Слайд 1Дзамихова Р. В. - учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ»
с.п. Залукодес
Урок литературы в 6 классе
Слайд 2 Тема:
Особенности жанра и герои сказки Щедрина «Повесть о
том, как один мужик двух генералов прокормил»
Слайд 3
М.Е.Салтыков-Щедрин
Мир грустен - и я грущу вместе
с ним; мир вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя
М.Е.Салтыков-Щедрин
Слайд 4Цель:
показать значение и роль художественных приемов,
совершенствовать навыки
характеристики героев,
доказать актуальность «Повести» Салтыкова – Щедрина,
развивать творческие способности учеников.
Слайд 5Оборудование:
компьютер;
выставка разных изданий произведений Салтыкова-Щедрина;
иллюстрации к его произведениям;
презентация.
Десятое марта
Тема: Особенности жанра
и герои сказки Щедрина
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Эпиграф
Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.
Слайд 7 Эпиграф:
Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам
урок
Слайд 8Актуальность
(лат. Аctualis) - важность для данного момента, значительность
в настоящее время чего-либо, злободневность
Слайд 9 Эпиграф:
Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам
урок
Слайд 10Словарная работа
1.Ваше превосходительство
2. Надобно
3. Кабы
4. Злоумышляли
5. Кухарка
Слайд 11Особенности жанра сказки Щедрина
Жили да были два генерала, и так
как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.
Сказано – сделано. Пошел один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды.
Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились.
Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед – пиво пил, по усам текло, в рот не попало!
Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать.
Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!
Слайд 12
2.Изображение людей и явлений в фантастически причудливом, уродливо-комическом виде.
1.Мир причудливых представлений и образов, рожденных воображением на основе фактов реальной жизни.
Л
А
Л
Е
Г
О
Р
Я
И
К
И
Т
С
А
Т
Н
Ф
А
К
С
Г
Р
О
Т
2
4
Г
И
П
Е
А
Л
О
Б
3
1
3.Намеренное преувеличение.
4.Изображение отвлеченной идеи посредством образа.
Кроссворд
Слайд 13Аллегория – генерал не может сам сорвать яблока с дерева, то есть
он совсем не приспособлен к жизни, ничего не умеет делать сам.
Гротеск – генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».
Гипербола – генералы уверены были, что пища в том самом виде на свет родится, в каком ее к столу подают.
Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились…
Фантастика – генералы попадают, заснув, на необитаемый остров.
Слайд 14 Критика каких – либо явлений в жизни путем
осмеяния называется сатирой. А сказка, служащая этой цели, называется сатирической сказкой.
Слайд 23А. В результате кораблекрушения
В. По щучьему велению, по моему хотению
С. С
помощью волшебника
Д. Поехали в командировку
Как два генерала оказались на необитаемом острове?
Слайд 24На какой улице в Петербурге жили два генерала?
А. На Подьяческой
В. На
Фонтанке
С. На Литейной
Д. На Невском
Слайд 25В каком виде два генерала прибыли на остров?
А. В мундирах
В. В
ночных рубашках
С. В шубах и валенках
Д. В халате
Слайд 26Какой из двух генералов был по умнее?
А. Тот, кто был учителем
каллиграфии
В. Тот, кто был учителем географии
С. Тот, кто был учителем логики
Д. Тот, кто вообще не был учителем
Слайд 27Какую газету читали генералы на необитаемом острове?
А. «Московскую правду»
В. «Московские ведомости»
С.
«Московское обозрение»
Д.«Вестник Москвы»
Слайд 28Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?
А. Всё время
спать
В. Научиться работать
С. Найти мужика
Д. Поймать зверя
Слайд 29Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?
А. Пуговицу
В. Орден
С. Тапочки
Д. Платок
Слайд 30Как генералы отыскали на острове мужика?
А. По следам, оставленным на песке
В.
По звукам балалайки
С. По запаху мякинного хлеба
Д. По его крикам
Слайд 31В чём мужик варил суп?
А. В котелке
В. В пригоршне
С. В кокосовой
скорлупке
Д. В чане
Слайд 32Из чего мужик сделал силки для птиц?
А. Из собственных волос
В. Из
собственной рубахи
С. Из собственных лаптей
Д. Из лески
Слайд 33Как генералы мужика при себе удерживали?
А. Цепью приковали
В. Верёвочкой привязали
С. Смирительную
рубашку надели
Д. Он остался сам
Слайд 34Кем этот мужик работал в Петербурге?
А. Поваром
В. Кузнецом
С. Маляром
Д. Извозчиком
Слайд 35Как генералы вернулись домой?
А. Заснули и проснулись дома
В. Так же как
и попали на остров
С. Их спасли случайно
Д. Мужик построил корабль
Слайд 36Чем генералы наградили мужика?
А. Бутылкой пива
В. Медалью
С. Плетьми
Д. Рюмкой водки и
пятаком
Слайд 37
Если в жизни вы попали
На остров жуткий и чужой,
Где никто не
обитает
Вы одни с самим собой.
Как два наших генерала
Не ищите мужика
Им работа помогала
Не своя, а мужика.
Слайд 38Генералы без работы
Без заботы, без труда.
Им работать неохота
Им работа маета.
Вместо них
мужик работал
Спину гнул, не ел, не пил.
И корабль он им построил
С ними море переплыл.
Мужичок для них старался
И не думал ни о чем
Спас их, дома оказались
Не забыли и о нем.
(Мурзаканова Зурьяна)
Слайд 39Стихотворение В. Лифшиц. «И мы трудиться будем».
Стол, за которым ты сидишь,
кровать,
в которой ты уснешь,
тетрадь, ботинки, пара лыж,
тарелка, вилка, ложка, нож,
и каждый гвоздь,
и каждый дом,
и караваи хлеба –
все это создано трудом,
а не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час –
и мы трудиться будем!
Слайд 40
Написать сочинение
«Я в 2030 году»
Домашнее задание