Слайд 1МБОУ «ЦНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
«УЧИТЕСЬ БЫТЬ ЧЕЛОВЕЧНЫМИ»
Интегрированный урок литературы, обществознания
и английского языка.
Зотова Т.Н., Ефремова С.Г., Шевчук В.Т.
Эпиграфы:
Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным.
В.Железников
Немногих, проникавших в суть вещей
И раскрывавших всем души скрижали,
Сжигали на костре и распинали,
Как всем известно, с самых ранних дней.
Гете
Слайд 5АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА ПО ПОВЕСТИ В. ЖЕЛЕЗНИКОВА «ЧУЧЕЛО».
1. Первые впечатления от
повести.
- Понравилась ли вам повесть? Чем?
- Напомните сюжет.
-Что особенно запомнилось? Назовите самые сильные, на ваш взгляд, страницы.
Слайд 6ЗНАКОМСТВО С ГЕРОЯМИ.
- А теперь давайте поближе познакомимся с героями повести.
Кто они? (Николай Николаевич Бессольцев, Лена, Димка Сомов, Миронова-Железная кнопка, Рыж:ий, Лохматый, Шмакова, Попов, Васильев, Маргарита Ивановна.)
- Дайте краткую характеристику каждому из них.
Начнем с Николая Николаевича Бессольцева, ведь он со своим домом, картинами, героическим прошлым этого древнего провинциального городка является одним из главных героев повести.
- Кто такая Лена Бессольцева?
- Как прошло ее знакомство с классом? Как встретили ее одноклассники?
- За что ее прозвали Чучелом? Почему?
Слайд 7СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Белая ворона — метафора, которая используется в русском языке идиоматическим
образом для обозначения лица, имеющего поведение или систему ценностей, отличные от других лиц своей общности. Вороны с белым оперением в природе очень редки, так как их цвет обусловлен довольно редкой мутацией — альбинизмом и они более уязвимы для хищников из-за своей заметности. Белая ворона — противоречивый символ необычности, часто сопряжённой со страданием, непониманием и отчуждением со стороны окружающих, и в то же время некой избранности, чистоты, беззащитности.
Слайд 8«БЕЛАЯ ВОРОНА»
Песни с названием «Белая ворона» есть в репертуаре Валерия Леонтьева
(ария из рок-оперы «Белая ворона. Жанна д’Арк», 1989) и группы «Чайф» (альбом Дерьмонтин, 1987).
Слайд 10БОЙКОТ
БОЙКОТ (англ. boycott, от имени английского управляющего Ч. К. Бойкота, в
отношении которого впервые в 1880 ирландскими арендаторами была применена эта мера), 1) форма политической и экономической борьбы, предполагает полное или частичное прекращение отношений с отдельным лицом, организацией, предприятием, напр. отказ наниматься на работу, покупать продукцию данного предприятия. 2) В международных отношениях, по Уставу ООН, - одна из принудительных мер (без применения вооруженных сил) для поддержания мира. Заключается в отказе государства поддерживать отношения с каким-либо государством или группой государств. 3) (Перен.) прекращение отношений с кем-либо в знак протеста против чего-либо.
Слайд 11ЧУЧЕЛО
ЧУЧЕЛО
1. Точное воспроизведение животного - его фигура, покрытая шкурой, перьями.
Ч. медведя. Набить ч. Изготовление чучел.
2. В саду, в огороде: фигура наподобие человеческой для отпугивания птиц. Огородное ч.
3. перен. О грязном, небрежно одетом или нескладном человеке (прост, пренебр.). Ч. ты этакое! * Чучело гороховое (разг. неодобр.) - о том, кто выставляет себя в смешном или глупом виде. ЧУЧЕЛО
Слайд 12НРАВСТВЕННОСТЬ
Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как
синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка человека действовать согласно своей совести и свободной воле.
Слайд 13АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ
- Ребята, вы знаете, что композиция любого драматического произведения состоит
из экспозиции, завязки, кульминации и развязки.
- Как вы думаете, какую сцену можно назвать завязкой действия в этой повести?
Слайд 14ПРЕДАТЕЛЬСТВО
Прежде чем говорить о поступке Димки Сомова, давайте подумаем, что означают
слова «предательство», «предать»?
- Почему люди идут на предательство?
- Предатель ли Димка Сомов?
- Почему предал?
-А как можно назвать поступок Лены Бессольцевой?
- Какие слова вы взяли бы для ее характеристики?
- Зачем она это сделала?
- Почему так долго верила Димке?
Слайд 15РАЗГОВОР О ЖЕСТОКОСТИ
1. Что стоит за словом «жестокость»?
2. Какие страницы повести
особенно жестоки?
3. Кто первым предлагает сжечь Ленку на костре?
Слайд 17 Я почувствовала тогда, как этот огонь охватил меня, как
он
ЖЖЁТ, ПЕЧЁТ и КУСАЕТ,
хотя до меня доходили только волны его тепла.
Слайд 18«Дедушка, знаешь,
я пришла на костёр
одним человеком,
а встала с
земли
навстречу Димке
совсем другим».
Слайд 19 «Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди».
Слайд 20 «Я была на костре… И по улице меня гоняли. А
я никогда никого не буду гонять… И никого не буду травить. Хоть убейте».
Слайд 22РЕФЛЕКСИЯ
А приходилось ли вам заново оценивать собственные поступки?
Появилось ли такое желание
сейчас? Возьмите листки бумаги и напишите
“П Р О С Т И М Е Н Я,…”
Вы можете просто дописать эту фразу, можете подробно описать, за что вы хотите извиниться. И если этот человек находится в классе, вы можете отдать ему сразу же.
Слайд 23 Помни, ты не один на свете, кроме тебя есть
другие люди; они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи.
Л. Кассиль
Слайд 24ВЫВОДЫ
Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя
допускать унижения достоинства другой личности, а также не быть жестокими по отношению к людям, которые тебя окружают, даже если они не похожи на тебя.
Слайд 25ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
1. В каждом человеке есть хорошее.
2. Чтобы не обидеть человека,
почаще
становись на его место.
3. Нельзя смеяться над внешним видом человека, ведь ты не знаешь его внутренний мир.
4. Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
5. Дари людям радость.
Слайд 26ИТОГ УРОКА
Не быть жестокими к людям, далеким и близким, к животным,
к цветам и травам – ко всему живому на земле.
Защищать свое человеческое достоинство, не позволять его топтать никому и никогда, ибо это грозит гибелью личности.
Наконец, книга учит разбираться в людях, в настоящих и мнимых друзьях, ибо разочарование в них больно ранит душу.
Беречь своих стариков, ценить их ум, опыт и готовность разделить беду.
Слайд 27УЧИТЕСЬ БЫТЬ ЧЕЛОВЕЧНЫМИ
Известная русская писательница Мария Прилежаева как-то заметила: «Человек рождается
для добрых дел, и носителями добрых дел являются дети».
Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё. И добрым сердцем помочь.
Учитесь быть человечными!
Слайд 28ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Какое чувство во мне оставила повесть «Чучело» –
оптимизма или пессимизма? Почему?
2. Как бы я поступил в ситуации, которая произошла с Леной?