей агитке".

Рубеж 1920-1930-х гг. сказался в эволюции Пастернак мучительной напряженностью. После завершения поэмы

Слайд 14Естественно, что в годы Великой Отечественной войны Пастернак не мог отрешить

себя от судьбы России. В первые месяцы сражений он пишет патриотические стихотворения: "Страшная сказка", "Бобыль", "Застава", в дальнейшем -"Смерть сапера", "Победитель" и другие. После эвакуации в Чистополь в октябре 1941 г. и по возвращении в Москву в августе 1943 г. с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт.
Зимой 1945/46 г. Пастернак начал реализацию своего главного замысла - романа "Доктор Живаго" (предварительное название - "Мальчики и девочки"). В эти годы и позже активно занимается переводами трагедий Шекспира, "Фауста" Гете, грузинских лириков.


Естественно, что в годы Великой Отечественной войны Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России. В первые

Слайд 15
1950-е годы стали для писателя временем тяжелых испытаний. Предложенный

для публикации журналу "Новый мир" роман "Доктор Живаго" был отвергнут редакцией.
После издания его за рубежом (1957) и присуждения автору Нобелевской премии (1958) началась травля писателя как в официально-литературных, так и в политических кругах вплоть до требования выдворения его за пределы страны.
1950-е годы стали для писателя временем тяжелых испытаний. Предложенный для публикации журналу

Слайд 16
Вне России Пастернак себя не мыслил, что и побудило его отказаться

от Нобелевской премии. После перенесенного инфаркта 30 мая 1960 поэт умер. По заключению медицинских экспертов, от рака легких.
Похоронен в поселке Переделкино Московской области.


Вне России Пастернак себя не мыслил, что и побудило его отказаться от Нобелевской премии. После перенесенного инфаркта

Слайд 17В 1914 году вышла первая книга стихов «Близнец в тучах». Позже

пастернак неоднократно сожалел о выпуске этой «незрелой книжки». Однако стихотворением из этой книги «Февраль. Достать чернил и плакать!» поэт в дальнейшем часто открывал свои поэтические сборники, несколько раз на протяжении жизни возвращался к нему, дорабатывал добиваясь ощущения легкости, сиюминутности впечатления.

Прочтите стихотворение


Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

В 1914 году вышла первая книга стихов «Близнец в тучах». Позже пастернак неоднократно сожалел о выпуске этой

Слайд 18Анализ стихотворения
1. Роль синтаксиса
2. Формы глаголов
3. Средства, с помощью которых

достигается динамичность стихотворения

4. Художественно-выразительные средства

5. Цветопись и звукопись стиха.

6. Стихотворный размер


Анализ стихотворения 1. Роль синтаксиса2. Формы глаголов3. Средства, с помощью которых  достигается динамичность стихотворения4. Художественно-выразительные средства5.

Слайд 19В стихотворении особый необычный синтаксис:
преобладают назывные и безличные предложения: «Достать

пролетку.», «Февраль.»
2. восклицательная интонация задает тон всему стихотворению, благодаря этому создается ощущение записи мгновенного впечатления


В стихотворении особый необычный синтаксис: преобладают назывные и безличные предложения: «Достать пролетку.», «Февраль.»2. восклицательная интонация задает тон

Слайд 20
Вывод:
В ранней лирике Бориса Пастернака преобладают художественно-выразительные средства, которые создают

музыку слов, делают стихотворения легкими, воздушными и необыкновенно прекрасными.

Домашнее задание:

1) Закончить анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!», начатый на уроке.
2) Выучить стихотворение наизусть.
3) Найти среди стихотворений Пастернака произведения, похожие по теме и экспрессивной оценке.

Вывод: В ранней лирике Бориса Пастернака преобладают художественно-выразительные средства, которые создают музыку слов, делают стихотворения легкими, воздушными

Слайд 21Эпитеты:
«грохочущая слякоть», «сухая грусть», «черная весна»
Метафоры:
«ветер криками изрыт», «дно очей»

Сравнения:
грачи, «как обугленные груши»

Художественно-выразительные средства


Эпитеты:«грохочущая слякоть», «сухая грусть», «черная весна» Метафоры:«ветер криками изрыт», «дно очей»  Сравнения: грачи, «как обугленные груши»

Слайд 22Формы глаголов
Инфинитив:
«Достать чернил…»
«Достать пролетку…»
«Писать о феврале…»
«Перенестись туда, где ливень..»
Глаголы настоящего времени
«Горит»,

«чернеют», «слагаются».

Глаголы будущего времени
«сорвутся», «обрушат»

В стихотворении отсутствуют глаголы прошедшего времени!


Формы глаголовИнфинитив:«Достать чернил…»«Достать пролетку…»«Писать о феврале…»«Перенестись туда, где ливень..»Глаголы настоящего времени«Горит», «чернеют», «слагаются».Глаголы будущего времени

Слайд 23Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною

горит.

Ударение падает на 2, 4, 6, 8 слоги – в первой строке.
На 2, 6 и 8 слоги – во второй строке.

Стихотворный размер -

ямб

Определяем стихотворный размер


Февраль. Достать чернил и плакать!Писать о феврале навзрыд,Пока грохочущая слякотьВесною черною горит.Ударение падает на 2, 4, 6,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть