Слайд 1Загадки – «народная наука»
урок литературы в 5 классе
Подготовила: учитель русского
языка и литературы филиала «Балыклейский» МБОУ «Красивская СОШ»
Слайд 2Цели урока:
Знакомство учащихся с загадками и их художественными особенностями.
Развитие творческих
способностей учащихся в процессе создания загадок, формирование логического мышления, устной речи учащихся, навыков выразительного чтения.
Воспитание интереса к устному народному творчеству, бережного и внимательного отношения к слову.
Обогащение словарного запаса учащихся.
Слайд 3Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни
минуты не теряем.
Слайд 5Загадки относятся к малым жанрам фольклора. У загадок много общего с
пословицами и поговорками в содержании и в художественной форме. Однако они имеют и специфические черты, представляют собой самостоятельный жанр фольклора. Термин «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление. Сам народ говорит о загадке: «Без лица в личине», «Лицо» - это загадка, «личина» - ее метафора. В загадке выражаются мысли не открыто и прямо, а переносно-метафорически. «На полянах девчонки в белых рубашках, в зеленых полушалках» (березки). Здесь тоже вместо реального предмета – его метафорическое обозначение. Составить загадку – значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку – ее метафорические образы заменить образами реальными.
Слайд 7ТИПЫ ЗАГАДОК
Загадка, как правило, состоит из одного предложения. Загадки бывают трёх
основных типов.
Первый тип — простое перечисление признаков загаданного предмета.
Второй тип — последовательное сравнение загаданного предмета с разными предметами по одному признаку, потом загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, но уже по другому признаку. Сравнение бывает открытое с помощью слова “как”.
Бывает и отрицательное сравнение с помощью слов “не …, а …”.
Третий тип — “скрытое” сравнение (метафора), которое без знания отгадки вызывает в воображении противоречивую картину жизни.
Слайд 8Физкультминутка.
Мы гуляем по загадкам,
Побываем мы везде.
С удовольствием гуляем,
Много нового узнаем!
Слайд 9ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
1. Под каким деревом сидит заяц вовремя дождя? Под мокрым!
2. Какое
колесо не крутится при правом повороте? Запасное
3. Когда черной кошке легче всего попасть в дом? Когда открыты двери!
4. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? Все
5. Чем заканчивается лето и начинается осень? Буквой "О"
Слайд 10РАБОТА В ГРУППАХ
«СОЧИНИ ЗАГАДКУ»
Задание группы 1.
Юмористические загадки имеют характер анекдота,
просто выраженного в форме загадки или вопроса.
Пример: Какое слово начинается с трех букв "Г" и заканчивается тремя буквами "Я"? Тригонометрия
Составьте юмористическую загадку.
Слайд 11Задание группы 2.
Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения
по отдельности и различных комбинаций суждений.
Пример: В 12-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет всего 2 людей, от этажа к этажу количество жителей увеличивается вдвое. На каком этаже в этом доме чаще всего нажимается кнопка вызова лифта?
На первом этаже, независимо от распределения жителей по этажам.
Составьте логическую загадку.
Слайд 12Задание группы 3.
Математические загадки решаются с помощью подсчётов, но часто подразумевают
использование и образного, и логического мышления.
Пример: Сказочному гному еженощно нужна новая свеча, которой он светит себе в дороге, ходя по городу. Он может сделать 1 новую свечу из 5 свечных огарков. Если у него наберется 25 огарков, то на сколько ночей ему хватит запаса новых свечей?
На 6 ночей. Он сможет сделать 5 новых свеч из 25 огарков, а когда они сгорят, он может сделать шестую из тех 5 огарков, что от них останутся.
Составьте математическую загадку.
Слайд 13Итоги урока
В современном мире загадка почти перестала играть культовую, мистическую, социальную
роль. Однако художественная и культурная, образовательная и развлекательная функции остаются.
Загадки глубоко проникли не только в фольклор, но и в мировую литературу, стали неотъемлемой частью культуры народов мира.
Конечно, разгадывание загадок является прежде всего развлечением. Но в то же время даже абстрактная или не решаемая загадка – вызов человеческой мысли и весомый мотив для нахождения ответа на неё.
Слайд 14Домашнее задание.
Запишите
названия русских народных сказок,
в которые входили бы загадки.
Слайд 15Использованные ресурсы
http://www.proshkolu.ru/lib/id/3689/
http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200402204
http://rusprogram.ru/f18
http://www.proshkolu.ru/user/russki/file/325285/
http://allriddles.ru/ru/riddles/math/p1/
Г.С. Меркин. «Литература.5 класс».Часть 1, 2. Москва:
«Русское слово». 2010.
Ф.Е.Соловьёва. Уроки литературы. 5 класс. Методическое пособие под редакцией Г.С. Меркина. Москва: «Русское слово». 2010.
Ф.Е.Соловьёва. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература.5 класс» (автор – составитель Г.С. Меркин) Москва: «Русское слово». 2010.
Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок.