Слайд 1Урок по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
литература 7кл.
Слайд 2Тема урока
Своеобразие художественного мира в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед
Рождеством»
Слайд 3Цели и задачи
Учащиеся должны:
расширить знания о творчестве Н.В. Гоголя;
получить
более полное представление о сборнике « Вечера на хуторе близ Диканьки»;
познакомиться с сюжетом и героями повести;
уяснить роль пейзажа и сцен народной жизни в произведении.
Слайд 4Ход урока
I.Вызов
Помните ли вы эти строки?
«Шум, мычание, блеяние, рёв –
всё сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, пряники, шапки – всё ярко, пёстро, нестройно; мечется кучами и снуётся перед глазами».
«Звонкая песнь лилась рекою по улицам села… Было то время, когда утомлённые дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем. С бандурою в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой казак Левко, сын сельского головы».
Назовите произведения.
Как же появился на свет сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»? (Сообщение ученика об истории создания «Вечеров…»).
Слайд 5 “Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности…
Всё это так необыкновенно в нашей теперешней литературе, что я доселе не образумился…”
А.С. Пушкин
Слайд 6Вспомним, что такое повесть. (Запись определения в тетради).
Повесть – это
литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе
(Толковый словарь Ожегова)
Слайд 7Автором “Вечеров на хуторе близ Диканьки” является Гоголь.
А кто же
такой Рудый Панько, который обозначен на титульном листе как автор и от чьего имени написано предисловие?
Слайд 9В каком художественном произведении мы встречались с таким же приёмом, когда
автор “прятал” своё имя?
Слайд 11II.Осмысление содержания
Вспомним события, изложенные в повести
«Ночь перед рождеством».
1) Инсценирование (знакомство с героями: пасичником, кумом, Вакулой и др.)
2) Анализ художественных особенностей повести.
Повести Н.В. Гоголя, действительно, необыкновенные. В чём же тайна писателя? Что помогает нам живо воспроизвести происходящее? Какие приёмы использует Гоголь? Об этом сейчас пойдёт разговор. С чего начинается повесть?
Какие пейзажные зарисовки есть ещё в повести?
Найдём изобразительные средства.
На фоне такого прекрасного пейзажа разворачиваются картины народной жизни.
Вспомним, как и почему встречали Рождество.
Сообщение ученика (презентация).
Что нового вы узнали о забавах молодёжи?
Какие ещё картины народной жизни вы увидели?
Какие верования, легенды и сказки нашли отражение в повести?
Слайд 12 Заключительное слово.
Повесть Н.В. Гоголя искрится юмором, наполнена радостью и
весельем. Кончается произведение счастливо: Вакула женится на Оксане, зло наказано, добро восторжествовало. Наверное, поэтому и экранизируют повести Гоголя, ставят на сценах театров спектакли по произведениям, рисуют иллюстрации, а композитор П.И.Чайковский создал оперу “Черевички”.
Демонстрируются кадры из фильма “Ночь перед Рождеством”.
Слайд 13III.Рефлексия
Домашнее задание.
Составить таблицу “Реальность и фантастика в повести”.
Устное
рисование портретов понравившихся героев.
Индивидуальное задание: подготовить сообщения о понятиях “юмор”, “приёмы комического”.